Автор: Попова Татьяна Григорьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: ГБОУ школа №644
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Формировании функциональной грамотности через математико-экономическое направление

 

В педагогической науке особое внимание отводится обсуждению вопроса эффективности организации образовательного процесса.

Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных способов повышения качества образования в быстроменяющемся мире. позитивных, положительных установок, мотивации к обучению и стратегий поведения в различных ситуациях.

Однако выпускники российских образовательных организаций, успешно овладевшие академическими знаниями в различных предметных областях, недостаточно способны использовать эти знания в практической жизнедеятельности.

Актуальность проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся как возможности эффективной интеграции личности в быстроменяющемся обществе.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [9]

Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [10]

Математика создает у школьников, необходимый математический аппарат для решения основных финансовых задач, позволяющих соотнести теоретические знания школьного курса математики и различные жизненные ситуации, с которыми школьники сталкиваются в реальной жизни.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017г., «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» [12], предполагается включение программ по формированию основ финансовой грамотности в образовательные программы организаций. Однако, у педагогов образовательных организаций возникает ряд затруднений, связанных с перспективным планирование занятий, определением содержания занятия, с учетом потребностей и возможностей, с использованием современных и эффективных форм работы с детьми при формировании предпосылок финансовой грамотности

Анализируя учебные пособия по математике можно заметить некую закономерность в материалах, которые помогают нам в решении экономических задач [1-8].

5 класс

[1, 3, 5]

Диаграммы (доходы, расходы)

 

Проценты (кредит, вклад, премия)

6 класс

[2,4,6,8]

Пропорция (повышение, понижение цены)

Налоги, заработная плата

7 класс

Спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена

Оптимальные затраты на покупки и услуги

В 5 классе при изучении дробей учащимся предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи (доходы и расходы), а при изучении процентов они смогут разобрать, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы.

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики смогут рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации.

В 8 классе при изучении квадратных уравнений ребята смогут объяснять ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

9 класс позволяет еще больше углубиться в темы по финансовой грамотности: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Можно начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.

В 10-11 классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций; производной; наибольшего и наименьшего значения.

Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.

Таким образом, формирование финансовой грамотности в курсе математики должно:

  • улучшить социальную адаптацию учащихся и их интеграцию в общество;
  • показать применение математических знаний и умений, полученных на уроках, в повседневной жизни;
  • сформировать знания и умения обучающихся по созданию и преобразованию математических моделей при решении некоторых экономических задач;
  • сформировать умения управлять личными финансами, осуществлять учет личных расходов и доходов, осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование на жизненные цели.

     В ходе анализа содержания задач по математике было выявлено, что большинство задач школьных учебников не содержит подлинных проблем, возникающих в практической деятельности человека. Кроме того, терминология, используемая в математических учебниках, не соответствует понятийному аппарату классического курса экономической теории, что ставит перед учителем проблему адаптации математической терминологии, принятой в экономике. Это важно сделать в целях формирования навыков применения математических моделей для решения задач практической направленности, экономической грамотности обучающихся и свободного овладения основными экономическими понятиями на научном уровне.

Таким образом, большое значение приобретает решение математических задач с экономическим содержанием, использование деловых игр, обсуждение ситуаций, типичных для экономики семейного хозяйства, предприятия и страны в целом. В результате у обучающихся создается представление о месте математики в системе наук, формируются навыки применения математических моделей для решения задач реальной жизни, а экономические сведения помогают школьникам лучше понять особенности труда в промышленной и предпринимательской деятельности. При этом удобно рассматривать экономические понятия на уроках и во внеурочной деятельности, увеличивая объём знаний о них, с учётом возраста обучающихся и имеющихся базовых математических знаний.

При переходе из класса в класс одна и та же экономико-математическая модель может быть показана в разных аспектах, постепенно раскрываются её связи с другими объектами экономической теории, решаются более сложные задачи.

Начав работать по такой системе в 5 классе, обучающиеся 9—11 классов уверенно переводят жизненные задачи на язык математики, составляют экономико-математические модели, используют информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, график, диаграмма, таблица), получают результат, используя математические методы.

Финансовая грамотность позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.

В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. В наше время быть финансово грамотным – очень важно для каждого из нас. Можно с уверенностью сказать, что практически все ключевые сферы человеческой жизнедеятельности так или иначе связаны с деньгами. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых необходимо контролировать. Однако для многих остаётся неизвестным, как это сделать правильно, грамотно.

В нашей школе уже четвёртый год реализуется проект по формированию финансово-экономической грамотности.

Главная цель нашего проекта – найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в существующую образовательную программу школы

Формирование предпосылок финансовой грамотности у школьников можно рассматривать как один факторов успешной социализации обучающихся. Для экономического воспитания и обучения школьников в образовательной организации используется интеграция как межпредметная, таких предметов как русский язык и литература при сочинительстве сказок учащимися 5-8 классов, информатики при создании мультфильмов в программе Scratch.  Scratch — это бесплатный язык программирования и одновременно программа, предоставляющая визуальный интерфейс для создания игр и анимаций, цель которой обучить молодежь мыслить логически и раскрыть ее творческий потенциал, предметов обществознание и математика при подборке, самостоятельной разработке практико-ориентированных заданий. 

Интеграционный подход направлен на формирование у обучающихся метапредметных, личностных умений и навыков, позволяющих прийти к осознанию целостной картины мира и места человека в нём. 

Изменения организации образовательного процесса через реализацию инновационной образовательной онлайн- программы на российской образовательной платформе STEPIK потребовали и изменений условий в развитии личности, а именно в изменении образовательной политики, изменении ведущих функций школы, готовность педагогов к новым вызовам организации образовательного процесса, тем самым с выходом ученика на построение реального индивидуального образовательного маршрута.

При разработке инновационного продукта приняли активное участие главные субъекты образовательного процесса: учителя, учащиеся и их родители.

Внеурочная деятельность учащихся выстраивается в соответствии с решаемой проблемой по формированию финансово-экономической грамотности. В рамках совместной деятельности взрослых и детей решаются задачи по разработке нового инновационного продукта. Кроме этого у учащихся вырабатываются навыки рефлексивной деятельности, за счёт постоянного анализа, как своих проектных шагов, так и проектных шагов других участников.

Уникальность образовательной онлайн-программы «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность от А до Я» для обучающихся 3-5 классов, размещённой на российской образовательной платформе STEPIK, дает возможность учащимся не только нашей школы, но и школ России и ближнего зарубежья обучаться по данной программе самостоятельно, при необходимости воспользовавшись комментариями других участников или администратора программы.

Российская образовательная платформа STEPIK, активно использующаяся при подготовке к олимпиаде НТИ, а также при изучении дополнительных программ, способствующих качественной подготовке к такому роду олимпиад.  Разработанная нами онлайн-программа также позволяет обучающимся расширить свои познания в области финансово-экономической грамотности.

Разработка инновационного продукта потребовала большой подготовительной работы, которая длилась в течение четырех лет.

В рамках подготовительного этапа осуществлялась:

  • диагностика сформированности экономических представлений у школьников;
  • консультирование педагогов, определение содержания работы, выбор форм и методов;
  • привлечение социальных партнеров (ПАО ВТБ Банк), заключение соглашений о сотрудничестве, разработка планов совместных мероприятий.
  • финансовое просвещение педагогов и сотрудников образовательной организации;
  • формирование развивающей предметно-пространственной среды для экономического воспитания и обучения школьников, создание в классах центров активности по формированию предпосылок финансовой грамотности, создание базы электронных образовательных ресурсов руками учителей и учащихся школы, приобретение интерактивного оборудования.

Основной этап проекта предполагал запуск онлайн-курса «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность от А до Я» в режиме тестирования.

В течение основного этапа дети, дети с родителями сочиняли сказки, старшеклассники создавали мультфильмы по написанным сказкам. Педагоги вместе с детьми разрабатывали дидактические игры по формированию предпосылок финансовой грамотности.

Контрольно-аналитический этап предполагает диагностику сформированности экономических представлений у школьников. Осуществляется диагностика сформированности качеств экономической деятельности. Обобщение и распространение опыта реализации проекта, представление его на семинарах, конференциях, а также в виде публикаций, пособий, печатных изданий, видеоматериалов, включая международный Петербургский образовательный форум в марте 2021 года.

Организационные, кадровые риски – недостаточная профессиональная подготовка педагогов в направлении формирования основ финансовой грамотности. Устранение риска возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (контроля). Важным средством снижения риска является проведение мероприятий по повышению квалификации, профессиональному росту педагогических работников.

Минимизация рисков также осуществляется за счет постоянного наполнения онлайн-программы новыми материалами, корректировки разделов, задач на основе нормативных изменений в вопросах, рассматриваемых в образовательной программе.

Интегрируя математическое и финансово-экономическое образование мы тем самым работаем над развитием комбинаторно-логического мышления, позволяющего сформировать единую картину мира ученика. 

Список литературы:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2017. 128 с.
  2. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. 11-е изд. М.: Просвещение, 2010. 303 с.
  3. Муравин Г.К., Муравина А.В. Математика. 5 класс: учеб. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. 318 c.
  4. Муравин Г.К., Муравина О.В. Математика. 6 класс: учеб. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. 319 c.
  5. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
  6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 304 с.
  7. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика: 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. 31-е изд., стереотип. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.
  8. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. 30-е изд., стереотип. М.: Мнемозина, 2013. 288 с.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35
  10.  PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019.
  11.  https://stepik.org/92173 Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность (от А до Я)
  12. https://base.garant.ru/71775558/  Распоряжение от 25 сентября 2017 года n 2039-р  Стратегию повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.

     

12 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий