Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Количество часов на изучение: 1.
Цель: познакомить с произведением Александра Твардовского «Рассказ танкиста»;
- ..при этом расширить знания детей о Великой Отечественной войне; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному;
-.-..развивать мышление и речь учащихся;
- = воспитывать чувство благодарности к воинам – победителям;
- ...чувство гордости за свою страну и патриотизма.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:…
.-. отличать новое от уже известного с помощью учителя;..
..-.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать самостоятельно и по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения своих действий на уровне адекватной оценки;
-..планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
.-..слушать и понимать речь других, развивать речь, культуру устного выступления.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, компьютер, презентация, проектор, доска, пазл иллюстрации, магнитики, раздаточный материал для лексической работы, запись фонохрестоматии.
Ход урока:
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Всем здравствуйте! Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши сердца и наших гостей теплыми, добрыми чувствами..
Совсем недавно, мы знакомилась с вами с таким писателем, как Михаил Юрьевич…? (продолжите фразу, это М. Ю. Лермонтов) Назовите произведение, которое предложено для изучения в курсе литературы 5 класса.
(«Бородино»)
— Какой войне посвящено стихотворение «Бородино»? (Отечественная война 1812 г.) Выразительное чтение наизусть отрывка из «Бородино» (подготовленный ученик)
- Какое трагическое событие в судьбе нашей страны еще вам известно из курса истории? (Великая Отечественная война)
Ответ на вопрос прерывается сиреной, затем записью «Внимание, внимание…» https://www.youtube.com/watch?v=ZAtRykr2vkg (Обращение Левитана, видео)
— Почему война с Германией, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?
- Действительно, Великая Отечественная война принесла столько горя и бед простым русским людям, не только военным, но и тем, кто далек от службы: бабушкам, матерям, женам, детям…ее по праву можно назвать Великой. А количество потерь…бессчетно.
Но русский народ настолько силен духом, что поэты и писатели в своих произведениях, стихах, песнях призывали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных стихотворений, которые были переложены на музыку. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. .Песни и стихи помогали людям продолжать жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.…
Михаил Васильевич Исаковский (всем известная «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...», «Враги сожгли родную хату»)…
Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых», «Землянка»
Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде (поэма «Зоя» (1942), .посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами).
Ольга Федоровна Берггольц .всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса». Этот список можно продолжать бесконечно, настолько сильным оказалось то неизгладимое впечатление, которое было произведено ужасно жестокими событиями тех лет.…
Этот список можно продолжать еще долго…
Эпиграфом к уроку будут слова Роберта Рождественского:
.Люди! Покуда сердца стучатся помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста помните!
.(читает учитель)
- Как вы понимаете эти слова?
- Выделите цветом ключевое слово из этого отрывка.
Включается видеозапись, на которой показано, как едет танк.
https://www.youtube.com/watch?v=U14-elr8sns
- Как вы думаете, почему я вам показала эту запись? Предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке.
. — Сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся поэтом Александром Трифоновичем Твардовским и его стихотворением «Рассказ танкиста».
Откроем рабочие тетради и запишем число и тему урока.
.Рассказ учителя. Александр Трифонович Твардовский родился в .1910 году на Смоленщине в семье кузнеца.
. Стихи начал писать уже с раннего детства, когда еще не знал букв.… С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С .1939 .года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, .когда читаешь его стихи и поэмы о войне, человека, знавшего не понаслышке ужасы военного времени, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. .Об этом можно прочитать в произведениях Александра Трифоновича (обратите внимание на книги Твардовского – выставка книг, после урока можно будет подойти и ознакомиться).
Выступления учеников. Интересные факты из биографии Твардовского.
1 ученик
2 ученик
. - Спасибо за интересные сведения из жизни писателя.
4. Обобщающее слово учителя. .Известно, что Александр Твардовский не жаловался на свою нелегкую судьбу. Он, как и многие его сверстники, прожил очень непростую жизнь. Стойко пройдя через все трудные годы лишений, потерь, он не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком.. (Приложение)..
Мы говорим сегодня о войне. Напишите в середине листа рабочей тетради слово «Война», от нее в произвольной форме кластера запишите все ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите такое слово..
Выберите удобную форму: .кисть винограда, солнышко, лесенка или любую другую..
..
Жестокость. Смерть . Убийства Дети Потери Ужас Страх Бессилие. Печаль.
Война
Тоска Кровь Жертвы Мужество Победа . Гордость Стойкость Героизм
.- Да, вы правы….
.- Как вы думаете, кото больше всех коснулась трагедия войны?
. - Правильно, детей. .. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников!.
.Маленькие герои большой войны… ..Зина Портнова, Шура Кобер, Витя Хоменко, Надя Богданова, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков, Витя Коробкин…этот список можно перечислять бесконечно, и от этого становится еще горше на душе. Все эти юные участники войны прошли через серьезные испытания, погибли в боях или были казнены немцами. ..Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. .В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». (Слайд.)
.Физминутка «Ура!»
Раз, два, три, четыре …………..Руки в стороны и с силой к плечам.
Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать, ………..Поднимают прямые руки и скрещивают.
Будем маму обнимать. ………над головой..
На носочки встанем,………. Поднимаются на носочках.
Солнышко достанем.
До пяти считаем, …………Приседают пять раз.
Дружно приседаем. Ура! ………..Кричат, подняв руки вверх.
. - Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Рассказ танкиста», в котором главным героем оказался простой мальчик, 12 лет, ваш ровесник.
=.Прослушивание фонохрестоматии..
.=Чтение учителем.
А. Беседа с учениками по содержанию стихотворения.
. - Ребята, ответив на все вопросы, мы сегодня сможем восстановить картину, изображенную в стихотворении. На каждый верно отвеченный вопрос выдается часть крупно напечатанной и разрезанной заранее на части картинки с изображение танка, мальчика, бойца.
..В стихотворении много ярких, запоминающихся стихотворных строк и выражений, которые сегодня мы уже не используем в речи. Давайте определим значение этих выражений. Раздаются на парты словосочетания с пропуском значений, затем на слайде презентации дается пояснение. Раздаточный материал предварительно лежит на партах.
..Словарная работа.
Работа в парах: объясните, как вы понимаете строки, словосочетания:
— Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей…. — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен.... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
. — ...за каким домишкой он примостился.... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее..
.Переходим к обсуждению.
1.Какими словами начинается стихотворение? И какими заканчивается? Докажите.
..(«Был трудный бой…»)
И заканчивается также, но есть одно отличие. Какое? (союзы А и НО) Как в кольцо, эти строки опоясывают все стихотворение, еще раз заставляя нас вспомнить безымянного маленького героя, противительный союз но еще более усиливает контраст). Позже мы с вами встретимся с таким понятием, как композиция стихотворения, и здесь она опоясывающая, как кольцо, у которого одинаковое начало и конец.
2. .Как вы думаете, почему Твардовский в уста рассказчика вкладывает эти слова, почему он 2 раза повторяет, что забыл поблагодарить мальчика?
3. Найдите в тексте стихотворения слова, которые докажут, что советские войска занимают решительно наступательную позицию. Произнесите еще раз строки, прочувствуйте, что здесь дает повторение звука «р»? Такой прием звукописи называется «аллитерация».
( «Мы прорывались к площади вперед»..)
4.Какой поступок совершил мальчик?
(Мальчик совершил .геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку)
5. Каким вы представляете себе рассказчика? Попробуйте описать его внешность (устное словесное рисование)..
Слайд.
6. Охарактеризуйте мальчика. Почему его называют «бедовым»? .Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?
(Мы знаем приблизительный .возраст мальчика. .Ему десять-двенадцать лет. .Он часто. возглавляет детские. компании, он .озорной и смышленый. При этом внешность мальчика не описывается.. Мы видим только часть одежды: рубаху пузырем. Такой мальчишка действительно любопытен, не боится «искать приключения»).
7. Как можно охарактеризовать поступок мальчика? .
(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг.. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить, несмотря на реально угрожающую для него опасность)
8. Почему взрослый человек, .профессиональный военный принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
(Мы можем предположить, что командир оценил обстановку, и мальчику ничего не угрожало, при всем том бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика могла спасти многие жизни.)
9. Отблагодарил ли мальчишку танкист?. .(Помощь мальчика оказалась очень важной. .Танкист просто пожимает ему руку, как взрослому, крепким мужским рукопожатием, с уважением и благодарностью)
10. Как вы думаете, почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? (Он просто в суете военного времени просто отвлекся, забыл. Рассказчик не может себе простить, .что он не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизнь его и товарищей.)
Б. Восстановление иллюстрации.
Верно ответивший на любой вопрос ученик (ученица) выходит к доске и собирает рассыпавшуюся картину, прикрепляя фрагменты на доске.
- Молодцы!.
Итог урока.. Заключительное слово учителя..
Ребята, вернёмся к цели нашего урока. Достигли ли мы её?. (ответы учащихся) .
Жестокая. война принесла огромные бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, разрушила города, сёла, судьбы. Но народ не сдался и весь поднялся на защиту своей Родины. Сегодня мы говорили о детях, которым пришлось повзрослеть раньше времени, которые потеряли свое детство. .Тема «Дети и война». особенно трогательна. В книгах таких писателей,. как Валентин Катаев «Сын полка», .Константин Симонов «Сын артиллериста», Александр Твардовский «Рассказ танкиста» и др. показано,. как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжёлых условиях войны...
Рефлексия: эссе. На несколько минут включается фоновая музыка «Священная война».
- Давайте немного поразмышляем. .Ваша задача – вспомнить все услышанное на уроке и ответить на вопрос:. «Как вы думаете, в какой ситуации участник боевых событий мог рассказать об отважном мальчике, кому и зачем?» и второй вопрос: «Похожа ли ваша жизнь на жизнь тех детей, кому было суждено жить в те страшные годы, и чем она отличается?» .
(дается время на размышление, затем несколько работ ребята зачитывают в классе)
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»..
Список литературы.
Приложение.
Работа в парах: объясните, как вы понимаете строки, словосочетания:
— Все нынче, как спросонку... — _____________________________
— Бедовый, из тех, что главарями у детей…. — _____________________________________________________________
— А он гвоздит — не выглянуть из башен.... — _____________________________________________________________
. — ...за каким домишкой он примостился.... — _____________________________________________________________
— Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — _____________________________________________________________
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Количество часов на изучение: 1.
Цель: познакомить с произведением Александра Твардовского «Рассказ танкиста»;
- ..при этом расширить знания детей о Великой Отечественной войне; совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному;
-.-..развивать мышление и речь учащихся;
- = воспитывать чувство благодарности к воинам – победителям;
- ...чувство гордости за свою страну и патриотизма.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:…
.-. отличать новое от уже известного с помощью учителя;..
..-.добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать самостоятельно и по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения своих действий на уровне адекватной оценки;
-..планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
.-..слушать и понимать речь других, развивать речь, культуру устного выступления.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, компьютер, презентация, проектор, доска, пазл иллюстрации, магнитики, раздаточный материал для лексической работы, запись фонохрестоматии.