Автор: Овсянкина Анна Юрьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт - Петербург
Организация: ГБДОУ детский сад 20 Кировского района
Проект: Творческая патриотическая акция «СИРЕНЬ ПОБЕДЫ»

Город герой - ЛЕНИНГРАД!

 

Педагогический замысел:

  •  формирование и уточнение представлений детей о мужестве и героизме жителей блокадного города: оборона города; работа по спасению исторических памятников;
  •  закрепление у детей знаний о праздничных мероприятиях в Петербурге, посвященных «Дню полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады»;
  •  развитие памяти, воображения, сенсорных способностей;
  •  развитие коммуникативных качеств при общении со сверстниками, взрослыми, персонажем;
  •  расширение словаря за счет слов: блокада, кольцо, осада, оккупант, подвиг, голод, враг, герой;
  •  воспитание у детей чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к мужеству ленинградцев в годы блокады,  гордости за свой город, уважения к горожанам, пережившим блокаду.

Методы и приемы:

Погружение в игровую ситуацию;

Выкладывание по образцу;

Инновационные технологии: развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо –Крестики 1,2», «Прозрачный квадрат», «Чудо – Соты», «Двухцветный квадрат», палочки Кюизенера;

Рассказ из  опыта;

ИКТ;

Слушание музыки.

Материал:

Кукла  «Гусарик»

Проектор

Презентация «Город – герой Ленинград»

Плакат «Города –герои»

Фонограмма: отрывок из «Ленинградской симфонии «Д. Шостаковича

Стихотворение «Блокада» (см . приложение)

Загадки  про Аничков мост, Ростральные колонны, Летний сад, Медный всадник (см. приложение)

Физ.минутка «Конь»

Развивающие игры: «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Чудо- Крестики 2 и 3», « Чудо – соты 1», «Палочки Кьюзенера» на каждого ребенка

«Блокадная ленточка»

Материал для аппликации:

Бумага, зеленого и светло зеленого цвета, белый картон, клей, кисточки, салфетки.

Форма организации детей:

Подгруппа 8-10 человек

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя о блокадном городе, выполнение на листе ватмана из цветной бумаги «красных гвоздик»для композиции «Венок памяти»

 

Содержание:

1 часть

В гости к ребятам приходит Гусарик (герой сказки  книги Л. Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»):

-Ребята, здравствуйте!!! Как у  вас дела? Мы с вами часто встречаемся в нашей петербургской гостиной, а вот сегодня я   предлагаю вам попутешествовать  во времени. Но  предупреждаю вас , что никому неизвестно, в какое время мы  попадем !

-Давайте закроем глаза  и произнесем«волшебные слова»:

Стужа, вьюга, снегопад,

Сфинксы на мосту стоят,

 Наш великий  Петербург

Не боится грозных вьюг.

Звучит фонограмма  фрагмента 7 «Ленинградской» симфонии

 Д. Шостаковича, на экране появляется первый слайд.

1 слайд  «Панорама блокадного города»

Чтение воспитателя  стихотворения «Блокада» (на выбор педагога)

Гусарик : Ребята кто уже понял, в какое время мы попали? Кто , что это было за время?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята в сентябре 1941 года фашистские войска приблизились к Ленинграду и взяли его в плотное кольцо. Началась блокада Ленинграда.

Блокада продолжалась очень долго 900 дней, почти 3 года – три весны, три лета, три осени и три зимы. На город было сброшено огромное число бомб  и снарядов. Продукты в городе закончились, а все запасы сгорели во время пожара. В городе были введены карточки, по ним выдавался и хлеб, выпеченный из плохой муки вперемешку с опилками. Особенно тяжело было зимой, когда наступали сильные морозы.

Но, несмотря на город и холод, защитники города и его жители мужественно обороняли свой любимый город.

2 слайд «Воздушные налеты на город»

Воспитатель:

-Днем и ночью на город налетали десятки вражеских самолетов, а им навстречу поднимались наши истребители, мужественные летчики вставали на пути вражеских самолетов.

3слайд «Летящие русские военные самолеты»

Гусарик:

-Давайте с вами  создадим свой отряд быстрых истребителей, выложим из «Прозрачного квадрата» самолеты и они поднимутся в ленинградское небо на защиту нашего города!

 Самостоятельная игровая деятельность детей с «Прозрачным квадратом».

2 часть

Гусарик:

-Ребята, посмотрите я тут нашел фотографии …

(показывает им фотографии известных памятников Санкт –Петербурга)

-А я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать, что  изображено на фотографиях? (загадывает загадки см. приложение).

Ребята, а вызнаете, как спасали эти памятники во время блокады?» (ответы детей)

 4слайд  «Защита памятников архитектуры во время блокады - Летний сад»

 Воспитатель: Правильно, ребята, в Летнем саду вырыли глубокие траншеи, рядом с ними ставили треноги  лебедками – специальным механизмом из веревок и под руководством опытного скульптора осторожно опускали в эти траншеи скульптуры и засыпали их землей. 

5 слайд «Медный всадник – в лесах и обложенный мешками с песком»

Воспитатель:

-Памятник Петру Первому хотели  снять с пьедестала и опустить на дно Невы, но было решено оставить его на своем месте, потому, что горожане верили: пока сам Петр Первый  стоит на берегу Невы, враг не войдет в город Поэтому рабочие построили для памятника прочный каркас из досок и засыпали памятник двойным количеством песка.

6 слайд «Медный всадник в блокадную зиму»

Воспитатель:

Вот так выглядел медный всадник в суровую блокадную зиму.

Так же  поступили и с  другими памятниками, так как фронт приближался к городу очень быстро и памятники просто не успевали прятать.

7 слайд « Ростральные клоны в блокаду»

Гусарик:

- А вот посмотрите, рядом с Ростральными колоннами расположилась зенитная пушка, сбивавшая вражеские самолеты над самым сердцем нашего города.

8 слайд « Снятие конных скульптур с  Аничкова моста»

Воспитатель:

- А скульптурные композиции с Аничкова моста сняли со своих пьедесталов и поместили в «подземные» конюшни, вырытые совсем рядом.

9 слайд «Подземные конюшни – скульптур с Аничкова моста»

Но после войны  памятники возвращали на свои места и реставрировали, чтобы мы с вами  могли любоваться этой красотой, созданной знаменитыми зодчими.

Гусарик :

- Ребята, а давайте мы поможем горожанам восстановить город, выложить из «Чудо – крестиков1,2», «Чудо –сот 1» памятники архитектуры Петербурга (скульптура Летнего сада, Медный всадник, Ростральная колонна, Аничков мост)

Самостоятельная игровая деятельность детей с играми В. Воскобовича.

Гусарик:

-Ребята, вспомните о том, кто из домашних животных в давние времена помогал русским богатырям защищать русскую землю, служил им и  помогал в самых  трудных ситуациях?

(ответы детей)

Физ.минутка «Конь»:

Конь меня в дорогу ждет (шаг на месте с высоким подниманием бедра)

Бьет копытом у ворот

На ветру качается гривой (наклон головы в право и влево, касаясь плеча)

Пышной сказочной красивой

Быстро я в седло вскачу (прыжок на месте)

Не поеду – полечу! (бег на месте, с закидыванием пятки назад)

Там за рекой  (мах  правой и левой рукой над головой по 4раза)

Помашу тебе рукой!!!

3 часть

 10 слайд « Звезда города- героя»

Воспитатель:

-Ребята, во время войны не только отдельные люди, но и многие города за  подвиг своих жителей, их мужество и героизм получили награду- звезду героя! Это такие города как Москва, Одесса, Новороссийск, Севастополь, Мурманск… (демонстрирует плакат «Города-герои»)

И наш город – Ленинград, перенесший страшные дни блокады тоже был награжден такой звездой! Но город не может существовать без своих жителей, каждый житель города – героя, сам – герой!

Гусарик:

Ой, а я предлагаю сделать звезду для каждого жителя города из «Двухцветного квадрата».

Самостоятельная игровая деятельность детей с играми В. Воскобовича.

11 слайд «Праздничный салют»

Воспитатель:

- Долгих 900 дней продолжалась блокада, но 27 января 1944 года блокада была окончательно снята! Поэтому этот день жители блокадного города – отмечают как праздник! Самый долгожданный и грустный, потому что многие жители не дожили до этого дня, умерли от голода, холода и бомбежек. Каждый год - 27 января в нашем городе звучат раскаты праздничного салюта!

12 слайд «Восстановление города»

Воспитатель:

-Горожан впереди ждал   тяжелый труд  по восстановлению  города  после страшных и разрушительных последствий блокады.

Гусарик:

-Ребята, давайте  тоже поможем восстанавливать наш город, выложим из палочек Кюизенера спецтехнику, помогающую восстанавливать город, строить большие дома, заводы, детские сады и школы!

Самостоятельная игровая деятельность детей с палочками Кюизенера.

4 часть

Гусарик  предлагает закрыть глаза и вернуться в свое время, сказав «волшебные слова».

Стужа, вьюга, снегопад,

Сфинксы на мосту стоят,

 Наш великий  Петербург

Не боится грозных вьюг.

Воспитатель:

Вот мы и оказались в нашем времени. Наш город стал еще прекраснее. Все это благодаря героизму наших солдат, стойкости и мужеству горожан, ленинградцев отстоявших город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Каждый, год 27 января, в память о жителях и защитниках, погибших в блокадном Ленинграде, горожане и гости нашего города повязывают «Блокадную ленточку».

Вспомните, как она выглядит?

 Давайте и мы с  вами сделаем такие ленточки для нашей композиции «Венок памяти»

(на листе ватмана выложены гвоздики из бумаги, выполненные заранее, и вокруг них, как лучи солнца располагаются блокадные ленточки)

Дети выполняют  аппликацию «Блокадная ленточка»

 Гусарик:

- какая красивая у вас получилась открытка, я очень рад, что вы помните эту памятную дату, так много знаете о нашем городе, до свидания увидимся на наших встречах в петербургской гостиной!

(дети прощаются с Гусариком)

Воспитатель:

-ребята, вам понравилось путешествовать с Гусариком? Я думаю, мы еще не раз с ним встретимся!

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий