Дошкольный возраст считается важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте развивается будущая личность. Этап развития дошкольного образования характеризуется усиленным поиском нового в педагогической теории и практики. Одним из наиболее актуальных направлений педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии финансовой грамотности каждого дошкольника. Поэтому решила создать мини-музей прошлое и настоящее «По тропинке Финансовой грамотности». Мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Деятельность мини – музея делает формирование представлений о деньгах, экономии предметом специального внимания детей, создает наиболее благоприятные условия для усвоения детьми четкого представления об истории денежных превращений,
Мини-музей создан для формирования первичных представлений об истории возникновении денег, для повышения финансовой грамотности и экономического воспитания детей.
Название: мини – музей «Страна Финансовой грамотности» (прошлое и настоящее).
Цель: формирование у детей дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи.
Адресность Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников детского сада.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где находятся доступные для детей экспонаты. Также представлены: литература о финансовой грамотности, подборка дидактических и словесных игр .
Формы деятельности:
Руководитель Мякишева Марина Алексеевна воспитатель, осуществляет непосредственное руководство практической деятельностью мини – музея. Материально-техническая база мини-музея подготовительной группы детского сада складывается на основе благотворительной и безвозмездной помощи педагогами, родителями и детьми: старинными монетами, пособиями, книгами, играми и т.д. В процессе работы обязательно обсуждаются и закрепляются правила безопасности при обращении с монетами.
В мини-музее дети формируют первоначальные знания о финансовой грамоте:играют в "Магазин", "Финансист", "Найди сходство и отличие", "Покупается -не покупается";проводят исследования чем манета отличается от банкноты,;наличный и безналичный расчёт;что такое бюджет и т.д.
Перспектива развития мини – музея В процессе работы будет осуществляться подбор коллекций детских мультфильмов, научно-познавательных фильмов.
Проведение экскурсии для других групп детского сада.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить различные мероприятия по разным видам деятельности.
- место расположения: мини - музей находится в подготовительной группе.
Мини-музей состоит из 7 экспозиций:
1 экспозиция - «Путешествие в прошлое».
Изменение во времени:
2 экспозиция - «Деньги прошлого»: Цель: изучить историю возникновения денег, а также подробно изучить современные бумажные купюры. Воспитание уважительного отношения к деньгам.
Задачи: Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Формировать умение работать в команде: три копейки 1950 год,пять копеек 1954 год,пять копеек 1981 год,сто рублей 1991 год,двадцать рублей 1992 год ,монеты разного достоинства 2018 года.
3 экспозиция - «Валютная»:
Цель: расширение знаний детей о деньгах
(валютах) разных стран мира.
Задачи:
- расширять знания детей о значении денег
в жизни человека, их разнообразии;
- продолжать давать знания о деньгах,
используемых в некоторых странах мира,
символике, используемых для обозначения номинала купюр и монет.
Подобрана валюта разных государств
4 экспозиция - «Хранение денег»:
Сберегательные книжки;
Ваучер;
Кошельки;
Копилка;
Аблигации
5 экспозиция - «Техника наш друг и помощник»,
Телефон; пластиковые карты.
6 экспозиция - «Игротека» Цель: научить считать деньги.
Игра - путешествие: «Деньги России»
Дидактическая игра «Размен»
Дидактическая игра «Деньги Мира»
Дидактическая игра «Играем в магазин» и другие.
.7 экспозиция - «Экономический словарик».
Картотека экономических загадок.
Цель: Содействовать финансовому просвещениюдетейстаршегодошкольноговозраста.
1.Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
А всем нужна (монета)
3.Чтоб хранить свои доходы,
на карманные расходы
Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине … (копилка)
4.Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли? (в аптеке)
5. Это — средство обращения, Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа (деньги)
6.В наши дни не встретишь эту,
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…(грош)
7. На товаре быть должна,
обязательна …. (цена)
8.Сколько купили вы колбасы, Стрелкой
покажут вам точно (весы)
8 экспозиция: «Художественная литература»
Список используемой литературы
1.Антонова, Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности / Ю. Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
2. Крючкова, Н.А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности / Н.А. Крючкова. – Калининград, 2019.
3. Меньшикова, О.И. Экономика детям, большим и маленьким / О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М.: Сфера, 2015.
4.Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: практическое пособие / А.А. Смоленцева. – М.:АРКТИ, 2019.
5.Ульева, Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках / Е. Ульева. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.