Автор: Мерзлова Ксения Вячеславовна
Страна: Российская Федерация
Город: Михайлов
Организация: МОУ "Михайловская СОШ №1"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Конспект урока "Потребности и расходы"

 

Цель - формирование компетенций, необходимых для принятия решений по использованию ресурсов для удовлетворения потребностей.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека.

2. Практически закрепить полученные знания о семейном бюджете

3. Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов

4.Способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости

Глоссарий

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд.

Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти.

Выгода -  прибыль, доход, извлекаемые из чего-л. 

Даровые блага - блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.

Денежный капитал - часть сбережений семей, которая на платной основе передается фирмам для покупки ими производственного капитала.

Деньги - особый товар, который: 1) принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги, 2) позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета, а также 3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.

Критерии - существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-л.

Неравенство богатства - различия в суммах регулярно получаемых номинальных доходов (в расчете на одного члена семьи) и рыночной ценности принадлежащей семьям собственности.

Номинальный доход - сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.

Общественные блага - товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть чьей-то исключительной собственностью.

Объем потребности - количество благ определенного вида, которое человек хотел бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.

Ограниченность ресурса - конечность, дефицитность ресурсов, доступных человеку, их относительную недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

Платность ресурса  — финансовая зависимость от количества и качества тех ресурсов, которыми пользуются люди и организации.

Потребности - конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов.

Приоритет - понятие, показывающее важность, первенство. 

Продукт - результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг.

Расходы – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Реклама – это информация, которая доносится до потребителя несколькими способами, при этом содержит сведения об определенном товаре, услуге и т. д. 

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ.

Стоимость жизни - сумма денег, в которую обходится приобретение в течение определенного периода времени (обычно, месяца) стандартного для большинства семей данной страны набора благ и услуг.

Товар - любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи

Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Цена – это денежное выражение стоимости товара

Человеческие потребности - ассортимент и объем благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.

    1. Лекция.

Как управлять безграничными потребностями?

Безграничность потребностей приводит к необходимости выбора: какие потребности для нас важны, в какой последовательности и как их удовлетворять?

Для этого нужно:

  1. Понимать особенности/свойства потребностей.
  2. Понимать и оценивать свои потребности.
  3. Расставлять приоритеты и выбирать, какие потребности будут удовлетворены исходя из приоритетов и возможностей (каким способом, за счет каких ресурсов).

Таким образом, принять «правильное» решение об удовлетворении потребностей человеку помогает осознание собственных потребностей и их происхождения, расстановка приоритетов между ними (какие неудовлетворенные потребности будут вызывать наибольших дискомфорт, а какие могут подождать), оценка (сравнение преимуществ и недостатков) способов удовлетворения потребности с учетом имеющихся ресурсов.

Как управлять ограниченными ресурсами?

В силу ограниченности ресурсов нам приходится выбирать, какие ресурсы и в каком объеме потратить для удовлетворения потребности. Что может помочь сделать этот выбор?

Для этого нужно:

  1. Понимать, что для удовлетворения потребностей требуются ресурсы.
  2. Иметь представление о видах, свойствах и величине доступных ресурсов (своих и общественных благ).
  3. Выбирать ресурсы для удовлетворения потребностей.
  4. Выбирать/формулировать потребности с учетом ограничений ресурсов.

Таким образом, для удовлетворения потребностей требуются различные ресурсы, в том числе деньги, время (внимание), информация, отношения с людьми и др. Одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью разных комбинаций ресурсов. Все ресурсы могут обмениваться друг на друга, поэтому использование любого из них (в том числе имеющихся изначально) имеет свою стоимость. Выбор расходуемых ресурсов зависит от того, какие ресурсы и в каком объеме доступны человеку/семье.

Как сделать наилучший выбор товара/услуги? На выбор товара или услуги влияет множество факторов. «Идеальный» выбор, отвечающий всем критериям, невозможен, так как они вступают в противоречие. К тому же наш выбор подвержен влиянию нерациональных факторов, которое невозможно полностью исключить. Как это учитывать при совершении покупок?

Для этого нужно:

  1. Формулировать потребности, для удовлетворения которых мы собираемся понести расходы.
  2. Формулировать ожидаемый результат выбора.
  3. Составлять список известных вариантов выбора.
  4. Выбирать вариант, наилучшим образом соответствующий имеющимся потребностям и ресурсам.
  5. Понимать и учитывать влияние нерациональных факторов при принятии решений.

Правильная логика выбора включает в себя конкретизацию желаемого результата, изучение возможных вариантов, формулировку критериев выбора и определение их значимости, сравнительную оценку и ранжирование вариантов, совершение необходимых действий для реализации принятого решения. Оценивая варианты, важно принимать во внимание все расходы, в т.ч. неденежные, и расходы, которые возникнут в будущем (стоимость владения благом).

Как сделать так, чтобы денег хватало на все? Расходы, которые мы реально можем осуществить, всегда ограничиваются с одной стороны нашим доходом (максимум), а с другой – множеством потребностей, которые требуют удовлетворения на уровне, достаточном для комфортной жизни (минимум). Поэтому решение о конкретной трате на самом деле зависит не только от того, насколько она для нас важна сама по себе и есть ли на нее деньги, но и от того, какой приоритет она имеет в сравнении с другими и сколько денег останется на другие расходы. Принятие решения дополнительно усложняется тем, что потребности и ресурсы изменчивы. Как упростить задачу распределения имеющихся средств между своими нуждами для поддержания приемлемого, комфортного уровня жизни?

Для этого нужно:

  1. Понимать структуру и величину существующих расходов.
  2. Оценивать оптимальность структуры расходов с точки зрения удовлетворения потребностей.
  3. Выявлять возможности изменения расходов.
  4. Принимать решение об изменении структуры/величины расходов.

Чтобы эффективно распределять денежные средства для удовлетворения максимального числа потребностей, нужно сделать процесс расходования денег управляемым: вести учет существующих расходов, предвидеть изменения расходов и планировать их, придерживаться плана (при этом, если он становится неактуальным, вовремя корректировать структуру/величину расходов, исходя из фактических обстоятельств).

Таким образом, решение ключевой проблемы (ключевые выводы) темы «Как распределить ограниченные ресурсы так, чтобы максимально удовлетворить свои безграничные потребности?» состоит в том, чтобы расставлять приоритеты: ранжировать потребности по важности, распределять по ним ограниченные ресурсы, гибко реагировать на возникающие противоречия (дисбалансы). Общие принципы рационального выбора (оценка выгоды, ранжирование) действуют как при принятии решения о конкретной покупке, так и при управлении расходами в целом.

 

    1. Практические задания
  1. Кейс "Расходы семьи"

Задача: Как сделать так, чтобы денег хватало на "все"?

Краткое описание:

В рамках решения кейсов участникам предстоит спланировать расходы семьи на двухлетнем временном горизонте, исходя из заданной легенды домохозяйства, а затем презентовать свое решение устно, художественно проиллюстрировав его на листе ватмана.

Образовательная цель - закрепление навыков планирования расходов с учетом потребностей разных типов домохозяйств и их членов.

Образовательные результаты:

  • Определять структуру и составлять план расходов.
  • Определять основные статьи регулярных расходов личного бюджета.
  • Определять степень регулярности расходов (ежедневно, ежемесячно, ежегодно, раз в несколько лет и т.п.).
  • Иметь навык свода и подсчета расходов семьи за месяц/год.
  1. Тренинг "Бюджет"

Задача: Как сделать так, чтобы денег хватало на "все"?

Краткое описание:

Участники тренинга составляют бюджет на месяц, после корректируют его в соответствии с событиями, изменяющими значения отдельных статей доходов и расходов домохозяйства, после чего составляют годовой бюджет семьи, учитывая воздействие инфляции.

Образовательная цель - развить навыки учета расходов и дать представление о том, как разные события в жизни влияют на величину расходов и доходов.

Образовательные результаты:

  • Уметь пользоваться табличными формами для ведения бюджета.
  • Определять структуру и составлять план расходов.
  • Иметь навык свода и подсчета расходов семьи за месяц/год.
  1. Игра "Поход"

Задача: Как управлять безграничными потребностями?

Краткое описание:

Членам каждой команды поочередно предстоит выбрать семь предметов в рамках ограниченного бюджета, которые они возьмут с собой в поход. После этого каждая команда аргументирует свой выбор.

Образовательная цель - закрепить навыки определения приоритета потребностей с учетом ограничений бюджета.

Образовательные результаты:

  • Знать, что относится к товарам и услугам первой необходимости.
  • Уметь ранжировать свои потребности в зависимости от ситуации.
  • Понимать, что такое взаимодополняющие товары и услуги.
  • Уметь находить альтернативные варианты удовлетворения потребности (товары-заменители, аренда вместо покупки, подержанные товары по более низкой цене и пр.).
  1. Задача: Как сделать наилучший выбор товара/услуги?

Краткое описание:

Рассчитайте, используя метод общей стоимости владения (ОСВ), что выгоднее: повесить в квартире 20 обычных лампочек или 20 энергосберегающих?

Параметры: Обычная лампочка / Энергосберегающая лампочка. Цена: 20 р. / 150 р. Потребление электроэнергии: 100 Вт / 20 Вт Срок жизни: 6 мес. / 3 года.

Стоимость 1 кВт/ ч электроэнергии: 3 р. Каждая лампа в вашем доме горит в среднем по 1200 ч в год.

Образовательные результаты:

  • Понимать, что такое полная стоимость владения.
  • Учитывать сопутствующие расходы и считать полную стоимость приобретения товара/услуги и владения (расходные материалы и аксессуары, ремонт и обслуживание, сопутствующие услуги.).
  1. Задача: Как сделать наилучший выбор товара/услуги?

Краткое описание:

Ваш брат хочет купить абонемент в спортзал на год за 20 тыс. руб. Чтобы начать ходить в спортзал, ему придётся купить новые кроссовки за 3 тыс. руб. Так как спортзал находится далеко от дома, ему придется ездить туда на автобусе, что обойдется ему в 4 тыс. руб. за год. Сейчас брат время от времени посещает бассейн рядом с домом (в среднем дважды в месяц). Разовое посещение стоит 100руб. В новом спортзале есть собственный бассейн, поэтому в бассейн рядом с домом брат больше не будет ходить. Кстати, на прошлой неделе он потерял свои плавательные очки за 1 тыс. руб., и ему срочно надо купить новые.

а. Рассчитайте общую стоимость владения абонементом в спортзал.

б. Какие вопросы должен задать себе брат, прежде чем покупать абонемент?

Образовательные результаты:

  • Учитывать сопутствующие расходы и считать полную стоимость приобретения товара/услуги и владения (расходные материалы и аксессуары, ремонт и обслуживание, сопутствующие услуги).
  • Понимать, что такое взаимодополняющие товары и услуги.
  • Понимать, что такое полная стоимость владения.
  1. Задача: Как управлять ресурсами для удовлетворения потребностей?

Краткое описание:

Ольга и Михаил ждут в гости родственников, всего за ужином соберется семь человек. Ольга планирует накормить гостей голубцами.

Для приготовления 2 порций голубцов (порция рассчитана на одного человека) нужно 500 г мясного фарша, 400 г капусты, 50 г моркови, 50 г лука, 100 г помидоров, 1/3 стакана риса, соль, приправы, растительное масло. В стакане помещается 180 г риса. Масло, соль и приправы у Ольги есть. Остальное можно купить в супермаркете. Продукты там продаются упаковками или поштучно, фарш – на развес.

В том же супермаркете можно купить готовые голубцы по цене 145 рублей за такую же по весу порцию. Определите, какие голубцы обойдутся Ольге дешевле: домашние или готовые?

 

  1. Задача: Как сделать наилучший выбор товара/услуги?

Краткое описание:

Друзья три раза в год на трое суток ездят на рыбалку на автомобиле, при этом стараются организовать место отдыха, не забывая о комфорте: освещают место стоянки фарами от автомобиля, заряжают от «прикуривателя» мобильный телефон, используют проигрыватель компакт-дисков автомобиля. Для выработки электричества двигатель автомобиля работает в среднем 4 часа в сутки, потребляя в час 1,5 литра бензина стоимостью 41 рубль за литр.

Друзья думают о покупке бензинового генератора, который можно использовать как источник электричества (вместо автомобиля). Генератор стоит 7 000 рублей, он потребляет в час 0,5 литра такого же бензина.

Сколько денег на топливе сэкономят друзья за одну поездку? Через сколько лет окупится приобретение генератора, если во внимание принимать только расходы на топливо?

 

    1. Итоговый тест

1. Всё, что надо человеку, чтобы жить и работать, называется …

А) товаром; Б) ресурсом; В) потребностью; Г) доходом.

2. Потребности, от которых зависит само существование человека, называются …

А) материальными; Б) духовными; В) социальными; Г) абсолютными.

3. Всё то, что даёт достаток, благополучие – это …

А) потребности; Б) блага; В) ресурсы; Г) товары.

 4. Средства обеспечения производства – это …

А) продукты; Б) услуги; В) ресурсы; Г) интересы.

 5. Земля, воздух, вода – это … ресурсы.

 А) материальные; Б) трудовые; В) финансовые; Г) природные.

6. Ограниченность ресурсов существует …

А) во всех странах; Б) в европейских странах; В) в азиатских странах; Г) в африканских странах.

7. Удовлетворение человеком своих потребностей, называется …

 А) трудом; Б) работой; В) потреблением; Г) производством.

8. Потребление, при котором удовлетворяются личные потребности, называется …

А) общественным; Б) личным; В) групповым; Г) коллективным.

9. Деятельность людей, которая удовлетворяет потребности, называется …

А) экономической; Б) научной; В) духовной; Г) познавательной.

10. Основой экономической деятельности является …

А) производство; Б) распределение; В) обмен; Г) потребление.

11. Уровень жизни человека зависит от …

А) производства; Б) распределения; В) обмена; Г) потребления.

12. Обмен товарами с помощью денег – это …

А) бартер; Б) обращение; В) сделка; Г) товарообмен.

 13. Выполнение рынком роли главного контролёра конечных результатов производства – это …функция рынка.

 А) регулирующая; Б) стимулирующая; В) контролирующая; Г) информационная.

14. Вид рынка по отрасли купли-продажи – это … А) оптовый; Б) розничный; В) научных разработок; Г) автомобилей.

15. Кругооборот товаров, услуг, денег и ресурсов в экономике – это … кругооборот.

А) экономический; Б) рыночный; В) мировой; Г) национальный.

 16. Товар особого рода, который выполняет роль всеобщего эквивалента стоимости, – это …

 А) розничный товар; Б) бартерный товар; В) деньги; Г) продукты.

17. Продажа товара с отсрочкой уплаты денег называется …

А) кредитом; Б) обращением; В) накоплением; Г) бартером.

18. Одна из функций денег – это … А) защищённость; Б) средство накопления; В) делимость; Г) узнаваемость.

34 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий