Педагогический замысел:
Методы и приемы:
Погружение в игровую ситуацию;
Выкладывание по образцу;
Инновационные технологии: развивающие игры В.В. Воскобовича «Чудо –Крестики 1,2», «Прозрачный квадрат», «Чудо – Соты», «Двухцветный квадрат», палочки Кюизенера;
Рассказ из опыта;
ИКТ;
Слушание музыки.
Материал:
Кукла «Гусарик»
Проектор
Презентация «Город – герой Ленинград»
Плакат «Города –герои»
Фонограмма: отрывок из «Ленинградской симфонии «Д. Шостаковича
Стихотворение «Блокада» (см . приложение)
Загадки про Аничков мост, Ростральные колонны, Летний сад, Медный всадник (см. приложение)
Физ.минутка «Конь»
Развивающие игры: «Прозрачный квадрат», «Двухцветный квадрат», «Чудо- Крестики 2 и 3», « Чудо – соты 1», «Палочки Кьюзенера» на каждого ребенка
«Блокадная ленточка»
Материал для аппликации:
Бумага, зеленого и светло зеленого цвета, белый картон, клей, кисточки, салфетки.
Форма организации детей:
Подгруппа 8-10 человек
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о блокадном городе, выполнение на листе ватмана из цветной бумаги «красных гвоздик»для композиции «Венок памяти»
Содержание:
1 часть
В гости к ребятам приходит Гусарик (герой сказки книги Л. Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком»):
-Ребята, здравствуйте!!! Как у вас дела? Мы с вами часто встречаемся в нашей петербургской гостиной, а вот сегодня я предлагаю вам попутешествовать во времени. Но предупреждаю вас , что никому неизвестно, в какое время мы попадем !
-Давайте закроем глаза и произнесем«волшебные слова»:
Стужа, вьюга, снегопад,
Сфинксы на мосту стоят,
Наш великий Петербург
Не боится грозных вьюг.
Звучит фонограмма фрагмента 7 «Ленинградской» симфонии
Д. Шостаковича, на экране появляется первый слайд.
1 слайд «Панорама блокадного города»
Чтение воспитателя стихотворения «Блокада» (на выбор педагога)
Гусарик : Ребята кто уже понял, в какое время мы попали? Кто , что это было за время?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята в сентябре 1941 года фашистские войска приблизились к Ленинграду и взяли его в плотное кольцо. Началась блокада Ленинграда.
Блокада продолжалась очень долго 900 дней, почти 3 года – три весны, три лета, три осени и три зимы. На город было сброшено огромное число бомб и снарядов. Продукты в городе закончились, а все запасы сгорели во время пожара. В городе были введены карточки, по ним выдавался и хлеб, выпеченный из плохой муки вперемешку с опилками. Особенно тяжело было зимой, когда наступали сильные морозы.
Но, несмотря на город и холод, защитники города и его жители мужественно обороняли свой любимый город.
2 слайд «Воздушные налеты на город»
Воспитатель:
-Днем и ночью на город налетали десятки вражеских самолетов, а им навстречу поднимались наши истребители, мужественные летчики вставали на пути вражеских самолетов.
3слайд «Летящие русские военные самолеты»
Гусарик:
-Давайте с вами создадим свой отряд быстрых истребителей, выложим из «Прозрачного квадрата» самолеты и они поднимутся в ленинградское небо на защиту нашего города!
Самостоятельная игровая деятельность детей с «Прозрачным квадратом».
2 часть
Гусарик:
-Ребята, посмотрите я тут нашел фотографии …
(показывает им фотографии известных памятников Санкт –Петербурга)
-А я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать, что изображено на фотографиях? (загадывает загадки см. приложение).
Ребята, а вызнаете, как спасали эти памятники во время блокады?» (ответы детей)
4слайд «Защита памятников архитектуры во время блокады - Летний сад»
Воспитатель: Правильно, ребята, в Летнем саду вырыли глубокие траншеи, рядом с ними ставили треноги лебедками – специальным механизмом из веревок и под руководством опытного скульптора осторожно опускали в эти траншеи скульптуры и засыпали их землей.
5 слайд «Медный всадник – в лесах и обложенный мешками с песком»
Воспитатель:
-Памятник Петру Первому хотели снять с пьедестала и опустить на дно Невы, но было решено оставить его на своем месте, потому, что горожане верили: пока сам Петр Первый стоит на берегу Невы, враг не войдет в город Поэтому рабочие построили для памятника прочный каркас из досок и засыпали памятник двойным количеством песка.
6 слайд «Медный всадник в блокадную зиму»
Воспитатель:
Вот так выглядел медный всадник в суровую блокадную зиму.
Так же поступили и с другими памятниками, так как фронт приближался к городу очень быстро и памятники просто не успевали прятать.
7 слайд « Ростральные клоны в блокаду»
Гусарик:
- А вот посмотрите, рядом с Ростральными колоннами расположилась зенитная пушка, сбивавшая вражеские самолеты над самым сердцем нашего города.
8 слайд « Снятие конных скульптур с Аничкова моста»
Воспитатель:
- А скульптурные композиции с Аничкова моста сняли со своих пьедесталов и поместили в «подземные» конюшни, вырытые совсем рядом.
9 слайд «Подземные конюшни – скульптур с Аничкова моста»
Но после войны памятники возвращали на свои места и реставрировали, чтобы мы с вами могли любоваться этой красотой, созданной знаменитыми зодчими.
Гусарик :
- Ребята, а давайте мы поможем горожанам восстановить город, выложить из «Чудо – крестиков1,2», «Чудо –сот 1» памятники архитектуры Петербурга (скульптура Летнего сада, Медный всадник, Ростральная колонна, Аничков мост)
Самостоятельная игровая деятельность детей с играми В. Воскобовича.
Гусарик:
-Ребята, вспомните о том, кто из домашних животных в давние времена помогал русским богатырям защищать русскую землю, служил им и помогал в самых трудных ситуациях?
(ответы детей)
Физ.минутка «Конь»:
Конь меня в дорогу ждет (шаг на месте с высоким подниманием бедра)
Бьет копытом у ворот
На ветру качается гривой (наклон головы в право и влево, касаясь плеча)
Пышной сказочной красивой
Быстро я в седло вскачу (прыжок на месте)
Не поеду – полечу! (бег на месте, с закидыванием пятки назад)
Там за рекой (мах правой и левой рукой над головой по 4раза)
Помашу тебе рукой!!!
3 часть
10 слайд « Звезда города- героя»
Воспитатель:
-Ребята, во время войны не только отдельные люди, но и многие города за подвиг своих жителей, их мужество и героизм получили награду- звезду героя! Это такие города как Москва, Одесса, Новороссийск, Севастополь, Мурманск… (демонстрирует плакат «Города-герои»)
И наш город – Ленинград, перенесший страшные дни блокады тоже был награжден такой звездой! Но город не может существовать без своих жителей, каждый житель города – героя, сам – герой!
Гусарик:
Ой, а я предлагаю сделать звезду для каждого жителя города из «Двухцветного квадрата».
Самостоятельная игровая деятельность детей с играми В. Воскобовича.
11 слайд «Праздничный салют»
Воспитатель:
- Долгих 900 дней продолжалась блокада, но 27 января 1944 года блокада была окончательно снята! Поэтому этот день жители блокадного города – отмечают как праздник! Самый долгожданный и грустный, потому что многие жители не дожили до этого дня, умерли от голода, холода и бомбежек. Каждый год - 27 января в нашем городе звучат раскаты праздничного салюта!
12 слайд «Восстановление города»
Воспитатель:
-Горожан впереди ждал тяжелый труд по восстановлению города после страшных и разрушительных последствий блокады.
Гусарик:
-Ребята, давайте тоже поможем восстанавливать наш город, выложим из палочек Кюизенера спецтехнику, помогающую восстанавливать город, строить большие дома, заводы, детские сады и школы!
Самостоятельная игровая деятельность детей с палочками Кюизенера.
4 часть
Гусарик предлагает закрыть глаза и вернуться в свое время, сказав «волшебные слова».
Стужа, вьюга, снегопад,
Сфинксы на мосту стоят,
Наш великий Петербург
Не боится грозных вьюг.
Воспитатель:
Вот мы и оказались в нашем времени. Наш город стал еще прекраснее. Все это благодаря героизму наших солдат, стойкости и мужеству горожан, ленинградцев отстоявших город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Каждый, год 27 января, в память о жителях и защитниках, погибших в блокадном Ленинграде, горожане и гости нашего города повязывают «Блокадную ленточку».
Вспомните, как она выглядит?
Давайте и мы с вами сделаем такие ленточки для нашей композиции «Венок памяти»
(на листе ватмана выложены гвоздики из бумаги, выполненные заранее, и вокруг них, как лучи солнца располагаются блокадные ленточки)
Дети выполняют аппликацию «Блокадная ленточка»
Гусарик:
- какая красивая у вас получилась открытка, я очень рад, что вы помните эту памятную дату, так много знаете о нашем городе, до свидания увидимся на наших встречах в петербургской гостиной!
(дети прощаются с Гусариком)
Воспитатель:
-ребята, вам понравилось путешествовать с Гусариком? Я думаю, мы еще не раз с ним встретимся!