Автор: Соломатина Наталья Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Ильинка
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ильинская средняя общеобразовательная школа"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Экономика семьи"

 

Цели:

- подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи

- познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, фиксированные и переменные доходы, бюджет семьи.

- способствовать формированию функциональной грамотности у учащихся

- продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы, решать экономические задачи.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска, мобильный класс, карточки с заданиями.

 

Ход урока:

I Организационный момент

2. Психологический настрой на урок.

Как вы считаете, для вас легче выполнять задания индивидуально или группой? Большинство заданий мы будем выполнять в группах. Но помните,  результат каждой группы будет зависеть от каждого его члена, поэтому стараемся все, не забываем оказывать помощь тем, кто испытывает трудности.

Первое задание – найди свою группу. На столах перед каждым лежат карточки с каким-то словом, капитаны команд получают карточки со словом на жёлтом фоне. Каждый капитан должен найти членов своей команды и объяснить, по какому принципу сформирована команда.

Международная валюта, доллар, евро.

Эквивалент, редкие раковины, шкурки куницы.

Монета, аверс, реверс

Что объединяет все эти слова? (деньги)

3. Проверка домашнего задания.

Следующее задание будет индивидуальным. Работа с мобильным классом. Решение теста. Оценивание работ.

 III Мотивационно-целевой этап

Слайд: Посмотрите на слайд. Что объединяет эти две фотографии? Какова тема сегодняшнего урока? Записываем тему урока в тетрадь: Экономика семьи

Целеполагание                       

Какие цели на сегодняшний урок поставим? Посмотрите на слайд, сверьте цели, поставленные вами с целями урока.

- Выяснить, из чего складывается экономика семьи: определить  ресурсы семьи, что такое семейный бюджет,

-Выяснить каковы источники доходов семьи, какие бывают расходы у семьи,

-Учится решать экономические задачи, связанные с ведением домашнего хозяйства

-Выполнить проектную работу по составлению учебного пособия по теме сегодняшнего урока

IV Работа над новой темой

Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают  деньги, чтобы  удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься  и вам.  Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются дом (квартира), имущество, денежные средства. Члены семьи распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество.

Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает ресурсами: материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами. Рассмотрим их.

Прочитайте о ресурсах семьи в распечатанном тексте на ваших столах и подготовьтесь соотнести на интерактивной доске виды ресурсов семьи и их примеры.

(Газовое отопление, дом, рецепт приготовления пирога, машина, мама с дочерью готовит обед, заработная плата папы, электричество, совет бабушки по приготовлению щей, пенсия бабушки.)

А как рационально использовать данные ресурсы, чтобы сэкономить деньги семьи?

Учитель проверяет правильность выполнения задания и подводит итог.

Выводы учителя: Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева

Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ

A финансовые ресурсы – это сбережения и доходы семьи

                                                                                                          

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд, глазами следим за полетом бабочки)

 

Чтобы вести семейное хозяйство необходимо научиться вести семейный бюджет. Что такое семейный бюджет? Найдите определение в учебнике. С. 116

Для чего нужно научиться составлять бюджет семьи? ( чтобы на всё хватало денег,  чтобы развиваться как всесторонняя личность)

Слайд Бюджет семьи – предварительная роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период времени. Учитель вывешивает на доске плакат с изображённой сумкой (семейный бюджет). Бюджет состоит из двух частей доходной части и расходной.

Работа по группам.

1 группа прочитать в учебнике с. 113, 115 и заполнить таблицу.

2 группа прочитать с. 116,117 заполнить таблицу. (Заполненные таблицы крепятся на доску)

3 группа прочитать с 115 о возможности трудовой деятельности несовершеннолетних и заполните таблицу

Проверка по слайдам.

Доходы семьи: фиксированные (пенсия, стипендия, оклад заработной платы)

Как увеличить доходы?

Переменные (доход от личного приусадебного хозяйства, гонорар от напечатанной статьи)

На карточке подчеркните красным цветом фиксированные доходы, зелёным – переменные.

Многим семьям в современной России не хватает денег и поэтому подростки хотят помочь своим родителям. Как это сделать?

Слайд. В Трудовом кодексе РФ записано, что подросток с 14 лет имеет право трудиться по договору с согласия одного из родителей, в свободное от учебы время. При этом рабочее время не должно превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа, ночной труд запрещен. Работа не должна угрожать здоровью, мешать учебе.

 Слайд. Расходы: обязательные (оплата коммунальных услуг, транспортные расходы, на продукты питания); произвольные (покупка золотых серёжек для дочери, путёвка в Сочи)

На карточке отметьте красным цветом обязательные расходы, зелёным – произвольные.

В чём сложность составления бюджета? (Доходы ограничены, потребности членов семьи безграничны).

В зависимости от соотношения доходной и расходной частей выделяют  несколько видов бюджета. Если доходов в семье больше чем расходов то такой бюджет называется профицитным, если доходов меньше, чем расходов семье приходится брать кредит в банке или в долг у знакомых, и такой бюджет называется дефицитным. Если доходы примерно равны расходам, то бюджет сбалансированный (Учитель прикрепляет карточки на доску)

Как же сделать, чтобы денег хватало на все расходы и семья жила богато, хотите узнать? Послушайте советы одного мудреца.

Однажды состоятельного и мудрого старца спросили, как ему удалось достичь богатства, ведь он родился в бедной семье. Мудрец сказал, что это очень просто и является следствием того образа жизни, который он себе выбрал, а также трех важных привычек: «Во-первых, я умею расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного. Этому я научился, работая в юности сортировщиком овощей и фруктов. Почему бы таким же образом не поступать со своими желаниями? Сортируя их, я могу выбрать лучшие и достичь их. Во-вторых, я люблю накапливать силы, отдыхая в тени деревьев. После того, как потратишь немало энергии на пути к исполнению желания или в житейской суете, бывает так приятно восстановиться, сидя под развесистой кроной дерева, наблюдая происходящее вокруг и размышляя. Накопление богатства похоже на накопление  сил, когда во время взятой паузы тебе приходят новые идеи, которые иначе не посетили бы тебя. И это время ты не тратишь – ты копишь. И твой дальнейший путь становится вдвойне легче и приятнее после непродолжительного отдыха. И, наконец, в-третьих, я никогда не изменяю двум первым привычкам. Вот мои три секрета».

Вопросы:      

  1. Какие секреты использовал в своей жизни мудрец, чтобы стать богатым?

Слайд 1)Учись отделять важные потребности от второстепенных

            2) Учись отдыхать, делать паузу, чтобы обдумать всё и придумать новые пути пополнения доходов

            3) Не нарушай первые два правила

2.         Могут ли подобные секреты помочь  современному человеку?

V Закрепление изученного.

 Практическая часть. Теперь мы посмотрим, насколько вы можете следовать этим советам и составлять семейный бюджет. Я познакомлю вас с одной историей, а по ходу вы будете заполнять таблицу на ваших столах.

 В одном большом  городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса.  В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да  побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед? Читаем слайд, вставляем пропущенные слова.

Слайд:  Велосипед стоит 7 000 рублей. Отец взял листок  и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги,  8000 рублей».

Бабушка получает…...........

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, в размере 3000 рублей. О каких деньгах говорит сын – студент? ...................

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1000 рублей.

Смогут ли родители купить велосипед, и какие источники доходов есть у семьи, представленной в тексте?

Вопрос: какие источники доходов есть у семьи? (ответы учеников: заработная плата, пенсия, стипендия)

Учитель:  Какие из этих доходов фиксированные, а какие переменные?

Слайд: Доходы семьи:

                                                    Зарплата папы: 30  000 рублей.

                                                    Зарплата мамы: 26 000 рублей.

                                         +        Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

                                                    Стипендия брата: 3 000 рублей.

                                                    Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Смогут ли родители купить велосипед Вере стоимостью в 7 тысяч рублей? (Ответы учеников).

На эти деньги можно купить не один велосипед. Но вдруг мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой  же список составила она.

 Слайд:

  Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

                                          Итого: 50 000 рублей

 

 Какие это расходы? Сравните доходы и расходы? Какой получился бюджет?

В нашем примере доходы составили 68 000 рублей, а расходы 50 000. Чего больше доходов или расходов у нас получилось? Осталось еще 18 000 рублей. Смогут ли родители купить велосипед Вере. Но велосипед стоит 7000 рублей, куда пойдут оставшиеся 11 000 рублей? (Ответы учеников).

Самостоятельная работа групп

Задача № 2

Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15 000 р.? (Ответ 10 месяцев)

Задача № 3                    

На счетчике стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856.

Значит, в этом месяце израсходовано 100кВт/ч.  1 кВт/ч = 5 рубля 10 копеек.

Сколько рублей составит плата за электроэнергию? (Ответ: 510 р.) 

Задача№4              

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит  150 руб., а пакет весом 500 г стоит  60 руб.? Сколько денег она сэкономит? (Ответ: выгоднее 1 кг 500 г, 36 р сэкономит)

Задача№5

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг , а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье. (Ответ: оптом дешевле, экономия 200 р.)

VI Работа в разделе «Поэтическое слово»

К. И. Чуковский «Федорино горе» Слайд

Вы конечно помните эту историю. От грязнули ушла вся посуда вместе с домашней утварью. Давайте ответим на вопросы

1)  Можно ли назвать Федору Егоровну хорошей хозяйкой?

2)  Какие неполадки в домашнем хозяйстве  ей пришлось справлять?

3)   Чем ответила посуда на заботу Федоры

Ответы учащихся.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как к тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью, сохраняя силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, экскурсии и т. п.).

VII. Подведение итогов урока.

Вспомним цели нашего урока, достигли ли мы их? Получилось ли наглядное пособие по теме урока? (Не хватает определения что такое семейный бюджет) Я предлагаю вам взять карточки, которые лежат перед вами, выйти всем классом к доске за 10 сек. определить правильную последовательность слов, чтобы получилось определение и стать в нужной очерёдности. (Карточки крепятся к плакату)

VIII. Рефлексия

Закончите предложения:

 Сегодня на уроке я…

Самым полезным и интересным для меня было…

Я встретился с трудностью при…

У меня хорошо получилось…

IX Самооценка учащихся, выставление и комментирование оценок.

X. Домашнее задание

параграф 14, задания № 8 стр. 119 (учебник), вместе с родителями составить бюджет на следующий месяц

37 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий