Автор: Попова Татьяна Григорьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: ГБОУ школа №644
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Рабочая онлайн-программа "Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность от А до Я"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность (от А до Я)» соответствует программам внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. 
Курс разработан на основе авторской программы, разработанной учителями и учащимися школы N644 г. Санкт-Петербурга, размещенной на российской образовательной платформе STEPIK.
В курсе представлены не только теоретический материал, но и практические задания, видеосюжеты, оформленные в виде мультфильмов.
Курс посвящен основным понятиям необходимым человеку по финансово-экономическим вопросам, с которыми приходится встречаться практически каждый день.
Данная программа предполагается для реализации в 3-5 классах. Курс рассчитан на 34 часа.
Место курса в образовательной системе. 
Курс может быть включён в план:
•    внеурочной деятельности как часть учебного плана начальной и основной общеобразовательной программы как курс по общеинтелллектуальному направлению;
•    дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации;
•    дополнительного образования дополнительного образования детей, где она является основной, а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии
Цель курса «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность» (от А до Я): повысить уровень финансово-экономической грамотности обучающихся.
Задачи курса:
    удовлетворить познавательные потребностей, учащихся в области финансово-экономического образования;
    сформировать активную жизненную позицию, на основе приобретённых знаний, умений и способов рационального финансового поведения;
    получить первый опыт в области финансовых отношений в семье;
применить полученные компетенции для решения элементарных задач в финансовых  вопросах семьи;
    выработать личное финансовое поведение, а также овладеть элементарными способами поиска и изучения информации в финансово-экономической области;
    сформировать интерес учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансово-экономической грамотности, к исследовательской и проектной деятельности в сфере финансово-экономического образования;
    получить первые навыки предпринимательства;
    подготовить обучающихся к участию в олимпиадах по экономике, основам предпринимательства.
Курс по финансово-экономической грамотности поможет разобраться с самыми важными вопросами планирования семейного бюджета.
Курс по финансовой грамотности поможет разобраться с самыми важными вопросами планирования семейного бюджета. 
Курс состоит из трех модулей: финансовая азбука семьи, обязательные расходы семьи, порешаем, подсчитаем. 
Основные содержательные линии курса «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность» (от А до Я):
•    Доход и расход семьи; 
•    заработная плата, аванс, премия, пенсия, стипендия; 
•    аренда; 
•    подоходный налог, налог на недвижимость и НДС; 
•    коммунальные услуги;
•    телефонная связь и Интернет-услуги;
•    транспортные услуги;
•    обязательные покупки;
•    оплата электроэнергии, кредит;
•    домашняя бухгалтерия, накопления и заработки;
•    метод пяти конвертов;
•    потребительская корзина и прожиточный минимум. 
Изучение курса опирается на межпредметные связи с учебными предметами: математика, информатика, история, технология, обществознание.
В рамках курса рассматриваются экономические задачи, которые могут быть включены в учебный предмет математики, а также представлены задачи на сопоставление и соответствие, которые развивают мышление, учат классифицировать, сравнивать, обобщать.
Материалы курса и задания соответствуют возрастным особенностям детей и включают:
•   Сказки и мультфильмы на темы, представленные в программе;
• задания с элементарными денежными расчётами, на сопоставление, соответствие;
•  загадки и ребусы на понятия и термины, представленные в программе;
•  мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В рамках изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты изучения курса «Основы предпринимательства и финансовой грамотности»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• понимание финансово-экономических проблем семьи, понимание финансовых связей семьи и государства;
•    овладение начальными навыками финансовых отношений: доходы и расходы, расчёт процентов по налогам, по кредиту и т.п.;
•    формирование самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение;
•    умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи;
• понимание важности финансовой грамотности и мотивации к её развитию;
• успешное выступление на предметных олимпиадах данного направления.
Метапредметные результаты изучения курса «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность» (от А до Я):
Познавательные
• Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа простейшей финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач;
• сравнение разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, о социальных выплатах, о банковских услугах для физических лиц;
•установление связей между платой налогов и финансовым поведением человека, и его благосостоянием;
•    построение рассуждений от к суждений и умозаключениям;
    • умение производить расчёты задач в соответствии с возрастом и имеющимися знаниями учащихся, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам;
    • владение основными предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, проектная деятельность в области экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные 
•    Анализ результатов по финансово-экономической грамотности, формулирование экономической цели семьи, а также семьи, общества и государства; 
• повышение компетенций в вопросах решения элементарных вопросов в области финансово-экономических вопросов семьи; 
• самообразование в экономической сфере семьи, общества; 
• саморегулирование эффектов достижения в финансово-экономической области. 
Коммуникативные 
•    Умение сотрудничать при разработке проектов, осуществлении простейших исследований в экономических отношениях семьи и общества, при участии в играх, проектах, дискуссиях, беседах, находить общее решение с учётом интересов всех участвовавших сторон; 
• умение использовать обоснование, объяснение, сравнение и т.п. в представлении результатов проектной деятельности в области экономики семьи, исследовании финансово-экономических отношений в семье и обществе; 
•    умение отстаивать свою точку зрения; 
• умение использовать ИКТ- технологии для решения учебных и практических задач курса «Основы предпринимательства и финансовой грамотности (от А до Я)». 
Предметные результаты изучения курса «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность» (от А до Я): 
• владение основными предметными понятиями: доход, расход, бюджет, потребности, налоги, деньги, товар, семейный бюджет, банк, виды вкладов, аренда, виды услуг и т.д.; 
• понимание устройства финансово-экономической жизни семьи: основные доходы и расходы семьи; 
• проведение простых финансовых расчётов, использование приёмов работы с простейшей статистической и финансовой информацией; 
• умение формулировать простейшие выводы и обоснования экономическим ситуациям на простейших примерах; • определение основных видов проблем в семейно-финансовых вопросах и нахождение путей их решения; 
• умение решать простейшие задачи в области семейной экономики: расчет доходов и основных расходов, умение составлять простой семейный бюджет, вычислять подоходный налог и другие виды налогов и т.д.; 
• расширение кругозора в области финансово-экономической жизни семьи и общества и повышение интереса к изучению таких дисциплин как математика, экономика и смежных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.    ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА СЕМЬИ (13 ЧАСОВ)
Введение (1ч)
1.1.    Доход семьи -деньги или материальные ценности, получаемые от предприятий, частных лиц, семей, фирм. Разбор понятия доход семьи. Просмотр мультфильма «Доход семьи». Рассмотрение серии задач по теме.
1.2.    Заработная плата –основной источник доходов большинства семей, в том числе и твоей (каждому работнику за выполнение работы должно выплачиваться денежное вознаграждение, которое называется заработной платой). Просмотр мультфильма «Заработная плата». Рассмотрение серии задач по теме.
1.3.    Аванс или предоплата — денежная сумма или другая имущественная ценность, которую одна из сторон передаёт другой до начала выполнения основного договора, обязательства. Чтение авторской сказки «Лиса и заяц». Рассмотрение серии задач по теме.
1.4.    Премия – одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности, дополнительное вознаграждение сверх заработной платы или сверх другой оплаты выполненных услуг, работ. Просмотр мультфильма «Премия». Рассмотрение серии задач по теме.
1.5.    Пенсия – это денежная помощь тем, кто отработал определенное количество лет и достиг определенного возраста. Рассмотрение серии задач по теме.
1.6.    Стипендия – это денежная помощь тем, кто учится. Рассмотрение серии задач по теме.
1.7.    Расходы семьи – деньги, которые расходует твоя семья на покупку товаров и услуг (для удовлетворения своих потребностей). Потребности (от англ. want) – необходимость в чем-либо, нехватка чего-либо, желание иметь что-либо. Потребитель – человек, который покупает, заказывает, использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. Потребительская корзина – набор продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. Просмотр мультфильма «Потребности». Прочтение авторской сказки «Заячьи расходы».  Рассмотрение серии задач по теме.
1.8.    Аренда- передача недвижимости (в том числе и жилья) во временное пользование другим лицам. Просмотр мультфильма «Аренда». Рассмотрение серии задач по теме.
1.9.    Решение олимпиадных задач, разработка и реализация мини-проектов по расчету семейного, личного бюджета, месячных расходов семьи и т.д.  (3 ч.)
2.    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ СЕМЬИ (10 ч.)
2.1.    Подоходный налог. Налог— обязательный платёж, взимаемый с организаций, предприятий и людей (физических лиц) в пользу государства Просмотр мультфильма «Налог». Рассмотрение серии задач по теме.
2.2.     Налог на недвижимость -   налог на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Налог на добавленную стоимость (НДС) — форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги по мере реализации. Просмотр мультфильма «Налог на недвижимость». Рассмотрение серии задач по теме.
2.3.    Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения.  Рассмотрение серии задач по теме.
2.4.    Телефонная связь- это система связи, направленная на то, чтобы обеспечить пользователя связью в любом месте. Интернет- мировое средство общения и получения информации. Рассмотрение серии задач по теме.
2.5.    Транспортные расходы - это издержки по перевозке грузов, пассажиров с помощью транспортных средств. Просмотр мультфильма «Грамотная тройка». Рассмотрение серии задач по теме.
2.6.    Обязательные покупки. Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Рассмотрение серии задач по теме.
2.7.    Решение олимпиадных задач, разработка и реализация мини-проектов по расчету семейного, личного бюджета, месячных расходов семьи и т.д.  (4 ч.)
3.    ПОРЕШАЕМ, ПОДСЧИТАЕМ (11ч.)
3.1.    Оплата электроэнергии. Загадки, решение практических задач на подсчет электроэнергии по показаниям счетчика.  
3.2.     Семья взяла кредит. Кредит- отношения между двумя сторонами, где одна сторона получает денежные средства, вещи, товары от другой стороны разрешенные законом для передачи. Заемщик обещает возместить оплату или вернуть ресурсы в будущем. Просмотр мультфильма «Волк и его мечта». Рассмотрение серии задач по теме. Прочтение авторской сказки «Мишка и кредит». Рассмотрение серии задач по теме.
3.3.    Домашняя бухгалтерия- учет доходов и расходов. Помогает рационально распределять поступающие средства и не тратить их на всякие пустяки. Просмотр мультфильма «Полет на Марс». Рассмотрение серии задач по теме.
3.4.    Копим и зарабатываем. Просмотр мультфильма «Экспорт». Рассмотрение серии задач по теме.
3.5.    Метод пяти конвертов помогает планировать свои доходы и расходы. Конверт №1 - на финансовые цели. Конверт №2- подушка безопасности. Конверт №3-ежегодные периодические траты. Конверт №4-ежемесячные траты.  Конверт №5- мотивационный фонд. Рассмотрение серии задач по теме.
3.6.    Потребительская корзина — набор товаров и услуг, показывающий уровень и структуру потребления человека или семьи. Минимальная потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги. Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины – ключевых продовольственных продуктов (хлеб, овощи и фрукты, сахар, соль, чай, мясо, рыба, молоко, масло), непродовольственных товаров, а также услуг, в том числе платежей за ЖКХ. Рассмотрение серии задач по теме.
3.7.    Решение олимпиадных задач, разработка и реализация мини-проектов по расчету семейного, личного бюджета, месячных расходов семьи, задач по теме и т.д. (5 ч.) 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№    тема    Кол-во часов    По плану    По факту
1.        Введение     1        
2.        Доход семьи     1        
3.        Заработная плата    1        
4.        Аванс    1        
5.        Премия    1        
6.        Пенсия    1        
7.        Стипендия    1        
8.        Расход семьи    1        
9.        Аренда    1        
10.        Решение олимпиадных задач. (Разработка мини-проекта по расчету основных доходов семьи)    1        
11.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету основных расходов семьи)    1        
12.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету налоговых вычетов)    1        
13.        Подоходный налог    1        
14.        Налог на недвижимость    1        
15.        НДС    1        
16.        Коммунальные услуги    1        
17.        Телефонная связь и Интернет-услуги    1        
18.        Транспортные услуги    1        
19.        Обязательные покупки    1        
20.        Решение олимпиадных задач. (Разработка мини-проекта по расчету основных доходов семьи)    1        
21.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету основных расходов семьи)    1        
22.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету налоговых вычетов)    1        
23.        Оплата электроэнергии    1        
24.        Как  взять кредит    1        
25.        Домашняя бухгалтерия     1        
26.        Накопления    1        
27.        Как заработать в подростковом возрасте    1        
28.        Метод пяти конвертов     1        
29.        Потребительская корзина    1        
30.        Прожиточный минимум    1        
31.        Решение олимпиадных задач. (Разработка мини-проекта по расчету основных доходов семьи)    1        
32.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету основных расходов семьи)    1        
33.        Решение олимпиадных задач (Разработка мини-проекта по расчету налоговых вычетов)    1        
34.        Решение олимпиадных задач. Итоговое занятие.     1        
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.    https://stepik.org/92173 Авторская программа «Бюджет семьи или финансово-экономическая грамотность (от А до Я)» 
2.    https://school644.spb.ru/Matem_T_G.php  "Финансовая грамота" Алексей Горяев, Валерий Чумаченко
3.    https://school644.spb.ru/Matem_T_G.php Сценарий экономической игры «Построить дом»
4.    https://olimpiada.ru/activity/5623 Олимпиада «Юный предприниматель»
5.    https://olimpiada.ru/activity/86 Всероссийская олимпиада по экономике
6.    https://olimpiada.ru/activity/5451  Московская олимпиада по финансовой грамотности

18 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий