Раздел I.
ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА СЕМЬИ
Занятие 1. Доход семьи
Занятие 2. Заработная плата
Занятие 3. Аванс
Занятие 4. Премия
Занятие 5. Стипендия
Занятие 6. Расход семьи
Занятие 7. Аренда
Цель занятия: рассмотреть одно из основного экономического понятия «доход».
Шаг 1. Знакомство со словом «доход»:
Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятий, частных лиц, семей, фирм.
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Доходы»
Шаг 3. Основной вопрос: От чего зависит заработная плата?
Учитель организует с обучающимися беседу «Из чего могут состоять доходы семьи, предприятия (фирмы), государства»?
После этого учащиеся разбирают практические задания первого занятия.
Задача №1.
Выполните сопоставление между понятиями.
Ответ:
Стипендия- брат-студент
Заработная плата- папа
Пенсия-бабушка
Задача №2.
Сопоставьте значения из двух списков
Доход предприятия- прибыль
за реализацию продукции
Доход государства-налоги
Доход семьи- заработная плата
При выполнении первого и второго задания учащиеся при помощи учителя устанавливают сопоставления между понятиями на основе начальных знаний в области финансов.
Задача №3.
Все доходы и расходы семьи за определенный период.
Выберите один вариант из списка
покупки
бюджет семьи
городской бюджет
заработная плата
Задача №4.
Рыбак Карпов поймал 48 окуней. Половину он обменял на 4 шкуры зверей, половину остатка — на 6 яблок. Остальные окуни остались в хозяйстве рыбака. Сколько окуней осталось у рыбака Карпова?
Решение:
Половина от 48 окуней равна 24. Ее обменяли на 4 звериные шкуры. Осталось еще 24 окуня. Половина от остатка равна 12. Их рыбак Карпов поменял на 6 яблок. Осталось у рыбака ровно 12 окуней.
Ответ: у рыбака осталось 12 окуней.
Задача №5.
Родители решили научить детей распоряжаться деньгами и вложили одинаковые суммы в банк, в акции и облигации. Сестры Маша, Даша и Саша должны выбрать тот вид вложений, который им больше всего нравится. Маша не хочет покупать акции (очень рискованно!) и не хочет открывать банковский вклад (вдруг банк разорится?). Даше тоже не понравилась идея банковского вклада (маленький процент!). Саша готова участвовать в любых финансовых вложениях. Как им распределить вложения?
Ответы расположите по именам детей Даша-Маша-Саша
Ответ:
Акции
Облигации
Банковский счет
Итог занятия:
Ответить на вопросы:
1) Что такое доход?
2) Основной доход семьи?
3) Какие виды доходов вы еще знаете?
Цель занятия: рассмотреть основной источник дохода семьи.
Шаг 1. Знакомство с понятием «заработная плата»:
Заработная плата – это основной источник доходов большинства семей (каждому работнику за выполнение работы должно выплачиваться денежное вознаграждение, называемое заработной платой).
Шаг 2. Учащиеся вместе с учителям прочитывают сказку «Семейный доход»
Семейный доход
Жил был Петя. Однажды, он проснулся рано утром и увидел папу, который собирался на работу. Петя подбежал к нему и спросил:
– Папа, а зачем ты сегодня идешь на работу?! Сегодня же выходной!
А ему в ответ:
– Я работаю по выходным, чтобы увеличить свою зарплату. Если увеличен мой доход, то увеличивается и семейный доход.
– А что такое семейный доход?
– Семейный доход – это общий заработок семьи, – объяснил отец. Выслушав, Петя проводил папу и пошёл завтракать.
Шаг 3. Просмотр мультфильма «Заработная плата»
Шаг 4. Основной вопрос: «От чего зависит заработная плата?
Учитель организует с обучающимися беседу «От чего зависит заработная плата?
Учащиеся рассказывают о работе родителей. Учитель приводит примеры востребованных профессий.
Разбираются практические задания второго занятия.
Задача №1.
Папа получил аванс 40000 рублей, а мама- 35000 рублей. Через 12 дней оба родителя получили остатки заработной платы. Папа- 56735, а мама-42526 рублей. Какую суммарную заработную плату получили мама и папа?
Решение:
1) 40 000+ 56 735=96 735 рублей заработная плата папы
2) 35 000+42 526=77 526 рублей заработная плата мамы
3) 96 735+77 526=174 261 рублей суммарная заработная плата обоих родителей. В задаче необходимо выбрать один вариант из списка
174273
99261
174261
75000
Задача №2.
Папина заработная плата ежемесячно составляет 62564 рубля. Мамина заработная плата в 2 раза меньше. Какую заработную плату получают мама и папа вместе. Запишите ответ в виде математической модели, используя знаки *- умножение, +- сложение, - -вычитание, /- деление.
Например, 22/2-5+6*3
Решение:
Составим математическую модель 62 564+ 62564/2
Дополнительно можно решить данную задачу.
1) Найдем заработную плату мамы. Для этого заработную плату папы нужно разделить пополам 62564:2= 31 282
2) Суммарная заработная плата родителей вычисляется 62 564+31 282=93 846 рублей
Задача №3.
Сопоставьте значения из двух списков
Люди, которые проживают вместе, объединены родственными обязательствами и общим бюджетом- Семья
Обмен денег на товар или услугу- Покупка
Вещи, которые нельзя переставить, убрать- Недвижимое имущество
Задача №4.
За год кот Матроскин надаивает от своей коровы 3500 литров молока.
Телёнку Гаврюше 2000 литров и на личные потребности израсходовали 600 литров молока. Какой доход получит кот Матроскин, если продаст оставшееся молоко по 35 рублей за 1 литр?
Решение:
1) 3 500-(2 000+600) = 900 литров молока остается для продажи
2) 900*35=31 500 рублей составит доход кота Матроскина
Задача №5.
Иван Иванов увидел, что в Астрахани черная икра продается по 45 000 рубля за килограмм. Он купил икры на 135 000 рублей, привез ее в Нижний Новгород и продал там по 54 000 рублей за килограмм. Сколько денег заработал Иван, если половину килограмма икры он съел в дороге?
Решение:
1) 135 000:45 000=3 кг. - количество купленной икры в Астрахани
2) 54 000*2=108 000 рублей получит Иван за продажу двух килограммов игры
3) 54 000:2= 27 000 рублей стоит половина килограмма оставшаяся после того, как Иван съел половину третьего килограмма
4) 108 000+27 000=135 000 рублей выручил Иван за продажу икры в Нижнем Новгороде
5) 135 000- 135 000= 0 Иван ничего не выручил после продажи икры.
Дополнительный вопросы.
1) Почему Иванов Иван ничего не выручил после продажи икры?
2) А сколько мог бы он выручить, если бы в дороге не съел половину килограмма икры?
Цель занятия: рассмотреть суть одного из финансовых понятий «аванс» или «предоплата».
Шаг 1. Знакомство с понятием «аванс»:
Аванс или предоплата — денежная сумма или другая имущественная ценность, которую одна из сторон передаёт другой до начала выполнения основного договора, обязательства.
Шаг 2. Учащиеся вместе с учителям прочитывают сказку «Лиса и заяц»
Лиса и заяц
Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна – красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Пришла лиса к зайцу и говорит: "Зайка, а зайка построй мне избушку лубяную". А зайка лисе в ответ: «А ты дай мне аванс 30 процентов (30%) от стоимости постройки дома». А лиса спрашивает: «Что такое аванс и что такое процент?» Заяц говорит: «Аванс – это предварительная выплата денежной суммы в счет заработной платы или части договорной цены, а процент- это сотая часть числа. Что подсчитать 30% числа, нужно стоимость дома разделить на 100 и умножить на 30». Лиса спрашивает: «Какова стоимость постройки дома?» Заяц отвечает: «30 000 рублей». Лиса говорит: «Значит аванс – 9 000 рублей, так как 30 000:100х30=9 000 рублей».
«Все правильно», – говорит заяц. Заплатила лиса зайцу 9 000 рублей.
Но зайцу нужны были доски для постройки дома.
И пошел заяц к собаке и говорит: «Собака, продай мне досок лубяных, я готов выплатить аванс процентов (20%) от стоимости досок». Собака спрашивает: «А что такое аванс?» Заяц говорит: «Аванс– это предварительная выплата денежной суммы в счет заработной платы или части договорной цены». «Понятно», – говорит собака. «Кстати», – говорит заяц, – «какова цена досок?» Собака говорит: «20 000 рублей». Заяц говорит: «Значит я должен тебе аванс 4 000, так как 20 000:100*20=4 000». Отдал заяц 4 000 рублей и говорит: «Давай доски». Но собака вспомнила, что у нее кончились деревья для досок и говорит: «Я сейчас, только схожу к поставщику деревьев». Приходит она к бобру и говорит: «Здравствуй бобер, продай мне луб от деревьев, я готова выплатить аванс 10% от стоимости луба». А бобер спрашивает: «А что такое аванс?». Собака отвечает: «Аванс – это предварительная выплата денежной суммы в счет заработной платы или части договорной цены, кстати, какова стоимость луба?». «10 000 рублей», – отвечает бобер. «Значит ты мне должен аванс 1 000 рублей, так как 1 000:100*10=1 000 рублей». «Все правильно», – говорит собака и берет под аванс у бобра луб. Из них она сделала доски, из которых заяц построил дом лисе.
Лиса заплатила за дом остаток средств в размере 21 000 рублей из которых заяц отдал собаке остаток денег 16 000 рублей за доски, а собака отдала бобру остаток денег за луб в размере 9 000 рублей.
После прочтения и разбора задачи учащиеся решают практические задания третьего занятия.
Задача №1.
Директор папиной организации выдал третью часть всей заработной платы в виде аванса. Чему равен аванс, если ежемесячно папа получает 90 000 рублей?
Решение:
Необходимо определить, что такое третью часть всей заработной платы.
Далее 90 000:3= 30 000 рублей выданная часть заработной платы в виде аванса.
Ответ: 30000
Дополнительный вопросы:
1) А сколько рублей папа получил после выдачи аванса? (60 000)
2) Какую часть заработной платы папа должен еще получить после выдачи аванса? (две трети части заработной платы)
Задача №2.
Мама получила аванс в размере 54 000 рублей, что составляет половину ежемесячной заработной платы. Какая заработная плата у мамы?
Решение:
Чтобы вычислить, сколько мама получает заработную плату, нужно 54 000 увеличить в два раза.
54 000*2= 108 000 рублей заработная плата.
Задача №3.
Суммарный аванс составил 2/3 заработной платы родителей. Какую заработную плату получают оба родителя, если суммарный аванс равен 60 000 рублей?
Решение:
Чтобы вычислить суммарную заработную плату составляющую 3/3 части, для этого необходимо определить сколько рублей входит в одну часть платы. Для этого 60 000 рублей делим на 2 части. Таким образом, одна часть состоит из 30 000 рублей. А тогда вся заработная часть будет составлять 90 000 рублей (30 000*3)
Ответ: 90000
Дополнительная информация от учителя (https://nalog-nalog.ru/oplata_truda):
Понятие «аванс» трудовым законодательством не закреплено. Поскольку работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату каждые полмесяца, то оплату первой половины месяца называют авансом.
Как выплачиваются авансы по ТК РФ? Конкретные сроки выплаты зарплаты и аванса в ТК РФ не установлены. Применяемые в настоящее время (с 03.10.2016) правила выплаты аванса ограничивают срок выдачи денег 15 календарными днями с даты окончания периода, за который зарплата начислена (ст. 136 ТК РФ). При этом ТК не запрещает производить выплату аванса чаще, чем каждые полмесяца, например, 3 раза в месяц (каждую декаду) или 1 раз в неделю. Работодатель самостоятельно устанавливает точные даты выплаты исчисленного сотрудникам дохода во внутренних локальных нормативных актах:
• в положении об оплате труда;
• колдоговоре;
• трудовом договоре.
Задача №4.
В аванс рабочий получил 8100 р., что составило четвертую часть его заработной платы. Какова зарплата рабочего?
Решение:
1) 8100*4 = 32 400 рублей заработная плата рабочего
Выберите один вариант из списка
16200
2000
8100
32400
Задача №5.
Понятие «аванс» трудовым законодательством не закреплено. Поскольку работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату каждые полмесяца, то оплату первой половины месяца называют авансом.
Установите соответствие:
Ряды: Предприятие Государство Работник
Аванс
Прибыль
Налоги
Итог занятия
Вопросы для учащихся:
1) Что понимается под авансом или предоплатой?
2) А можно ли авансом назвать «денежную сумму, уплачиваемую стороной договора, обязанной к денежному платежу, в счёт данного платежа, но до фактического исполнения предмета договора» (Да).
Согласно пункту 3 статьи 380 Гражданский кодекс Российской Федерации всякая предварительно уплаченная сумма признается авансом, если по поводу этой суммы в письменном соглашении не имеется прямого указания о том, что таковая является задатком. Аванс составляет часть суммы, подлежащей платежу.
( https://ru.wikipedia.org/wiki)
Цель занятия: рассмотреть суть одного из финансовых понятий «премия».
Шаг 1. Знакомство с понятием «премия»:
Премия – одна из форм поощрения за выдающиеся результаты, достигнутые в какой-либо области деятельности, дополнительное вознаграждение сверх заработной платы или сверх другой оплаты выполненных услуг, работ.
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Премия»
Шаг 3. Дополнительная информация от учителя.
Одна из главных премий мира, о которой знают все, даже те, кто не связан с миром науки Нобелевская премия. Премия была учреждена Альфредом Нобелем, известным учёным, изобретателем и фабрикантом.
https://tass.ru/info
https://w.histrf.ru/articles
Согласно завещанию Альфреда Нобеля, премия присуждается «тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение численности постоянных армий или в развитие мирных инициатив».
По желанию Нобеля эта премия присуждается в Осло Норвежским нобелевским комитетом. Он состоит из пяти человек, которые выбираются парламентом страны из числа заслуженных общественных и политических деятелей (не обязательно норвежских), отошедших от дел. Объявление лауреата проходит в помещении Норвежского нобелевского института (основан в 1904 г.), главной задачей которого является помощь Комитету в выборе лауреата премии.
Премия уч¬ре¬ж¬де¬на в со¬от¬вет¬ст¬вии с его за¬ве¬ща¬ни¬ем от 27 ноября 1895 года.
29 июня 1900 года на за¬се¬да¬нии Ко-ро¬лев¬ско¬го со¬ве¬та Шве¬ции ут¬верж-де¬ны Ста¬ту¬ты Но¬бе¬лев¬ско¬го фон¬да и при¬ня¬ты пра¬ви¬ла, ре¬гла¬мен¬ти¬рую-щие дея¬тель¬ность ин¬сти¬ту¬тов, при-сваи¬ваю¬щих пре¬мии (в по¬сле¬дую-щем в них не¬од¬но¬крат¬но вно¬си¬лись уто¬чне¬ния).
При¬су¬ж¬да¬ет¬ся с 1901 года за вы¬даю-щие¬ся дос¬ти¬же¬ния в об¬лас¬ти фи¬зи-ки, хи¬мии, фи¬зио¬ло¬гии или ме¬ди¬ци-ны, литературы, а так¬же за дея¬тель-ность по ук¬ре¬п¬ле¬нию ми¬ра. В 1968 году Государственным бан¬ком Шве-ции по слу¬чаю сво¬его 300-ле¬тия уч-ре¬ж¬де¬на пре¬мия па¬мя¬ти А. Но¬бе¬ля по эко¬но¬мическим нау¬кам (при¬су¬ж-да¬ет¬ся с 1969 года на тех же ос¬но¬ва-ни¬ях и в том же раз¬ме¬ре, что и Нобелевская премия).
Об¬ла¬да¬те¬лей Ноблевской премии по фи¬зи¬ке, хи¬мии и эко¬но¬ми¬ке оп¬ре¬де-ля¬ет Шведская ко¬ро¬лев¬ская АН, по фи¬зио¬ло¬гии или ме¬ди¬ци¬не - Ка¬ро-лин¬ский ин-т (Сток¬гольм), по литературе - Шведская ака¬де¬мия, за дея¬тель¬ность по ук¬ре¬п¬ле¬нию ми¬ра - Норввежский но¬бе¬лев¬ский комитет в Ос¬ло, чле¬ны ко¬то¬ро¬го на¬зна¬ча¬ют¬ся норвежским пар¬ла¬мен¬том.
https://proza.ru/ Почему математикам не дают Нобелевских премий
Да!.. Не все об этом знают, но – увы! не дают математикам нобелевку, никогда не давали, и давать не собираются. Хотя Нобель вроде бы не обошёл вниманием никого - и даже литераторам, и даже политикам иногда вручают премии, - в отношении же математиков имеет место явная дискриминация.
В чём тут дело и чем математики такое заслужили – вопрос сложный, и всяческих мнений на этот счёт было предостаточно. Сами математики считают, что Альфред Нобель, когда диктовал секретарю список наук, за открытия в которых будет даваться премия, назвав и физику, и химию, математику просто забыл упомянуть, посчитав, что это само собой разумеется, ибо без неё ведь нигде не обойтись...
Другие, напротив, говорят, что он не включил математику, поскольку при создании своего любимого детища – динамита, легко обошёлся без неё.
Третьи рассказывают - и возможно это ближе к истине, - что однажды в театре, прямо в его, Альфреда Нобеля, собственной ложе один господин, целуя ручку его супруге - австрийской красавице Софи, так увлёкся этим делом, что не заметил, как наступил Нобелю на ногу, да так и стоял на ней в продолжении всей процедуры. Молодая дама произвела на этого господина большое впечатление, и его комплиментам не было конца.
Во всё это время Нобель ни единим звуком не выразил своего неудовольствия, но после его ухода, потирая отдавленную ступню, заметил:
- Неприятный субъект, этот господин N…
- Ты не прав, котик, - возразила супруга. - Он такой милый!.. Наговорил мне кучу любезностей!
- Он не показался бы тебе таким милым, - ответил Нобель, - если бы, говоря свои любезности, стоял на твоей ноге. …Чем же, интересно, этот N занимается в остальное время?
- Он профессор математики, - отвечали ему. - И весьма известный.
- Математики? - переспросил мэтр, и якобы загадочно добавил: - Это мы учтём…
Четвёртые в своих подозрениях идут ещё дальше и считают, что из-за такой ерунды, как отдавленные пальцы, такой благороднейший человек, как Альфред Нобель не стал бы мстить математикам столь жестоко. Дело, говорят они, точно связано с его супругой, но обстоятельства были намного драматичнее…
…Примчавшись из своей лаборатории, из которой он не выходил уже месяц, и в которой в этот день были проведены, наконец, успешные испытания «твёрдого нитроглицерина» (взрывы потрясли лабораторию до основания!), возбуждённый Альфред Нобель, спеша поделиться этой замечательной новостью с супругой, влетел, как был: замызганный, чумазый и с куском этого самого вещества в руке в спальню своей любимой Софи, где и обнаружил её вместе с тем самым математиком N в недвусмысленной позиции: розовые ножки Софи порхали под балдахином кровати, выписывая причудливые математические кривые, а профессор N - во фраке, как истинный джентльмен! - всецело им в этом способствовал.
Случайно обернувшись, он вдруг увидел законного супруга, покрытого копотью и походившего на чёрта, явившегося за ним из преисподней. От ужаса у профессора отвалилась челюсть, однако, войдя в какой-то двигательный ступор, преступных своих действий он не прекратил.
- Софи! – закричал Нобель, ничего ещё не понимая. – Что случилось? Что ЭТО значит?!..
- Альфред?? – воскликнула Софи, молниеносно оттолкнув профессора, отлетевшего при этом в кресло, и оправляя пеньюар. – Как ты неожиданно!.. А почему ты такой чумазый?
- Я спрашиваю, что ты делаешь здесь с этим прохвостом?!! – заорал Нобель, теряя контроль над собой. – Отвечай, мерзавка! Или я убью тебя!! – и из ящика стола он неожиданно выхватил браунинг, оказавшийся там столь некстати.
- Альфред! – завопила Софи, падая на колени и обливаясь слезами. – Поверь, это не то, что ты думаешь! Просто… у меня затекли ноги… и милейший профессор N… помогал мне…
- Молчать!! – взревел Нобель и перевёл ствол на математика.
От страха у того начали косить глаза и он почему-то сделался необычайно нагл.
- Вы не правы, коллега! – осклабился он, вальяжно доставая из коробки на столике сигару. – Ваша ЛЕММА бездоказательна! Да-с!.. – не обрезая сигары, профессор попытался её прикурить. Не добившись в этом успеха, в полном отчаянии он не нашёл ничего лучшего, как заорать: – Я спрашиваю, какие Ваши доказательства?!
Пуля ударила в коробку с сигарами, которая как бы взорвалась; сигары подпрыгнули и разлетелись по комнате, а профессор ухнул под столик. Софи визжала, не переставая; на Нобеля было страшно смотреть, он просто обезумел. Пару раз ещё пальнув в пространство, он отшвырнул браунинг и поднял руку с зажатым в ней куском того, что позднее будет названо динамитом и принесёт его автору бессмертную славу.
- Видите, что у меня в руке?! Видите?!.. Это твёрдый нитроглицерин - моё изобретение! И сейчас оно мне послужит! СЕЙЧАС Я ВЗОРВУ ВЕСЬ ЭТОТ БАРДАК К ЧЁРТОВОЙ БАБУШКЕ!!!
И великий Нобель размахнулся, чтобы шмякнуть куском этого новоиспечённого вещества об пол (и нитроглицерин непременно бы сдетонировал!), но… передумал. Тем более, что профессор N в это время с криком «А-а-а!!» уже выпрыгивал в окошко спальни со второго этажа. Убегал он прихрамывая.
Так, можно сказать, благополучно закончилась эта история. Свою Софи Нобель так и не простил, да она и сама хотела уйти от него – был он для неё слишком интеллигентен, - и, в конце концов, вышла замуж, но, правда, не за математика, а за какого-то кавалерийского офицера. И Нобель, с присущим ему благородством, дал ей прекрасное содержание!
А вот математиков с тех пор невзлюбил - всех, скопом! - и в премии им отказал. Хотя, казалось бы, причём здесь математика, когда виноват во всём только этот пресловутый профессор N?!
Вот уж действительно, нет в мире справедливости! Нет, и никогда не было.
После рассмотрения основного понятия учащиеся решают задачи.
Задача №1.
Денежное или материальное поощрение, дополнительное вознаграждение сверх заработной платы или сверх другой оплаты выполненных услуг, работ.
Выберите один вариант из списка
пенсия
заработная плата
премия
стипендия
Задача №2.
Мастерская, изготавливающая сувениры, выручила за месяц от продажи сувениров 240 тысяч рублей. При этом расходы мастерской на изготовление и продажу этих сувениров составили 180 тысяч рублей. Налог на прибыль составляет 25%. Из оставшейся у мастерской чистой прибыли решили выплатить премию главному художнику в размере одной трети от чистой прибыли. Какова сумма премии?
Примечание: 1%- сотая часть числа. Чтобы вычислить 25%, например, от 200, нужно 200/100*25
Решение:
Вычислим прибыль компании
1) 240 тыс.- 180 тыс.= 60 тыс. рублей прибыли
Вычислим налог на прибыль
2) 60 000: 100*25= 15 000 рублей- налог на прибыль
3) 60 000-15 000= 45 000 рублей- чистая прибыль
4) 45 000:3=15000 рублей –выплаченная премия художнику
Ответ: 15000
Задача №3.
Заполните таблицу доходов и расходов.
Ряды: Доход дополнительный Расход основной Расход дополнительный Доход основной
Заработная плата
Коммунальные услуги
Премия
Кредит
Задача №4.
Установите соотношение между понятиями
Вклад - Деньги, положенные в банк.
Человек, который положил деньги в банк- вкладчик.
Премия - поощрительная оплата, которая входит в зарплату, выплачиваемая за честное выполнение своих обязанностей того или иного работника, а за счет порядка и конкретных оснований начисление премии определяется внутренним актом предприятия или по решению директора фирмы.
Условное название денежных средств, которые используются в электронной системе банковских услуг - электронные деньги.
Задача №5.
Ежемесячный доход семьи из пяти человек составляет 125 000 рублей. Накануне новогодних праздников папа получил премию в размере 25 000 рублей. На сколько рублей увеличился доход на одного человека семьи?
Составь математическую модель решения задачи, используя при необходимости: скобки, знаки арифметических действий "+" - сложение, "-" - вычитание, "/"- деление, "*"- умножение.
Введите математическую формулу
((125000+25000)-125000)/5
Дополнительно можно решить задачу
Решение:
1) 125 000+25 000= 150 000 рублей доход семьи с учетом папиной премии.
2) 150 000: 5= 30 000 рублей доход семьи на одного человека.
3) 150 000- 30 000= 120 000 рублей (На сколько рублей увеличился доход на одного человека семьи)
Занятие 5. Пенсия
Цель занятия: рассмотреть суть одного из финансовых понятий «пенсия».
Шаг 1. Знакомство с понятием «пенсия»:
Пенсия – это денежная помощь тем, кто отработал определенное количество лет и достиг определенного возраста.
Шаг 2. Дополнительная информация от учителя. https://pfr.gov.ru/branches/tomsk
В России существует четыре основных вида пенсии: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.
Обязательное пенсионное обеспечение, которое охватывает всех работающих россиян, основывается на страховых принципах. Рассмотрим подробнее каждую разновидность пенсии.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.
- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.
дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.
Страховая пенсия имеет три вида:
- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
- страховая пенсия по инвалидности - назначается инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.
- страховая пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению имеет пять видов:
- государственная пенсия за выслугу лет - назначается военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава, федеральным государственным служащим.
- государственная пенсия по старости - назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.
- государственная пенсия по инвалидности - назначается военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавтам.
- государственная пенсия по случаю потери кормильца - назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
- социальная пенсия – назначается нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца при отсутствии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
Накопительная пенсия – это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан выбор в ее пользу.
У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. При этом определенные пенсионные накопления есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Пенсия по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.
Наряду с государственной системой обязательного пенсионного страхования в России существует негосударственное добровольное пенсионное страхование, в рамках которого у россиян есть возможность формировать ещё одну пенсию. Чтобы получать такую пенсию, будущему пенсионеру надо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и в течение определённого времени делать личные взносы. Кроме самого гражданина в его негосударственном пенсионном обеспечении может принимать участие и его работодатель. Если работодатель делает отчисления на добровольную пенсию своих работников, такая пенсия называется корпоративной.
Далее совместно с учителем осуществляется разбор задач
Задача №1.
С 1 января 2021 г. страховые пенсии неработающим пенсионерам проиндексируют примерно на 6 процентов. Об этом заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, выступая на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Бабушка Сережи получала пенсию 15600 рублей. После 1 января она будет получать пенсию в размере 15812 рублей 80 копеек. На сколько изменился размер пенсии у Сережиной бабушки? В ответе укажите только число рублей.
Решение:
15 812-15600= 212 рублей
Ответ: 212
Задача №2.
Денежная помощь тем, кто отработал определенное количество лет и достиг определенного возраста.
Выберите один вариант из списка
премия
заем
стипендия
пенсия
Задача №3.
Месячный доход семьи составляет 80 000 рублей. Пенсия бабушки составляет пятую часть всего дохода. На расходы уходит 40 000 рублей. Какую сумму сможет накопить семья за 10 месяцев для покупки автомобиля?
Решение:
1) 80 000- 40 000= 40 000 рублей- ежемесячная сумма, которую можно откладывать на покупку автомобиля.
2) 40 000*10= 400 000 рублей накопленная сумма за 10 месяцев.
Ответ: 400000
Дополнительное задание:
1) Есть ли в условии задачи излишние данные? (пенсия бабушки)
2) Какие дополнительные вопросы можно составить по условию задачи (Например, какова пенсия бабушки)
Задача №3.
Пачка сливочного масла стоит 60 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку в размере двадцатой доли от стоимости масла. Сколько рублей заплатит пенсионер за пачку масла?
Решение:
1) 60:20= 3 рубля составляет скидка на масло
2) 60-3=57 рублей заплатит пенсионер за пачку масла
Задача №4.
Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 30 рублей. Какую долю составляет скидка для пенсионеров?
Решение:
Выберите один вариант из списка
3/4
третью долю
1/4
40/30
Дополнительный вопрос:
1) Сколько долей составляет стоимость кефира?
2) Сколько сэкономил пенсионер на покупке кефира?
Занятие 5. Стипендия
Цель занятия: рассмотреть суть одного из финансовых понятий «стипендия».
Шаг 1. Знакомство с понятием «стипендия»:
Стипендия – это денежная помощь тем, кто учится.
Шаг 2. Дополнительная информация от учителя.
https://ria.ru/20210531/stipendiya (информация 2021 года)
“Стипендии положены тем, кто обучается на бюджетной основе, а также аспирантам, докторантам, ординаторам и ассистентам-стажерам, - рассказал РИА Новости юрист Александр Иванов. - Такие выплаты регулируются статьей 36 закона “Об образовании в Российской Федерации” и другими нормативными актами. Данная мера поддержки призвана стимулировать обучение студентов на выбранной специальности, поэтому чем больше учащийся преуспевает, тем больше средств может получить в виде государственной материальной помощи”.
Право на стипендию
Академическая стипендия доступна всем, кто обучается на бюджетной основе, не имеет неудовлетворительных оценок и долгов по сдаче экзаменов за предыдущие сессии. При этом иностранным студентам, которые учатся по квотам Министерства науки и высшего образования, такую выплату начисляют все зависимости от успеваемости на протяжении всего обучения. Лица, которые сами платят за учебу по очной или заочной форме, не смогут получать академическую стипендию.
Размер стипендии в колледже и техникуме меньше, чем в высшем учебном заведении. На нее могут рассчитывать только те, кто учится “хорошо” и “отлично”. Минимальный размер такой выплаты составляет 890 рублей. Кроме этого, можно получить социальную стипендию, если человек является сиротой, а также лицам, потерявшим обоих или единственного родителя в период обучения. Размер государственной социальной стипендии - 936 рублей. Для студентов, получающих среднее профессиональное образование, доступна выплата правительства РФ за хорошую учебу и научно-исследовательскую деятельность по направлениям модернизации и технологического развития экономики. Ее размер составляет 4 000 рублей. В кадетском училище можно получать стипендию от 1000 до 2000 рублей в месяц.
Задача №1.
Денежная помощь тем, кто учится
Выберите один вариант из списка
компенсация
заработная плата
премия
стипендия
пенсия
Задача №2.
Размер государственной социальной стипендии составляет 3300 рублей.
Государственная академическая стипендия студентам, 1 курса 1 семестра и студентам, сдавшим сессию на «хорошо» (1 категория) в Московском государственном психолого-педагогическом университете – 2400 руб. в месяц; государственная академическая стипендия студентам, сдавшим сессию на «хорошо» и «отлично» (2 категория) – 2900 руб. в месяц; государственная академическая стипендия студентам, сдавшим сессию на «отлично» (3 категория) – 3400 руб. в месяц.
На сколько отличается социальная стипендия от стипендии отличника?
Выберите один вариант из списка
900
500
100
400
Решение:
3400-3300=100 рублей
Дополнительная работа с задачей
Какие дополнительные вопросы можно задать по условию задачи?
Учитель инициирует поиск дополнительных вопросов и поиск ответов на поставленные вопросы.
Задача №3.
Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 18600 рублей в месяц и пенсия бабушки – 16890 рублей в месяц. Учитывается также стипендия старшего брата в рублях в месяц.
Помоги ребятам вычислить размер стипендии брата, если
среднемесячный доход семьи
составляет 111000 рублей,
если мама с папой работают по пятидневной рабочей неделе (22 рабочих дня).
Решение:
Вычислим для начала заработные платы мамы и папы
1) 1800*22 =39 600 рублей заработная плата папы
2) 1400*22=30 800 рублей заработная плата мамы
Посчитаем общий доход папы, мамы, бабушки и дедушки.
3) 39 600+30 800+18 600+16 890=
=105 890 рублей
4) 111 000- 105 890=5110 рублей- стипендия старшего брата
Выберите один вариант из списка
35490
72310
5110
105890
Задача №4.
Определите среднедушевой доход семьи Володи за месяц, если папа получает зарплату 65000 рублей, мама – 38000 рублей, бабушка получает пенсию – 12900 рублей, сестра - студентка получает стипендию в размере 2300 рублей.
Примечание:
среднедушевой доход- сумма денежных средств,
приходящихся на 1 человека.
Решение:
Вычислим общий доход семьи
1) 65 000+38 000+12 900+ 2300=
=118 200 рублей
2) 118 200:5=23 600 рублей среднедушевой доход
Ответ: 23600
Задача №5.
Таня и Артур задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1900 рублей при пятидневной рабочей недели (22 дня рабочих), мама – 1500 рублей, а пенсия бабушки – 12 090 рублей в месяц. Старшая сестра Соня получает повышенную стипендию в размере 12300 рублей. Помоги ребятам вычислить, на сколько отличается заработная плата мамы от стипендии Сони.
Решение:
1) 1500*22=33 000 рублей- заработная плата мамы
2) 33 000-12300=20700 рублей
Выберите один вариант из списка
20700
2700
10800
Дополнительная работа с задачей
Какие дополнительные вопросы можно задать по условию задачи?
Учитель инициирует поиск дополнительных вопросов и поиск ответов на поставленные вопросы.
Занятие 7. Расход семьи
Цель занятия: рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о расходах зависит от многих факторов.
Шаг 1. Знакомство с понятием «расход семьи»:
Расходы семьи – деньги, которые расходует твоя семья на покупку товаров и услуг (для удовлетворения своих потребностей).
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Потребности».
Шаг 3. Дополнительная информация
Потребности (от англ. want) – необходимость в чем-либо, нехватка чего-либо, желание иметь что-либо.
Потребитель – человек, который покупает, заказывает, использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Потребительская корзина – набор продуктов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Шаг 4. Чтение сказки «Заячьи расходы»
Заячьи расходы
Жили-были Заяц и Зайчиха. Были у них маленькие расходы. Как-то раз пошла Зайчиха в магазин, чтобы купить продуктов и встретила на пути хитрого Лиса. Он предложил ей следовать его указаниям, чтобы разбогатеть с Зайцем. Вот что рассказал Лис: «Покупай у меня косметику, а потом перепродавай». Зайчиха решила послушать хитрого Лиса и следовала его указаниям.
Покупала она у хитрого Лиса косметику, а потом пыталась продать. Но у Зайчихи не получалось разбогатеть как рассказывал Лис. Тем временем у них с Зайцем расходы всё увеличивались, и увеличивались. Поняла Зайчиха, что хитрый Лис её обманывал! И перестала она его слушать. Тогда у Зайчихи и Зайца расходы начали уменьшаться и становиться снова маленькими!
Задача №1.
Обмен товара или услуги на деньги
Выберите один вариант из списка
заем
продажа
кредит
дарение
Задача №2.
Бумажные деньги и монеты, которыми мы пользуемся ежедневно
Выберите один вариант из списка
единая карта петербуржца
наличные деньги
бесконтактная карта
кредитная карта
Задача №3.
Ежемесячный бюджет семьи Косовых составляет 90 тысяч рублей, из которых половина уходит на питание и одежду, треть – на оплату кредита и коммунальные платежи, половину оставшихся денег – на кружки детей. Оставшиеся деньги они откладывают на летний отдых семьи. Сколько тысяч рублей они смогут накопить за зимние и весенние месяца?
Решение:
1) 90 000:2= 45 000 рублей уходит на питание и одежду
2) 90 000:3= 30 000 рублей уходит на оплату кредита и коммунальные платежи
3) 90 000- (45 000+ 30 000) = 15 000 рублей составляет остаток.
4) 15 000:2= 7500 рублей составляет оплата за детские кружки.
5) 7500*6= 45 000 рублей сможет накопить семья за зимние и весенние месяца.
Ответ: 45 (указываем без трех нулей, так как в задаче требуется указать «Сколько тысяч рублей они смогут накопить»).
Задача №4.
Семья состоит из четырех человек: мать, отец и двое детей школьного возраста. Отец и мать ежемесячно зарабатывают по 60 тыс. рублей.
На семейном совете бюджет распределили следующим образом:
- налоги – 10 тыс. руб.
- коммунальные услуги – 5 тыс. руб.
- питание – 25 тыс. руб.
- одежда и обувь – 7 тыс. руб.
- кредит – 25 тыс. руб.
- кружки – 3 тыс. руб.
- прочие расходы – 2 тыс. руб.
Сколько полных месяцев им нужно, чтобы накопить 220 тыс. рублей?
Решение:
1)10+5+25+7+25+3+2=80 (тысяч рублей)- расходы семьи
2) 60*2= 120 (тысяч рублей) –основной доход семьи
3) 120-80= 40 (тысяч рублей)- ежемесячные излишки
4) 220:40 = 5 (ост.20)
Так как имеется еще остаток 20 тысяч, т.е. за пять месяцев семья сможет накопить только 200 тысяч рублей, поэтому понадобиться 6 полных месяцев для накопления суммы в 220 тысяч рублей.
Выберите один вариант из списка
6
3
4
5
Задача №5.
В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2010 года).
Определите в каждом этих городов стоимость набора продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг картофеля, 1 кг говядины, 1 л подсолнечного масла. В ответ запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе (в рублях).
Наименование продукта Тверь Липецк Барнаул
Пшеничный хлеб (батон) 11 12 14
Молоко (1 литр) 26 23 25
Картофель (1 кг) 9 13 16
Сыр (1 кг) 240 215 260
Мясо (говядина) (1 кг) 260 280 300
Подсолнечное масло (1 литр) 38 44 50
Решение:
1) 2*11+3*9+260+38=347 рублей стоит набор продуктов в Твери
2) 2*12+3*13+280+44=387 рубль стоит набор продуктов в Липецке
3) 2*14+3*18+300+50=426 рубль стоит набор продуктов в Барнауле
Отметьте верные ячейки
Ряды: Липецк Барнаул Тверь
426 руб.
387 руб.
347 руб.
Дополнительная работа с условием задачи
Учащиеся под руководством учителя могут разработать мини-проекты по составлению различных вариантов наборов продуктов в городах.
Занятие 8. Аренда
Цель занятия: рассмотреть понятие «аренда».
Шаг 1. Знакомство с понятием «аренда»:
Аренда- передача недвижимости (в том числе и жилья) во временное пользование другим лицам.
Шаг 2. Просмотр мультфильма
Шаг 3. Разбор задачи, представленной с решением
Семья Ивановых планирует взять в аренду автомобиль для поездки в Финляндию. Плата за аренду автомобиля на один день составляет 2000 рублей, на два дня – 1750 рублей в день, на три дня – 1500 рублей в день. Сколько рублей заплатит семья за аренду автомобиля на четыре дня?
Решение:
1500*3+2000=4500+2000=6500 (рубл.)
или
1750*2*2=3500*2=7000 (рубл.)
Ответ: 6500
Задача №1.
Семья Егоровых планирует арендовать дом на один год. Арендную плату можно выплачивать ежемесячно, внося 20 тыс. рублей на счет арендодателя. А можно одним платежом по 15 тыс. рублей в месяц, но тогда им нужно взять кредит в банке на всю сумму аренды, под 20% (20 процентов) годовых. Кредит нужно будет выплатить за год, производя ежемесячные выплаты. Как выгоднее поступить? В ответе запишите ежемесячную сумму выгоды в рублях.
Примечание: 1%- это сотая часть числа. Например, чтобы найти 5% от 300, нужно 300/100*5=15.
Решение:
Если выплачивать ежемесячную арендную плату по 20 тыс. рублей, то семья потратит 240 тыс. за год.
Кредит нужно будет взять на сумму 15 тыс. рубл. *12= 180 тыс. рублей. На сумму кредита 180 тыс. рублей необходимо начислить 20% годовых процентов.
180 000:100*20=36000=36тыс. рублей
Итоговая сумма затрат по кредиту состоит из суммы основного долга и процентов.
180 тыс.+36 тыс.= 216 тыс. рублей
При сравнении двух итоговых сумм 240 тыс. рублей и 216 тыс. рублей
Выгоднее взять кредит.
Посчитаем ежемесячную выгоду.
240:12=20 (тыс.) рублей
216:12=18 (тыс.) рублей
20-18=2 (тыс.) рублей
Ответ: 2000
Задача №2.
Гражданин Иванов планирует взять в аренду водный скутер. Стоимость аренды скутера на 1 день составляет 10000 рублей, а каждый последующий день на 10% дешевле предыдущего. Сколько рублей заплатит гражданин Иванов за аренду скутера на 4 дня?
Решение:
Вычислим сумму аренды за второй день
10 000:100*10= 1000 рублей- скидка
10 000-1000=9000 рублей –оплата аренды второго дня
Аналогично вычислим скидку и сумму аренды за третий и четвертые дни.
9000:100*10=900 рублей-скидка третьего дня
9000-900=8100 рублей-оплата за аренду в третий день
8100:100*10=810 рублей скидка четвертого дня
8100-810=7290 рублей –оплата аренды четвертого дня.
Общая сумма аренды:
10 000+9000+8100+7290=34 390 рублей
Выберите один вариант из списка
34390
27100
32490
18000
19000
12310
Задача №3.
Временная передача владельцем имущества (арендодателем) юридического права на использование земли, зданий, сооружений, орудий труда и других активных элементов основных производственных фондов другому лицу (арендатору).
Выберите один вариант из списка
дарение
продажа
аренда
вклад
Задача №4.
Гражданин Иванов планирует взять в аренду водный скутер. Стоимость аренды скутера на 1 день составляет 10000 рублей, а каждый последующий день на 5% дешевле предыдущего. Сколько рублей заплатит гражданин Иванов за аренду скутера на 2 дня?
Решение:
1) 10 000:100*5=500 рублей –скидка за второй день
2) 10 000-500= 9500 рублей –оплата аренды скутера за второй день
3) 10 000+9500= 19 500 рублей- общая сумма аренды скутера.
Раздел II.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ СЕМЬИ
Занятие 1. Подоходный налог
Занятие 2. Налог на недвижимость
Занятие 3. Коммунальные услуги
Занятие 4. Телефонная связь и Интернет-услуги
Занятие 5. Транспортные расходы
Занятие 6. Обязательные покупки
Занятие 1. Подоходный налог
Цель занятия: рассмотреть одно из основных экономических понятий «налог».
Шаг 1. Знакомство с понятием «налог»:
Налог— обязательный платёж, взимаемый с организаций, предприятий и людей (физических лиц) в пользу государства.
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Подоходный налог»
Шаг 3. Разбор заданий по теме занятия
Задача №1.
Налог – государственный сбор с населения и предприятий.
Прибыль Дуремара от продажи пиявок за месяц составила 8400 сольдо. Он должен уплатить налог с прибыли в размере 30% (30 процентов). Сколько сольдо ему надо уплатить?
Примечание: Процент- сотая часть числа. Например, 20% от 500 -это 500/100*20=5*20=100
Решение:
8400:100*30=2520 сольдо должен уплатить Дуремар налог с прибыли.
Ответ: 2520
Задача №2.
Заработная плата работника составляет 25 000 р. Какую сумму бухгалтерия вычтет из зарплаты как налог на доходы физических лиц?
Примечание: Налог на доходы физических лиц взимается в размере 13 процентов (13%) от заработной платы.
Процент- сотая часть числа. Например, 20% от 500 -это 500/100*20=5*20=100
Решение:
25 000:100*13=3250 рублей бухгалтерия вычтет из зарплаты как налог на доходы физических лиц
Выберите один вариант из списка
1275
3250
2352
6000
Дополнительная информация:
С 2021 года те, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год, будут при определенных условиях платить НДФЛ (Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов) по ставке 15%. Ставку НДФЛ 15% нужно применять, если выполняются сразу два условия: Годовой доход физического лица превысил 5 млн рублей. Повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей эту цифру.
Задача №3.
В стране Лапландия гражданин Петров работает кондитером в компании «Пряности – радости». В месяц он зарабатывает 1000 евро, а подоходный налог, который он должен заплатить государству составляет 20% от его зарплаты. Сколько рублей получит Петров после уплаты налога, если 1 евро стоит 92 рубля?
Решение:
Вычислим подоходный налог, уплаченный государству
1000:100*20=200 евро
Оставшаяся сумма гражданина Петрова составит 1000-200= 800 евро.
Какова сумма получится после перевода в рубли
800*92=73 600 рублей- сумма, которую получит Петров после уплаты налога.
Ответ: 73500
Задача №4.
В стране Лилипутии подоходный налог рассчитывается по следующей формуле: N=S /100*27, где N – сумма подоходного налога (в фунтиках), S – заработная плата (в фунтиках). Сколько фунтиков получит Гулливер после уплаты налога, если его заработная плата составила 7800 фунтиков? (Фунтик – денежная единица в стране).
Математическая формула
7800-7800 /100*27
Дополнительно можно решить данную задачу:
1) 7800:100*27=2106 –сумма налога
2) 7800-2106=5694 фунтиков получит Гулливер после уплаты налога
Задача №5.
В Исландии существует прогрессивная ставка налогообложения (% налога увеличивается по мере роста заработной платы). Доход до 4000000 исландских крон облагается налогом в 20%, от 4000000 до 11000000 крон – 25%, а свыше 11000000 крон – 30%. Марк зарабатывает 3005000 крон, а Питер 4005000 крон. На сколько исландских крон Питер заплатит налог больше, чем Марк?
Решение:
Марк зарабатывает до 4 000 000 исландских крон, а значит, его заработная плата облагается налогом в 20%.
3 005 000:100*20=601 000 крон –налог, уплаченный Марком.
Питер зарабатывает 4 005 000 крон, а значит, его подоходный налог составит 25%.
4 005 000:100*25=1 001 250 крон-налог Питера
Узнаем разницу в уплате налога
1 001 250- 601 000= 400 250 крон.
Ответ: 400250
Занятие 2. Налог на недвижимость и НДС
Цель занятия: рассмотреть одно из основных экономических понятий «Налог на недвижимость и НДС».
Шаг 1. Знакомство с понятием «Налог на недвижимость и НДС»:
Налог на недвижимость - налог на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги по мере реализации.
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Подоходный налог, налог на недвижимость»
Шаг 3. Просмотр мультфильма «Подоходный налог на добавленную стоимость»
Задача №1.
Если государство ввело акцизный налог равный 1/4 от цены, сколько мы заплатим, купив 4 единицы товара, цена которого составляла 800 рублей?
Решение:
Вычислим акцизный налог на единицу товара
800:4= 200 рублей
Тогда итоговая сумма единицы товара составит 1000 рублей (800+200)
Итоговая сумма оплаты 4 единиц товара составит 4000 рублей.
Ответ: 4000
Дополнительная информация:
Акциз-косвенный налог на товары широкого внутреннего потребления (соль, табак, сахар, спички, спиртные напитки и т. п.).
Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Задача №2.
(земельный налог) Год назад ваша семья купила земельный участок. По кадастровой стоимости он оценивается в сумму 2600000 рублей. При этом ставка налога составляет 1/400 долю от кадастровой стоимости. Определи сумму земельного налога.
Чтобы определить сумму земельного налога нужно 2 600 000: 400= 6500 рублей
Кадастровая стоимость — результат выполненной в соответствии с законодательством
оценки стоимости объекта недвижимости на определённую дату, зафиксированный в государственном реестре (кадастре) и используемый, в частности, для целей налогообложения. Такая оценка производится, как правило, в массовом порядке, а не для индивидуальных объектов.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Задача №3.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ составляет 13% от начисленной заработной платы. Сколько рублей получает работник после уплаты НДФЛ, если начисленная заработная плата составляет 20 000 рублей?
Решение:
1) 20 000:100*13= 2600 рублей –сумма налога
2) 20 000-2 600=17 400 рублей получает работник после уплаты НДФЛ
Ответ: 17400
Задача №4.
(налог на призы в рекламных акциях) В ноябре прошлого года Инна приобрела утюг в магазине «Электрон». В декабре прошлого года среди своих покупателей «Электрон» провел розыгрыш холодильника, победителем которого стала Инна. Стоимость холодильника составляет 24300 рублей. Какой налог должна заплатить Инна, если налог на призы и выигрыши составляет 35 % от суммы выигрыша, премии?
Решение:
24 300:100*35= 8505 рублей- сумма налога, который должна заплатить Инна
Задача №5.
(налог на выигрыш в лотерею)
Катя приобрела билет «Столото» и выиграла 523600 рублей. Рассчитай, какую сумму налога должна заплатить Катя?
Выигрыши в лотерею, как и большинство других доходов граждан в России облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%.
Решение:
523600:100*13=68 068 рублей- сумма налога, которую должна заплатить Катя
Ответ: 68068
Занятие 3. Коммунальные услуги
Цель занятия: рассмотреть, что такое коммунальные услуги и что они включают.
Шаг 1. Знакомство с понятием «Жилищно-коммунальные услуги»:
Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — услуги по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов коммунального назначения
Задача №1.
К коммунальным услугам относятся:
Выберите один вариант из списка
транспортные услуги
уборка двора
медицинские услуги
услуги банка
Задача №2.
В соответствии со ст.169 Жилищного кодекса с 01.11.2014 у собственников жилых помещений появилась обязанность по внесению взносов на формирование фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
В 2017 году взнос за капитальный ремонт двухкомнатной квартиры в г. Санкт-Петербурге составлял 212 рублей 43 копейки. А в январе 2021 году- 666 рублей 83 копейки.
На сколько увеличилась оплата за капитальный ремонт? В ответе укажите только рубли.
Решение:
666 83-212 43= 454 рубля 40 копеек
Ответ: 454
Задача №3.
Ежемесячная оплата жилья составляется из 4 разделов: содержание и ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги, общедомовые расходы на содержание и ремонт, а также прочие расходы.
В коммунальные услуги включены:
-холодное водоснабжение;
-водоотвод холодного водоснабжения;
-горячее водоснабжение;
-водоотвод горячего водоснабжения;
- отопление.
В январе 2021 года семья израсходовала 7 куб. м. холодной воды по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м. и 6 куб. м. горячей воды по ставке 109 рублей 10 копеек. Водоотведение холодной и горячей воды составило по 3 куб. м. по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м.
На сколько отличается платеж за холодную воду от оплаты за водоотведение холодной воды?
Ответ укажите только рубли.
Решение:
Вычислим, сколько нужно заплатить за холодную воду
32 рубля 53 копейки*7= 227 рублей 71 копейка.
Вычислим, сколько нужно заплатить за водоотведение холодной воды
32 рубля 53 копейки*3= 97 рублей 50 копеек.
Определим, на сколько отличается платеж за холодную воду от оплаты за водоотведение холодной воды
227 рублей 71 копеек- 97 рублей 50 копеек=130 рублей 12 копеек.
Ответ: 130
Дополнительные действия:
Можно рассмотреть аналогичные задачи по различным показателям, представленным в условии задачи.
Задача №4.
Ежемесячная оплата жилья составляется из 4 разделов: содержание и ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги, общедомовые расходы на содержание и ремонт, а также прочие расходы.
В коммунальные услуги включены:
-холодное водоснабжение;
-водоотвод холодного водоснабжения;
- горячее водоснабжение;
-водоотвод горячего водоснабжения;
- отопление.
В январе 2021 года семья израсходовала 7 куб. м. холодной воды по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м. и 6 куб. м. горячей воды по ставке 109 рублей 10 копеек. Водоотведение холодной и горячей воды составило по 3 куб. м. по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м.
На сколько платеж за горячую воду отличается от оплаты за водоотведение горячей воды, переведя все расчеты в копейки?
Составь математическую модель решения задачи, используя при необходимости: скобки, знаки арифметических действий "+" - сложение, "-" - вычитание, "/"- деление, "*"- умножение.
Решение:
Математическая модель решения задачи
6*10910*6-3*3253
Дополнительно можно решить данную задачу
1) 6*109 рублей 10 копеек= 654 рубля 60 копеек
2) 3* 32 рубля 53 копейки= 97 рублей 50 копеек.
3) 654 рубля 60 копейки-97 рублей 59 копеек= 557 рублей 01 копейка.
Задача №5.
Ежемесячная оплата жилья составляется из 4 разделов: содержание и ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги, общедомовые расходы на содержание и ремонт, а также прочие расходы.
В коммунальные услуги включены: холодное водоснабжение, водоотвод холодного водоснабжения, горячее водоснабжение, водоотвод горячего водоснабжения, отопление.
В январе 2021 года семья израсходовала 7 куб. м. холодной воды по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м. и 6 куб. м. горячей воды по ставке 109 рублей 10 копеек. Водоотведение холодной и горячей воды составило по 3 куб. м. по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м.
На сколько платеж за холодную и горячую воду отличается от оплаты за водоотведение холодной и горячей воды?
Расчеты производятся в копейках.
Решение:
Можно воспользоваться проведенными вычислениями в двух предыдущих задачах
227 рублей 71 копеек= 22771 копеек- оплата за холодную воду
654 рубля 60 копеек= 65460 копеек- оплата за горячую воду
65460+22771=88231 копейка уплачена за горячую и холодную воду
По 97 рублей 59 копеек заплатили за водоотведение холодной и горячей воды.
Всего за водоотведение заплатили
9759*2=19518 копеек
Определим, на сколько платеж за холодную и горячую воду отличается от оплаты за водоотведение холодной и горячей воды.
88231-19518=68713 копеек.
Выберите один вариант из списка
65460
88231
68713
22771
9759
Задача №6.
Ежемесячная оплата жилья составляется из 4 разделов: содержание и ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги, общедомовые расходы на содержание и ремонт, а также прочие расходы.
В коммунальные услуги включены: холодное водоснабжение, водоотвод холодного водоснабжения, горячее водоснабжение, водоотвод горячего водоснабжения, отопление.
В январе 2021 года семья израсходовала 7 куб. м. холодной воды по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м. и 6 куб. м. горячей воды по ставке 109 рублей 10 копеек. Водоотведение холодной и горячей воды составило по 3 куб. м. по ставке 32 рубля 53 копейки за 1 куб. м.
Сколько рублей у мамы останется при оплате за 5 куб. м горячей и 5 куб. м холодной воды, если сейчас у нее имеется 900 рублей 15 копеек наличных денег?
Решение:
Оплата за 5 куб. м горячей будет стоить 10910*5=54550 копеек или 545 рублей 50 копеек
Оплата за 5 куб. м холодной воды
будет стоить 3253*5=16265 копеек или 162 рубля 65 копеек
Определим остаток наличных денег
90015-(54550+16265) =19200 копеек или 192 рубля.
Ответ: 192
Занятие 4. Телефонная связь и Интернет- услуги
Цель занятия: рассмотреть информацию о том, что такое телефонная связь и Интернет-услуги
Шаг 1. Знакомство с понятием «Телефонная связь и Интернет-услуги»:
Телефонная связь- это система связи, направленная на то, чтобы обеспечить пользователя связью в любом месте.
Интернет- мировое средство общения и получения информации.
Задача №1.
На счету твоего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей. Сколько минут длился разговор, если, согласно твоему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?
Решение:
87-39= 48 рублей потрачено на разговор
48:2=24 минуты длился разговор
Задача №2.
По просьбе дедушки ты отправил 15 SMS-сообщений с поздравлениями на 23 февраля его друзьям. Стоимость одного SMS-сообщения 2 рубля, а на счету у дедушки было 39 рублей. Хватит ли денег, чтобы поздравить еще пятерых его друзей?
Решение:
15*2=30 рублей оплатили за 15 SMS-сообщений
39-30=9 рублей осталось
5*2=10 рублей стоит 5 SMS-сообщений
Поэтому не хватит денег, чтобы поздравить еще пятерых.
Задача №3
. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных план.
Соотнесите тарифный план и абонентскую плату.
Сопоставьте значения из двух списков
План «500» 550 руб. за 500 Мб трафика в месяц
План «800»
700 руб. за 800 Мб трафика в месяц
План «0»
Абонентской платы нет
Задача №4.
В таблице даны тарифы на услуги трех фирм такси. Предполагается поездка длительностью 70 минут. Нужно выбрать фирму, в которой заказ будет стоить дешевле всего. Сколько рублей будет стоить этот заказ?
Фирма такси Подача машины Продолжительность и стоимость
минимальной поездки * Стоимость 1 минуты
сверх продолжительности
минимальной поездки.
А 350 руб. Нет 13 руб.
Б Бесплатно 20 мин. — 300 руб. 19 руб.
В 180 руб. 10 мин. — 150 руб. 15 руб.
*Если поездка продолжается меньше указанного времени, она оплачивается по стоимости минимальной поездки.
Решение:
По тарифу А
350+13*70=350+910=1260 рублей
По тарифу Б
300+19*50=300+950=1250 рублей
По тарифу В
180+150+15*60=330+900=1230 рублей
Самый дешёвой тариф фирмы В. Стоимость 1230 рублей.
Задача №5.
Своему постоянному клиенту компания сотовой связи решила предоставить на выбор одну из скидок. Либо скидку 25% на звонки абонентам других сотовых компаний в своем регионе, либо скидку 5% на звонки в другие регионы, либо 15% на услуги мобильного интернета. Клиент посмотрел распечатку своих звонков и выяснил, что за месяц он потратил 300 рублей на звонки абонентам других компаний в своем регионе, 200 рублей на звонки в другие регионы и 400 рублей на мобильный интернет. Клиент предполагает, что в следующем месяце затраты будут такими же, и, исходя из этого, выбирает наиболее выгодную для себя скидку. Какую скидку выбрал клиент? В ответ запишите, сколько рублей составит эта скидка.
Выберите один вариант из списка
75
10
60
50
Решение:
Вычислим скидку на звонки абонентам других сотовых компаний в своем регионе
300:100*25=75 рублей
Вычислим скидку на звонки абонентам других сотовых компаний в других регионах
200:100*5=10 рублей
Определим скидку на Интернет-услуги
400:100*15=60 рублей
Самая большая скидка составила 75 рублей.
Выберите один вариант из списка
75
10
60
50
Занятие 5. Транспортные расходы
Цель занятия: определить, что входит в понятие «транспортные расходы»
Шаг 1. Знакомство с понятием «Транспортные расходы»:
Транспортные расходы - это издержки по перевозке грузов, пассажиров с помощью транспортных средств.
Шаг 2. Транспортные расходы бывают у семьи и предприятий.
В транспортные расходы семьи включены денежные средства, потраченные на проезд на работу, учебу и другие необходимые места для посещения (магазины, театры, музеи и др.). Кроме этого, в транспортные расходы семьи включают стоимость бензина личного автомобиля.
Транспортные расходы (ТР) компании на практике делятся на 3 группы:
• расходы на доставку приобретенного имущества (сырья, товаров);
• расходы на доставку покупателям товаров и продукции;
• расходы на обслуживание автопарка (содержание собственных траспортных стредств (ТС) и обслуживание и оплату арендованных автомобилей).
Шаг 3 Просмотр мультфильма «Транспортные расходы».
Задача №1.
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
Выберите все подходящие ответы из списка
автобус
мотоцикл
маршрутка
лошадь
Задача №2.
Ольга работает на другом конце города, поэтому пользуется метро 20 дней в месяц. Оплатить поездку она может одним жетоном, стоимостью 45 рублей, купить месячный проездной за 1650 рублей или оплачивать картой «Подорожник», по которой стоимость одной поездки равна стоимости жетона для первых пяти поездок, а цена каждых 5 последующих поездок на 1 рубль дешевле предыдущей. Какой способ оплаты выгоднее? В ответ запишите потраченную сумму в рублях за месяц при самой выгодной оплате.
Решение:
Посчитаем стоимость проезда по карте «Подорожник»
45*5 = 225 рублей- первые пять поездок
44*5=220 рублей –стоимость последующих пяти поездок
43*5= 215 рублей –стоимость поездок с 11 по 15.
42*5=210 рублей- стоимость поездок с 16 по 20.
41*5=205 рублей –стоимость поездок с 21 по 25.
40*5=200 рублей-стоимость поездок с 26 по 30.
39*5=195 рублей- стоимость поездок с 31 по 35.
38*5=190 рублей-стоимость поездок с 36 по 40.
Всего на поездки по карте «Подорожник» составляет сумму:
225+220+215+210+205+200+195+190=1660 рублей
Можно было вычисления провести иначе
(45+44+43+42+41+40+39+38)*5=1660 рублей
Вычислим стоимость проезда по жетонам 20 дней*2*= 40 поездок
40*45=1800 рублей
Самый выгодный проезд –купить месячный проездной за сумму 1650 рублей.
Задача №3.
Николай получил прибавку к зарплате и решил неделю пользоваться такси. Он работает пять дней в неделю. По утрам такси стоит в половину дешевле, чем вечером. Каждое утро Николай платит 250 рублей. Сколько рублей останется от прибавки, если она составила 5000 рублей?
Составьте математическую модель к задаче используя при необходимости скобки и знаки арифметических действий (сложение" +", умножение"*", деление"/", вычитание "-").
Математическая модель
5000- (250+250/2) *7
Дополнительно можно решить задачу
250:2=125 рублей – стоимость проезда вечером
(250+125) *7= 375*7=2625 рублей проезд на такси за неделю
5000-2625= 2375 рублей останется.
Задача №4.
Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька
Выберите все подходящие ответы из списка
велосипед
машина
коляска
автомобиль
Задача №5.
Знаешь ли ты, что в 1896 году максимально разрешенная скорость автомобилей в пределах населенных пунктов Англии составляла всего 3 км/ч? Судя по сегодняшней ситуации на МКАДе, иногда мы до сих пор прибываем в Англии XIX века) Ты уже догадался, что мы попытались утаить от тебя под картинкой? Это то, без чего не обходится ни один современный автомобиль.
Ответ: подсветка
Занятие 6. Обязательные покупки
Цель занятия: рассмотреть суть одного из финансовых понятий «Товар».
Шаг 1. Знакомство с понятием «Товар»:
Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.
Шаг 2. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».
Шаг 3. Прочтение сказки «Два лисенка».
Два Лисенка
Жили 2 лисенка в соседних домах, они дружили и очень любили играть вместе. По вечерам они ходили друг к другу в гости, пили чай и рассказывали смешные истории. Как-то раз одному из лисят пришлось переехать в другой город. Они очень расстроились, что больше не смогут гулять вместе и делиться интересными историями друг с другом. Однажды один из лисят увидел рекламу об услуге мобильной связи, благодаря которой можно общаться на расстоянии. Теперь они каждый день продолжают пить чай и рассказывать истории, но уже каждый в своем доме
А мамы рассказали лисятам, что услуги бывают разные и являются основой экономики развитых стран. Например, ремонт одежды и парикмахерская – это бытовые услуги, есть услуги общественного питания, электроснабжение, газоснабжение, строительство – это тоже услуги.
И даже когда лисята идут в поликлинику, они тоже пользуются услугами-медицинскими. Вот, сколько интересного лисята узнали про услуги!
Задача №1.
Способ обмена результатами труда между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем)
Выберите один вариант из списка
дарение
завещание
услуга
торговля
Задача №2.
Обед в ресторане, стрижка в парикмахерской, доставка почты, приём платежей за пользование мобильным телефоном. Что перечислено в списке?
Выберите один вариант из списка
товары
услуги
нет верного ответа
подарки
Задача №3.
Павел купил 2 машинки, 4 карандаша и 2 шоколадки, а Борис купил 1 карандаш, 3 шоколадки и 3 машинки. Сколько стоит комплект из 1 машинки, 1 карандаша и 1 шоколадки, если Павел за свои покупки заплатил 140 рублей, а Борис – 160 рублей?
Решение:
Если сложить покупки мальчиков, то поучиться, что они вместе купили по 5 машинок, карандашей и шоколадок, заплатив за это 300 рублей.
Тогда один комплект из 1 машинки, 1 карандаша и 1 шоколадки будет стоить 60 рублей.
Задача №5.
Наука об искусстве управления домашним хозяйством.
Выберите один вариант из списка
история
экономика
математика
домоводство
Дополнительная информация
ЭКОНОМИКА (от гр. оikonomike) - наука об искусстве управления домашним хозяйством.
ТОВАР-ЗАМЕНИТЕЛЬ – товар, который способен удовлетворить одну и ту же потребность.
ТОРГОВЛЯ – способ обмена результатами труда между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем).
СТОИМОСТЬ – овеществленный в товаре общественно-необходимый труд; создается в производстве и проявляется в обмене, когда произведенный товаропроизводителем товар приравнивается к другим товарам.
ЦЕНА ТОВАРА – количество денег, которые нужно заплатить за единицу товара.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ – условное название денежных средств, которые используются в электронной системе банковских услуг.
АКЦИЯ – ценная бумага, удостоверяющая право на получение части прибыли в виде дивидендов.
ДИВИДЕНД – часть прибыли, полученной акционерным обществом за определенный период после уплаты налогов.