Автор: Чуриков Матвей
Страна: Российская Федерация
Город: Рязань
Организация: Рязанский институт развития образования
Проект: "ФинБанкси" (2022)

История денег от копейки до рубля

 

 

  1. Паспорт проекта

Название проекта:  «История денег: от копейки до рубля»

ФИО автора проекта:

Чуриков Матвей

Участники проекта: обучающиеся 4   класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1 имени В.П. Екимецкой».

Актуальность и значимость проекта

Финансовая грамотность на сегодняшний день является одной из ведущих и новых проблем в России. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, школы и семьи. Поэтому в решении этой проблемы обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Цель и задачи проекта

Цель – знакомство обучающихся 4  класса с основными финансовыми понятиями, через интерактивную, познавательную  деятельность.

Данный проект решает следующие задачи:

  1. Способствовать формированию финансовой грамотности у обучающихся.
  2. Воспитывать  финансово- грамотное поведение.
  3. Формировать  опыт применения полученных знаний и умений в жизни.
  4. Разработать медиа журнал «История денег».

  Краткое содержание проекта

    Данный проект нацелен на формирование финансовой грамотности у обучающихся 4  класса. Способствует расширению кругозора, экономического образа мышления, разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

    В основе проекта лежит принцип развития личности ребенка через интерактивную,  познавательную деятельность посредством знакомства с финансовыми понятиями и финансовыми ситуациями из окружающей действительности

Отличительной особенностью  проекта является  долгосрочный характер и приобретение обучающимися 4 класса специальных знаний и умений, способствующих развитию финансовой культуры.

Новизна проекта состоит в объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, поисковой, творческой), направленных на усвоение финансовых понятий и финансовых ситуаций из окружающей действительности.

Проект носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся будут ориентироваться в финансовых терминах и применять полученные знания в повседневной жизни.

Ресурсное обеспечение

ПК, принтер, канцелярские товары, бумага, ватманы, справочники и др. литература, интерактивное оборудование.

География проекта: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1 имени В.П. Екимецкой».

Сроки реализации: один год (2022 год).

Критерии эффективности проекта:

  • работа ведется системно;
  • увеличение количества учащихся, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, посвященной вопросам  финансовой грамотности обучающихся;
  • заинтересованность обучающихся в участии в олимпиадах, конкурсах по финансовой грамотности.

  Риски проекта:

  • наличие детей в классе, незаинтересованных в данной теме.

Ресурсное обеспечение:

  1. Важным организационным ресурсом является создание дружного коллектива обучающихся, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи.
  2. Материально-техническое обеспечение проекта: наличие в школе библиотеки, кабинета начальных классов, обеспеченного компьютером и проектором и выходом в интернет.

Бюджет проекта: данный проект не требует специальных затрат.

Тип проекта: практико – ориентированный.

 

2.  Основная часть

2.1. Аналитическое обоснование

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе, должен уже с детства ознакомиться с основными понятиями финансовой стороны существования.

Финансово грамотный человек XXI века – это ответственный, экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия целесообразных решений, способствующих собственной экономической безопасности и благосостоянию. Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе должен уже с детства ознакомиться с основными понятиями финансовой стороны существования. Финансовая грамотность – это одно из условий развития экономики России и снижения финансового и налогового риска граждан.  

Для выявления уровня финансовой грамотности мы провели анкетирование

Анкета

 

  1. Как появились деньги?
  2. Зачем  нужны деньги?
  3. Какими могли быть советские купюры?
  4. О чём рассказывают монеты?
  5. Кто был первый финансист Древней Руси?

В процессе анализа мы столкнулись с проблемой, что многие школьники не смогли ответить на вопросы анкеты и вместо ответа поставили прочерк.

2 % опрошенных дали ответ на   вопрос Кто был первый финансист Древней Руси?  Хотя данный вопрос  рассматривался на уроке окружающего мира.

Мы видим, что большинство опрошенных имеют пробелы по многим финансовым вопросам.

Таким образом, учитывая актуальность данной темы, результаты анкетирования нами принято решение разработать и реализовать проект ««История денег: от копейки до рубля».

Данный проект нацелен на формирование финансовой грамотности обучающихся 4  класса. Проект будет реализовываться в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 1 имени                               В.П. Екимецкой». Материалы представленного исследования можно использовать в процессе преподавания уроков окружающего мира в начальных классах и уроков истории в 5-6 классах.

Проект может быть реализован во внеурочной деятельности с обучающимися 4  класса.

Продолжительность проекта – 1 год.

Актуальность данного проекта заключается в грамотном овладении финансовыми понятиями и умении рационально ими управлять.

Социальная значимость проекта обоснована необходимостью внедрения новых форм донесения информации о последних новинках и тенденциях в сфере финансовой грамотности до школьников; воспитании правильной позиции в части профессиональной ориентации, личных финансов, расширения их кругозора.

 

2.2. Концептуально-прогностическая часть

Реализация проекта предполагает следующие этапы:

  1. Изучение литературы по повышению финансовой грамотности, интернет- источников.
  2. Проведение анкетирования среди учащихся 4  классов.
  3. Просмотр  и обсуждение видео сериалов по финансовой грамотности на портале https://www.edu.pacc.ru/
  4. Проведение школьных игр по финансовой грамотности между учащимися 4  классов.
  5. Проведение классных часов по основам финансовой грамотности.
  6. Участие учащихся 4  классов в областном конкурсе научных проектов по финансовой грамотности в  2022 г.
  7. Разработать медиа журнал «История денег».

2.3. Стратегия и тактика реализации проекта

Цель проекта: знакомство обучающихся 4  класса с историей возникновения денег.

 

Планируемые результаты проекта:

  • проявление интереса к познавательной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

 

    1. Содержание  проекта ««История денег: от копейки до рубля»

Жизнь любого человека тесно связана с обращением денег и с умением их считать. История денег очень интересна. Первые деньги возникли в древние времена, и дошли до наших дней, но уже совершенно в другом виде. Из-за денег происходили войны, революции, смена правительств и свержения королей. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счётам».

История долго искала такое универсальное платежное средство. Один вид денег сменялся другим. И процесс продолжается до сих пор. Сегодня мы уже можем расплачиваться за товары без кошелька с физическими деньгами.

Почему же появились деньги?

Чтобы ответить на вопрос надо вернуться на несколько тысячелетий назад.

Одним из способов получить нужные предметы – шкуры, оружие, продовольствие и прочее – являлся силовой захват. Но слишком большие были издержки у такого метода добычи, которые выражались в потере людей и со стороны нападающих, и со стороны защитников. Бесконечные нападки друг на друга могли полностью привести к уничтожению племен.

История долго искала такое универсальное платежное средство. Один вид денег сменялся другим. И процесс продолжается до сих пор. Сегодня мы уже можем расплачиваться за товары без кошелька с физическими деньгами. И не думаю, что это завершающий этап развития.

Сложно поверить, но было такое время, когда человечество вообще не знало, что такое деньги.  И люди получали те или иные вещи, путем обмена. Первобытное общество жило в условиях натурального хозяйства. Это значит, что практически все, что нужно для жизни производилось внутри одного племени или рода. Однако в скором времени стало понятно, что каждое племя имеет какую-то свою специализацию. Кто-то жил в лесах и мог заготавливать мясо и шкуры зверей, кто-то обитал рядом с соляными карьерами и мог добывать соль. Одни племена лучше изготавливали топоры и стрелы, а другие – горшки и глиняную посуду.

В древности в  роли универсального платежного средства выступали натуральные товары, которые ценились не только их производителями, но и всеми остальными участниками торговых отношений.

В качестве денег использовали продукты питания: зерно, какао-бобы, скот, соль, пряности, табак, мед. Использовались такие продукты, которые были нужны всем или почти всем, долго хранились и не портились, условно легко транспортировались.

Живой товар: верблюды, овцы, коровы, ослы. Обработанный товар: шкуры зверей, изделия из камня, украшения (например, стеклянные бусы), ткани (шелк, лен, ситец).

Отдельного разговора заслуживают ракушки редких моллюсков каури, которые считаются самой долговечной натуральной валютой в мире.

У древней валюты был существенный недостаток: она была сильно подвержена влиянию климатических или других случайных факторов. Засуха, наводнения, нашествие насекомых могли испортить урожай. Падеж скота от болезни тоже не способствовал развитию товарно-денежных отношений.

Кроме того, некоторая валюта была слишком дорогой (например, скот) и не могла использоваться для покупки каких-то небольших и дешевых товаров. А при перемещении на большие расстояния могла и вовсе потерять свою ценность. Например, меха не ценились в жарких странах.

В ряде регионов заменой денег стали специи, например, соль. В древней Месопотамии первая разменная единица называлась «шекель». Один шекель был равен 180 ячменным зернышкам. Таким образом, на любой вид товара можно было выставить цену в шекелях.

Товарные деньги

 

В Японии богатство человека исчислялось такой единицей, как «коку». Коку – это количество риса, необходимого, чтобы прокормить здорового взрослого человека в течение года. Поэтому, чтобы подчеркнуть богатство человека, про него говорили, что он владеет несколькими десятками тысяч коку.

Требовалась более стабильная денежная единица, роль которой стали выполнять металлы.

Первые  деньги

Все эти деньги были натуральными и их ценность зависела от многих факторов: урожайности, здоровья скота, погодных условий. К тому же то, что было ценным для одного народа, не обязательно являлось такой же ценностью для другого. Возникновение первых денег тесно связано с увеличением добычи металла. Помимо железа среди людей все большей популярностью стали пользоваться такие металлы, как золото и серебро. Во-первых, они были эффектны и красивы. Во-вторых, встречались гораздо реже железной руды, и их ценность признавали практически все народы. В-третьих, они не ржавели, а значит, дольше хранились.

 

Первые металлические монеты

 

Первые деньги были мало похожи на современные. Сначала они изготавливались в виде колец разной величины, затем им просто начали придавать конфигурацию небольших слитков. Позже слитки стали делить на кусочки. Чаще всего каждый кусочек просто расплющивали молотком. После этого с помощью зубила им начали придавать круглую форму. Вскоре на монетах появились первые оттиски. Для этого на разогретый кружок металла ставился металлический стержень, на конце которого было вырезано определенное изображение. Сверху по стержню ударяли молотком, и на монете получался оттиск с рисунком.

Самые первые круглые монеты появились в Лидии и Древней Греции примерно в VIII веке до н.э. Они были сделаны из меди и серебра и назывались: обол; талант; мина; драхма; статир.

В Древнем Риме первые монеты из бронзы и меди появились лишь в IV веке до н.э. Затем в 200 г до н.э. им на смену пришли серебряные деньги – денарий и сестерций.

 

Серебряные деньги

В Древнем Китае единую форму деньги приобрели в III веке до н.э. Это были круглые монеты с квадратным отверстием. Их носили в виде связки на кожаном или шелковом шнурке. В Древней Индии почти каждый раджа чеканил свои собственные монеты, которые могли быть изготовлены из самых разных материалов: золота, серебра, свинца, меди. На территориях Малой Азии деньги появились в VI веке до н.э. Они представляли собой круглые диски из золота и серебра, на которых указывался город, где была произведена монета. Это гарантировало ее подлинность и вес. Первые монеты с изображением правителя появились при царе Дарии. Их так и называли «дарики».

Происхождение русского рубля

Изначально эквивалентом денег на Руси выступал скот. Он использовался не только для обмена товарами, но даже для уплаты налогов, поэтому сборщиков податей называли «скотниками». Однако со временем стало понятно, что такая «валюта» весьма неудобна. За скотом нужно было ухаживать, а это дополнительные расходы. Кроме того, в дальние поездки гнать с собой целое стадо было, мягко говоря, неудобно. Со временем люди перешли на ценные меха, которые после сменили слитки из серебра и золота. Серебряный или золотой слиток весом 400 гр на Руси назывался «гривной». Одна золотая гривна была равна двум серебряным. Она могла рубиться на 2 части, каждая из которых получала соответствующее название – «рубль». Разрубив пополам рубль, можно было получить две полтины, а разделив надвое полтину – два четвертака. За одну серебряную гривну можно было купить на рынке корову.

Самой крупной денежной единицей на Руси была новгородская гривна. Первоначально она представляла собой золотую или сере­бряную плетенку, которая украшала женские волосы, позже это стал продолговатый слиток золота или серебра весом около 200 граммов.

 

 

Гривну разрубали на части, отсюда название рубль. От нее также отрезали определенного веса кусочки, их называли резаны.

 

 

Серебряные рубли-слитки

 

Кроме того, в обращении были еще две денежные единицы: но­гаты  и куны.

 

              

ногаты                                                                 куны

 

 

Это были отголоски очень древних «меховых денег». Обе эти де­нежные единицы имели не новгородское происхождение. В частности, название денежной единицы — куна — происходило от слова, обо­значающего куницу. Однако в IXв. эти термины уже не связывались с мехом, а обозначали деньги вообще.

Древнерусская денежная система складывалась из местных денеж­ных единиц. Она не имела четкой организации и представляла собой просто набор соотношений между этими денежными единицами:

1 золотая гривна = 2 серебяных гривны = 6 рублей = 40 ногат =

= 50 кун = 100 резан.

В XI–XIII вв. денежной единицей были серебряные гривны, которые представляли собой слитки серебра. Именно с серебряной гривной как мерой стоимости связано появление русского рубля. Произошло это в конце XIII в. В 1952 г. при раскопках в Новгороде была обнаружена «берестяная грамота», которая относилась к XIII в. Эта грамота содержала первое письменное упоминание о рубле.

Это был обрывок частного письма, в котором один человек писал другому, чтобы тот продавал какие-то товары по три рубля, следовательно, рубль уже существовал.

Название рубль произошло от рубленой гривны. В XV в. Рубль практически вытеснил гривну из обращения. Существует несколько проблем, которые затрудняют изучение эволюции русского рубля:

1. Проблема происхождения рубля.

Она состоит в том, что не ясно, какой слиток стал первым рублем — новгородская гривна или московская полугривна, т. е. гривна, разрубленная пополам.

Официально считается, что рубль произошел в Новгороде из гривны серебра весом около 200 граммов.

В северо-западных (псковско-новгородских) землях оставалась старая гривна, которая весила вдвое больше, но со временем и на нее перешло название «рубль».

Проблема превращения счетной гривны, которая в IV–XI вв. была самой крупной денежной единицей, всего лишь в 1/10 часть рубля, который сам произошел от гривны.

Первые рубли представляли собой серебряные слитки.

Серебряные слитки в качестве денег имели ряд недостатков:  они были слишком емкими по стоимости и покупательной силе; они были неразменными;  они могли обслуживать только крупные оптовые сделки.

Рубли-слитки в основном использовались для выплаты дани Орде и для выплаты дани одного княжества другому. Поэтому для удовлетворения естественных потребностей экономики в средствах обращения появились монеты. Монеты были необходимы для обслу­живания розничной торговли и всех других платежей.

До того как появилась собственная монета, в Киевской Руси ши­роко использовались монеты других стран. Во второй половине XIV в. в Москве, Новгороде и Рязани для размена и мелких платежей ста­ла чеканиться серебряная монета — «деньга». Монеты изготавлива­лись из привозного серебра. Собственные месторождения золота и серебра были открыты в России в XVв. при Иване III.

Начало чеканки деньги для массового денежного обращения из­менило понятие рубля. Из слитка стандартного веса и общепринятой внешней формы он превратился в счетный рубль.

Счетный рубль — это рубль, воплощенный в строго определен­ном количестве монет.

Счетный рубль просуществовал до начала XVIII в., т. е. до де­нежной реформы Петра I.

3. Проблема соотношения счетного и слиткового рублей.

Она появилась после начала чеканки монет. Монеты от реформы к реформе снижались в весе, следовательно, снижался вес счетного рубля.

Рубли-слитки не сразу исчезли из обращения. Поэтому началось расхождение в весе счетного рубля, он постоянно падал, и рубля- слитка, вес которого оставался неизменным.

Особенно явно этот разрыв обозначился в Новгороде, где деньгу начали чеканить в 1420 г., а слитки продолжали отливать до 1447 г.

В результате, счетный и слитковый рубли соотносились по ва­лютному курсу, поскольку в них было разное количество серебра.

В XV в. стали также чеканить разменные монеты из серебра — «полушки», равные 1/2 деньги, и разменные монеты из меди — «пулы», стоимость которых колебалась от 1/36 до 1/100 серебряной деньги.

 

 

пулы

 

Набор монетных единиц до реформы Петра I был очень беден. Существовало всего две — три монеты, остальные денежные едини­цы были счетными, т. е. существовали только «в уме», в том числе и высшая денежная единица — рубль.

В эпоху феодальной раздробленности чеканка монет велась во многих русских княжествах. Монеты, которые чеканились в разных княжествах, различными мастерами были неодинаковыми по весу и содержанию в них драгоценного металла. Существовала и созна­тельная порча монет. Это осложняло развитие торговых связей в стране, создание единого рынка, затрудняло экономическое объеди­нение русских земель.

Во второй половине XV — начале XVI в. началось формирова­ние общерусской денежной системы. Оно началось с присоединения к Москве других русских княжеств.

После этого присоединения единого денежного хозяйства еще не было, но во второй половине XV в. чеканка монет сосредоточилась в следующих центрах:

1 — Москве;

2 — Новгороде;

3 — Пскове;

4 — периодически в Твери.

В других княжествах чеканки в основном уже не было.

Формирование общерусской денежной системы происходило постепенно. Оно началось при Иване III, затем продолжалось при Василии Ивановиче и Иване IV.

Елена Глинская в 1535-1538 гг. провела мероприятия, которые можно считать первой денежной ре­формой в России.

Необходимость этих преобразований была обусловлена тем, что де­нежное обращение было переполнено неполноценными монетами — поддельными и резаными.

В начале 30-х гг. XVIв. разразился денежный кризис. Он был вызван обрезыванием монет, которое возникло стихийно и быстро распространилось во многие концы страны. Обрезывание началось в связи с подгонкой старой нестандартной монеты к денежным едини­цам, которые были основными в обращении, но затем распространи­лось на все виды монет, особенно на новгородские и псковские, с которых срезали до половины металла. Розыски виновных и казни не помогли.

Суть этой реформы заключалась в унификации денежной системы:

из денежного обращения были изъяты неполноценные деньги; 

любая старая монета, обрезанная или целая была запрещена;

была введена единая денежная единица Московского государства — рубль;

было упорядочено весовое содержание рубля и введена десятич­ная система денежного счета:

1 рубль = 2 полтины = 4 полуполтины = 10 гривен = 100 копеек =

= 200 денег = 400 полушек.

Смысл денежной реформы Елены Глинской заключался не толь­ко в унификации денежного обращения, но и в установлении кон­троля над монетных дел мастерами. Это в скором времени привело к государственной монополии на денежную чеканку.

«Копейка» получила свое название оттого, что на ней был изображен всадник с копьем. До конца XVIII в. копейка была самой ходовой монетой в стране.

Новые монеты были стандартного веса, высокой пробы, единообразного оформления. Они достаточно быстро заняли господствующее положение в денежном обращении.

Русская денежная система была в это время в основном счетной,  т. е. рубль, полтина, гривна (10 копеек) в виде монет не существовали, а выражались через число копеек (новгородок), денег (московок) и полушек. Других монетных единиц (номиналов) не было.

Что же изменилось в политике денежного хозяйства русского государства в первой половине XVII в.

В 1613 г. Московский денежный двор в Кремле возобновил регулярную чеканку монет. Весовая норма монет была равна 0,49 грамма (проба 960), т. е. на этом этапе новые монеты стали отличаться от старых высокой про­бой и выдержанным весом. началась также чеканка фракций ко­пейки — «денежек» и «полушек», которые не чеканились с конца XVIв.

В феврале 1617 г., возобновили работу Нов­городский и Псковский денежные дворы.

Изменение внешнего вида монет. На лицевой стороне монеты 1. прочно утверждается монограмма о/М, которая обозначала Мо­сковский денежный двор. Монограмма впервые появилась после 1595 г.

За изменением оформления монет стояло другое важное новше­ство: начиная с 1618 г. вес монет начал падать. В 1618-1622 гг. это снижение составило всего 0,01 грамма. К концу периода вес монет снизился еще на 0,01 грамма и достиг 0,47 грамма. Проба монет оставалась высокой (960) и единообразной.

Примерно в 1619-1620 гг. стали выпускаться монеты ухудшенного качества с весом 0,42 грамма и с разной пробой — 960, 916, 900 и даже 600.

Эти монеты чеканились в Ярославле, где был восстановлен де­нежный двор, закрытый в 1613 г. Главной особенностью этих выпу­сков, кроме ухудшенного качества, было то, что их стремились под­делать их под наиболее популярные выпуски Московского денежного двора 1613-1617 гг.

Ярославская чеканка содержалась в тайне. Отчеканенные в Ярославле монеты, по внешнему виду похожие на московские, долж­ны были приниматься населением так же, как полноценные.

В 1704 г. в обращение поступи­ли серебряные монеты достоинством в 1 рубль и медная копейка.

В результате  реформы Россия получила одну из наиболее передовых денежных систем.

Петр I Великий (1682-1725), полностью перекроил Россию, со временем превратив ее в сильную империю. Та эпоха знаменует качественный прорыв в деле чеканки монет, на которых реформатора временами изображали в непривычном для нас виде. Например, один из серебряных рублей, выпущенный на закате петровского периода, представляет императора в облике античного воина, что угадывается по дорогим доспехам римского типа. Голову победителя Швеции украшает лавровый венок.

1 рубль (1723)

 

Золотые десять рублей с профилем Николая II (1894-1917) и Малым государственным гербом существуют во множестве вариантов. Они разнятся не только по году чеканки, но и по инициалам минцмейстера (в данном случае это Аполлон Грасгоф). Также играют роль мелкие детали портрета и геральдического символа. Николаевские золотые высоко ценились и во времена своего обращения. К примеру, городовой (низший чин полицейской стражи в административных центрах царской России) за весьма нелегкий труд получал 12-15 рублей в месяц, а мелкий чиновник мог рассчитывать на сумму в 35-40 целковых.

 

 

10 рублей (1899)

Государственный банк СССР не раз менял облик советских денег. В таком виде 1 копейка выпускалась с 1924 по 1935 год. В центре аверса расположен герб, чуть ниже самоназвание Советского Союза, а по окружности цитата из «Манифеста» Маркса и Энгельса.

 

 

На что обращать внимание?

На надпись «С.С.С.Р.». Малая часть монет получила аверс не от копейки, а от серебряного двугривенного со схожим диаметром. Если перед нами монета не со своим аверсом, то буквы «С.С.С.Р» будут не округлые, а вытянутые. Такие монеты представляют большую ценность.

На гурт. Производственный процесс ещё только налаживался, поэтому все пятикопеечные монеты и большинство трёхкопеечных получили гладкий гурт. У копеек и двухкопеечных монет гурт сделали рифлёным. Однако начальная, не очень значительная часть тиража и здесь выходит без рифлений. Копейка с гладким гуртом стоит гораздо дороже, чем с рифлениями. Но здесь большую роль играет сохранность и вес. Экземпляр с гладким гуртом должен весить норму (3,27 грамма) или чуть выше. Монеты с заниженным весом всегда будут подозревать на ручное вмешательство, благодаря которому рифления могли банально сточить.

Чуть проще оформление образца 1935-1958 годов. Лицевую сторону занимает герб СССР, под ним расположено название государства с буквами на разных уровнях.

 

 

 

Происходит кардинальная смена оформления номиналов, чеканившихся из мельхиора. Младшую группу изменения затронули не столь глобально: просто исчезла надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Многим знакомый облик советская копейка приобрела в 1961 году после очередной денежной реформы и продержалась в таком виде целых тридцать лет.

 

 

1 копейка 1963 года (приподнятый герб)

 

Копейка этого года долгое время считалась ничем не примечательной и ничуть не редкой монеткой. Но внимательный взор исследователей внезапно обнаружил на одной из монет герб, приподнятый к канту, как у выпусков более поздних лет. Отличия в виде венка, придвинутого к канту, нашлись и у реверса этого удивительного экземпляра.

1 копейка 1980 года (длинные ости)

 

 

На ости вторых от края колосков. Если их нет или они почти не заметны, то перед вами рядовая копейка. Иное дело, когда они имеют значительную длину. Именно по ним определяют дорогую копейку, получившую в коллекционной среде прозвище «волосатая». Начиная со следующего года этот рисунок аверса получит абсолютное большинство советских копеек.

 

1 копейка 1991 года (плакированная)

 

В 1991 году пробные копейки чеканит уже ММД, и в качестве плакировки здесь выступает медь.

На что обращать внимание? На гурт монеты. Особенности плакированной монеты в том, что часть гурта остаётся неприкрытой. Поэтому на гурте должна виднеться полоска серого металла, как на современных гривенниках 2007-2013 годов выпуска.

Современная российская копейка образца 1997 года редко играет роль в товарообмене, но порой очень интересует нумизматов. Конечно, если речь идет о редких разновидностях. Показанный образец с Московского монетного двора имеет весьма демократичные расценки.

 

Ценность многих монет современной России скрыта в мелких деталях. Медно-никелевый рубль 2003 года может затеряться в массе разменной мелочи, но редкая дата оповещает, что тираж монеты крайне мал, зато она сама весьма дорога.

 

 

 

 

 

 

 

Коллекция монет

Коллекция монет

 

 

 

История банкнот России

Бумажные деньги в России появились в 1769 году, когда царствовала Екатерина Вторая. Как и в Древнем Китае, впервые вбросившем в оборот деньги из бумаги, основной причиной служил неудобный расчёт, когда крупные суммы приходилось набирать медными монетами. Исполнение первых бумажных расчётных знаков находилось не на высоте, напоминая расписки, которыми в те времена пользовались ростовщики и менялы. Поэтому почти сразу же среди подлинных ассигнаций возникли многочисленные фальшивки.

 

 

 

Одна из первых российских ассигнаций

 

 

 

 

 

 

Видя, что доверие к бумаге резко падает, ответственные лица в 1786 году провели модификацию ассигнаций. Купюры от 25 рублей и выше представляли весьма солидные суммы для того времени, поэтому расчёты ими вели только богатые люди. А вот купюры достоинством в пять и десять рублей уже получили распространение среди широких слоёв населения. Именно тогда эти два расчётных знака получили по преобладающему тону раскраски прозвища «синенькая» и «красненькая», превратившись в связку, передававшуюся для бумажных денег из поколения в поколение. Достаточно взглянуть на два соседних номинала современных банкнот (50 и 100 рублей).

"Синенькая" (пять рублей) и "красненькая" (10 рублей) ассигнации

 

 

 

Как и в Древнем Китае или во Франции, российские правители не избежали соблазна заткнуть дыры в бюджете громадной эмиссией бумажных денег. Уже в конце правления Екатерины Второй за бумажный рубль отсыпали медных монет на треть меньше его номинальной стоимости. А после войны с Наполеоном, чья армия наводнила Россию фальшивками, за рубль уже давали не более двадцати копеек. Но польза от расчётов бумажными деньгами уже была неоспоримой, поэтому ставились задачи по исключению фальшивок из оборота и обузданию необеспеченных эмиссий.

 

Поворотным можно назвать 1818 год, когда Августин Августинович Бетанкур открыл созданную им Экспедицию заготовления государственных бумаг. Ответственная работа князя Хованского, управляющего Ассигнационным банком, привела к заметной эволюции качества печати бумажных расчётных знаков. После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумагу в очередной раз приравняли к серебру, обязав производить обмен кредиток на монеты или чистое серебро.

 

                           

 

Неоспоримы заслуги Ф.Ф. Винберга, который привёз из Западной Европы передовые технологии печатного дела. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. В оформлении кредиток теперь вплетены красивые и сложные узоры, что затруднило подделку денег и заметно облагородило их внешний вид. С 1861 года Экспедиция получила право на выполнение частных заказов. На вырученные средства проведена модернизация, результатом которой явилась металлографическая печать, водяные знаки с использованием полутонов и гильоширные розетки.

Большой удачей для российского печатного дела стал метод Ивана Ивановича Орлова, который вместе со слесарем Стружковым и мастером-печатником Щербаковым создали комплекс, осуществлявший ротационную печать многокрасочного рисунка с одного клише вкупе с типографским рисунком за один прогон. Метод, ныне известный под названием «Орловская печать», надолго затруднил жизнь создателям фальшивок. В 1892 году по этой технологии печатаются 25 рублей, а через два года к ним добавляется и десятка.

Государственный кредитный билет образца 1909 года

Новыми банкнотами стали кредитный билет достоинством 1000 рублей (утвержден 3 мая 1917 г.) и 250 рублей (утвержден 28 августа 1917 г.). На рисунке 4 приведены обе банкноты.

«Думки». Кредитные билеты достоинством 250 и 1000 рублей. Размер – 175 на 105 мм, 214 на 132 мм соответственно

Купюра в 1000 рублей получила прозвище «Думка». Название очевидно связано с тем, что на оборотной стороне банкноты изображен Таврический дворец в Санкт-Петербурге, где заседали депутаты. Над зданием дворца сияет солнце, а ниже надпись «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА», обрамленная гирляндой лавровых листьев. Выпущенный позже кредитный билет в 250 рублей уже имел изображение билибинского орла. Интересно, что на обеих банкнотах печатался текст о размене на золотую монету, как и на романовских деньгах после 1914 года. Надпись была лукавством, ведь после начала войны обмен бумажных денег на золото прекратили. Купюры имели водяной знак в виде волнистого узора.

В начале августа 1917 года новым председателем Временного правительства становится Керенский. Курс на продолжение войны остается прежним, а экономическая разруха только усиливается. 28 августа 1917 года объявлено об эмиссии новых денежных знаков достоинством 20 и 40 рублей

Керенки». Банкноты Временного правительства достоинством 20 и 40 рублей. Свое прозвище получили от фамилии председателя правительства Александра Федоровича Керенского. Размер – 56 на 43 мм (по рамке)

За дизайном долго ходить не стали, а взяли за основу царскую марку консульской почты достоинством 10 рублей. Марки использовались для консульской пошлины при оформлении документов на въезд и выезд из Российской империи.

 

Марка российской консульской почты номиналом 10 рублей

 

На новых банкнотах отсутствовали номер, серия, подписи, год выпуска. Впрочем, водяной знак в виде коврового рисунка имелся. Качество изготовления было низким, и деньги сразу в народе прозвали «от кваса ярлык». Но в истории банкноты больше известны по другому прозвищу – «керенки». Почтовое происхождение купюр отразилось и в том, что печатались они листами по 40 штук. В таком неразрезанном виде они и поступали в обращение, а резали и рвали их уже сами обыватели. У коллекционеров встречаются листы как на максимальную сумму (в 800 и 1600 рублей соответственно), так и на промежуточные суммы, кратные 20 или 40 рублям. Резать листы народу так понравилось, что встречаются керенки, разрезанные на 2 и даже на 4 части. Таким образом, получались знаки номиналом до 5 рублей. Временное правительство успело наштамповать более 500 миллионов рублей в керенках. Продолжали печатать их и после Октября 1917 года, доведя денежную массу до 22 миллиардов.

Чем только не служили керенки во время революции и гражданской войны помимо прямого назначения. Ими обклеивали стены вместо обоев. Торговцы обёртывали ими колбасу и селедку. В суровые зимы их жгли в буржуйках. Наконец их просто использовали в качестве писчей бумаги, ввиду дефицита оной. Печатали деньги везде, где находилась типография, бумага и подходящая краска. Естественно, что простота изготовления породила массу фальшивок, еще в большей степени усугубивших финансовый кризис и инфляцию. Типов фальшивых керенок известно множество. В настоящее время они являются отдельным предметом коллекционирования.

Население к новым банкнотам отнеслось с недоверием. У крестьян и мещан вошло в практику прятать на черный день старые романовские банкноты, а новые обменивать на старые по постепенно нарастающему курсу. Конец керенок наступил в 1922 году, когда их окончательно вывели из оборота.

 

Расчётный знак 10 000 рублей 1923 года с гербом СССР

 

Период смуты и неопределённости, когда на большей части российской территории полыхала гражданская война, обеспечило трудновообразимую массу всевозможных расчётных знаков локального уровня, а порой и вовсе нелегитимных. Казалось, что любой из граждан России теперь наделён правом печатать собственные деньги. Всё это многообразие ничем не обеспеченной денежной массы досталось в наследие советскому государству. Бумажные денежные знаки с гербом Советского Союза номиналом 10 000, 15 000 и 25 000 рублей появились в 1923 году. Планировался выпуск и более мелких номиналов, но предстояла денежная реформа. Купюры РСФСР, отпечатанные в том же 1923 году, оставались законным платёжным средством.

В 1924 году денежные знаки разделились на банковские и казначейские билеты. Казначейские билеты имели номинал один, три и пять рублей. На гербе СССР пока было всего шесть лент (расположенная внизу седьмая выполняла связующую роль). Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" приведён на русском, белорусском, украинском, грузинском, армянском и азербайджанском языках. На языках, входящих в Союз республик, продублирован и номинал. Временно запускаются в оборот и разменные казначейские боны, дублирующие копеечные номиналы. Модификация бумажных денег в этот период производится почти каждый год.

 

10 червонцев 1937 года с портретом В. И. Ленина

Банковские билеты образца 1937 года характеризуется появлением на них портрета вождя мирового пролетариата. А на следующий год появляются интересные казначейские билеты, сюжеты рисунка которых схожи со стандартными почтовыми марками тех лет. Денежная реформа 1947 года делает казначейские билеты вертикальными. У банковских билетов остаётся горизонтальное расположение рисунка и портрет Ленина, однако слово «червонец» исчезает из номинала.

Очередная денежная реформа, включавшая деноминацию, проведена в 1961 году. Тридцать последующих лет внешний вид бумажных денежных знаков меняться не будет. Общим водяным знаком становятся пятиконечные звёзды. На крупных купюрах в 50 и сто рублей на белом купоне просматривается локальный водяной знак - портрет Ленина. Модификация 1991 года при сохранении общего дизайна отправляет в прошлое казначейские билеты. Исчезают и национальные наименования рубля. Стремительно растут цены, что вынуждает запускать в оборот банкноты достоинством в две и пять сотен рублей, а затем и в тысячу. Металлография сменяется более дешёвым офсетом. Символика СССР сохраняется и на выпуске 1992 года, хотя такой страны уже нет.

 

Банкнота 100 рублей образца 1961 года с локальным водяным знаком в виде барельефа Ленина

 

Огромный поток рублей СССР, который население суверенных республик не смогло поменять на свои новые валюты, хлынул в Россию, помогая гиперинфляции набирать обороты. С целью защиты производится выпуск купюр, где эмитент обозначен уже, как «Банк России». В середине 1993 года обращение советских рублей законодательно прекращено.

Эрцаз-деньги, подобные украинским купонам, в России так и не появились. Традиции прежних лет прослеживаются в бумажных деньгах той эпохи, когда 100 и 200 рублей, ставшие мелочью, печатаются в синих и красных тонах.

5000 рублей образца 1995 года, после деноминации ставшие пятью рублями

 

Эволюционируют не только цены в магазинах, но и качество печати. В 1995 году на банкнотах уже присутствует оформление, знакомое нам и по современным денежным знакам, благополучно пережившим деноминацию, чей ряд расширился до номинала в пять тысяч. Впрочем, процессы эволюции не останавливаются. Подарком коллекционерам становится выпуск ограниченного тиража памятных банкнот («Сочи – 2014», «Крым» и т.д.). А на смену привычному ряду уже приходят банкноты нового образца, первыми из которых стали довольно экзотические номиналы в 200 и 2000 рублей.

 

 

2.5. План реализации проекта

Дата

план

Тема занятия

Ответственные

1 этап – диагностико-организационный

1

Февраль

 Анкетирование учащихся.

Учитель

 

2 этап  организационно-практический

2

Февраль

Классный час. «История монет. Первые монеты в разных государствах». Просмотр сериала «Сказка о деньгах».

Учитель

 

3

Март

Проведение игры «Шаги к успеху».

Учитель

 

4

Март

Классный час. «История развития денег в России. Современные деньги.»

 

Учитель

 

5

Март

Классный час: «Деньги в разных странах мира».

Учитель

 

6

Апрель

Проведение игры FINFUN.

Учитель

 

7

Апрель

Просмотр и обсуждение  Просмотр сериала «Сказка о деньгах»

Учитель

 

8

Апрель

Проведение игры «Не в деньгах счастье».

Учитель

9

Апрель

Участие в региональном конкурсе проектов по финансовой грамотности

Учитель

10

Май

Просмотр и обсуждение  сериала «Деньги и как они появились»

 

Учитель

3 этап – рефлексивно-обобщающий

11

Май

Квест «Виртуальный музей денег»

 

Продукт проекта –  медиа журнал «История денег»

 

 

2.6. Ресурсное обеспечение проекта

Данный проект не требует специальных затрат. Классный кабинет школы технически оборудован. Канцелярские товары есть.

Наименование товара (материала)

Стоимость

ПК, принтер, проектор, мультимедийная доска

Есть в наличии

Канцелярские товары

Есть в наличии

Бумага, ватманы

Есть в наличии

Доступ к интернету

Есть в наличии

 

2.7. Риски проекта

  • наличие детей в классе, незаинтересованных в данной теме.

 

 

2.8. Перспективы развития проекта

  • Составление аналогичного проекта с преемственной связью для  5-6-х классов.
  • Включение материалов проекта в образовательный процесс.
  • Участие учащихся 4  классов с проектно-исследовательскими  работами по теме финансовой грамотности в рамках регионального конкурса проектов.
  • Размещение информации в социальных сетях.
  • Составление образовательного проекта – квест -  игры для обучающихся 5-6 классов.

3. Заключение

Работа в области повышения финансовой грамотности младших школьников должна сформировать у них понимание собственной ответственности за личное и семейное финансовое благосостояние, повысить осведомленность о финансовых терминах, уровень их знаний и навыков в области личных финансов.

Проект нацелен на то, чтобы доступно и на конкретных примерах рассказать школьникам начальных классов о истории появления денег.

Данная работа важна тем, что финансовая грамотность – это не просто необходимый жизненный навык, но и значимый компонент финансово-экономической стабильности и благополучного развития общества.

 

Литература

  1. Аксенова С.В., Жилкин А.В. Монеты и банкноты России и СССР. Полная энциклопедия монет и банкнот России. М.: Рипол Классик, 2008. 416 с.
  2. Малышев А.И., Таранков В.И., Смиренный И.Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. M.: Финансы и статистика, 1991. 496 с.
  3. Мерников Андрей. Деньги России. От монет Древней Руси до современных денежных знаков. М.: АСТ, 2015. — 240 с.
  4. Прохорова Н.В. Монеты и банкноты России. Москва: Дом Славянской книги, 2009. 368 с.
  5. Тульев В. История денег России с X века до наших дней. М.: Эксмо, 2014. 209 с.
  6. Ходяков М.В. Деньги революции и Гражданской войны 1917-1920. 3-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019. 312 с.

 

 

 

Цифровые образовательные ресурсы

 

1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России // https://vashifinancy.ru/books/.

 2. Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф.

3. КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/.

4. Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/.

5. Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/.

6. Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/.

 7. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф.

8. Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф.

9. Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье» // https://happyfinance.ru/clever/.

 

Интернет-ресурсы

 

1.Хочу. Могу. Знаю. URL:http://хочумогузнаю.рф

2.Сайт «История денег» — http://istoriyadeneg.ru/

3.Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru

4.Сайт «Семейный бюджет» — http://7budget.ru/

5.Дол –игра.  Игры по финансовой грамотности - https://doligra.ru/

6.Дружи с финансами - https://vashifinancy.ru.

7. https://www.monetnik.ru/obuchenie/numizmatika/istoriya-kopejki/

22 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий