Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, интерес к истории России.
Задачи:
1). Познакомить детей с исторической личностью – Петром 1, с отдельными событиями в истории России времён правления Петра 1.
2). Воспитывать интерес к истории нашей страны.
3). Развивать эмоциональное восприятие детей через использование средств мультимедиа.
Материалы и оборудование: Презентация «Петр I», ноутбук, интерактивная доска.
Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога.
Предварительная работа: беседы о российской символике.
Словарная работа: «потешное войско», флот, корабельное дело, Преображенский и Семёновский полки и др.
Ход занятия.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие. Для начала нашего путешествия отгадайте загадку.
У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный … (Флаг)
О флаге какой страны говорится в загадке? (Ответы детей.) Правильно, о флаге России. Каждый цвет флага имеет своё значение. Ответьте мне, пожалуйста, что означают белая, синяя и красная полоски на нашем флаге? (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы, белый цвет означает мир и чистоту, синий – цвет неба, моря, символ свободы, красный – цвет силы, отваги. Трёхцветный флаг – символ свободы и независимости всех народов, населяющих Россию.
А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Кто сидит на троне
В золотой короне? (Царь)
Наш сине-бело-красный флаг был сначала военным флагом, и только потом стал государственным, и ввёл этот флаг царь Пётр 1. Ребята, я вам рассказывала о том, что на Руси было много царей, а сегодня я расскажу о царе, который очень много сделал для России. Это царь Петр Первый. Отец Петра Первого умер рано, его воспитывала мать. Маленький Петр был очень умным, здоровым и смелым. Петра Первого благословили на царство, когда ему было всего 10 лет. Но править по- настоящему он стал лишь спустя 7 лет. Все это время маленький Петя учился. Грамоте будущий царь стал обучаться с пяти лет. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. А в свободное время он очень любил играть. У Петра было даже свое войско, которое состояло из его сверстников. Войско это называли «потешным», потому что маленький царь играл - «тешился». Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский (синие мундиры) и Семеновский (зеленые мундиры) полки.
В то время, когда у власти встал царь Петр Первый, Россия была бедной страной. А в других странах люди жили лучше. Там было много заводов, фабрик, школ, где дети могли учиться. Петр Первый хотел превратить Россию в сильное государство. И стал он учиться у иностранцев. В первую очередь царь решил создать свой флот. Тогда-то он и поехал за границу, чтобы научиться строить корабли. Петр Первый работал и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Он освоил много ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Домой он вернулся с багажом знаний и вместе с иностранными мастерами разных профессий – строить новое государство. Начать Петр Первый решил с флота. Петр избрал Воронеж колыбелью российского флота. Город стоял на берегу р. Воронеж, недалеко от Дона. В окрестностях росли дубы и сосны, служившие материалом для строительства судов. Неподалеку залегала липецкая железная руда, из которой можно было выплавить пушки и другое оружие. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.
Физминутка «Вы, наверное, устали»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И на стульчики уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за воспитателем.)
Стремясь воздействовать на всех своим личным примером, Петр был первым работником в своей стране. Он любил говорить: "Я царь, а у меня мозоли на руках". Действительно, он трудился необычайно, и труд его отличался всеобъемлющим разнообразием. Вставал он очень рано, до свету, и в три или в четыре часа утра уже присутствовал на совете министров. Обсудив там со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство, где следил за постройкой судов и давал на месте решения по вопросам, с которыми к нему обращались должностные лица и мастера. Здесь он нередко сам брался за топор и работал над постройкой корабля. Потом, зайдя домой, занимался токарным делом, которое чрезвычайно любил и в котором был необыкновенно искусен. В 11 часов Петр садился обедать; но вопреки старинному обычаю, он не любил долго оставаться за столом, и обед его состоял из немногих простых блюд, в числе которых непременно каждый день подавался его любимый студень. После обеда он короткое время отдыхал, а затем отправлялся на постройки, посещал мастерские, осматривал суда и т. д. Вечером Петр обыкновенно посещал кого-нибудь из своих любимцев, и рано возвратясь к себе, ложился спать. Вообще день Петра был полон самого разнообразного труда, и он вполне оправдывал своим образом жизни любимую свою поговорку: "Делу время, а потехе час".
А.С.Пушкин прекрасно очертил его образ в строчках стихотворения:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник --
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- А хотите узнать, что нового ещё появилось в нашей стране, пока правил Царь Петр?
- изменил мужскую и женскую одежду;
- запретил бороды;
- изменил азбуку;
- открыл первый музей;
- выпустил первую газету;
- открылся первый театр;
- Новый год стал праздноваться в привычное нам время;
- заставил народ учиться;
- привез в Россию картофель.
А вот с картофелем вышла совсем смешная история. Сегодня мы называем картофель «вторым хлебом», но приживался этот корнеплод очень долго и тяжело. Это было связано, в первую очередь с тем, что люди не раз травились «вершками», не догадываясь о том, что есть нужно как раз «корешки». Смущало русских людей и само слово «картофель». Наши предки были уверены, что «картофель» происходит от немецких слов «крафт ойфель», что на русский переводится как «дьявольская сила». Для распространения картофеля Пётр I применил смекалку. Он засадил несколько полей картофелем и приставил к ним вооруженную охрану. Днем солдаты «несли пост», а на ночь расходились спать. Мотивация «запретного плода» сработала. Соблазн «стащить» то, что так ревностно охраняют, оказался настолько велик, что люди начали воровать плоды с поля и высаживать их на своих участках. В честь Петра Великого возведены памятники в разных городах.
Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, что сегодня мы узнали нового? Ребята, вы все сегодня большие молодцы, а в каждом путешествии принято приобретать сувениры, вот вам сувенир- это раскраски. До свидания!