Автор: Иванова Светлана Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: Пыть-Ях
Организация: МДОАУ црр-дс "Аленький цветочек"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Тематический план занятий по экономическому воспитанию в подготовительных группах

 

 

№ п/п/

Тема занятия

Цель занятия

Материал и оборудование для занятия

 

  1.  

Труд – основа жизни

Цель. Расширять представления детей о роли труда в жизни человека. Познакомить с понятиями «заработная плата», «богатство», «бедность». Формировать представление о том, как оценивается труд человека в современном обществе.

Грузинская сказка «Заработанный рубль»

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

«Принцесса Экономика»

Цель. Формировать первоначальные представления об экономике, как о науке. Закрепить  понятия «экономика», «профессия», «мастер», «ремесло», познакомить  с видами учебных заведений.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 9

  1.  

Работать и зарабатывать

Цель. Формировать представление о том, что труд является средством и источником дохода. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. Закреплять умение рассказывать о профессиональной деятельности своих родителей. Воспитывать интерес к труду родителей. Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить.

Фотографии на тему «Мама и папа на работе»

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Современные профессии

Цель. Расширять представления о профессиях современности, знакомить с их особенностями и перспективами.  Развивать  познавательно-исследовательскую компетентность в мире профессий в игровой форме.

Альбом «Мир современных профессий»

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Профессии будущего

Цель. Знакомить с профессиями будущего. Определить необходимые личностные качества человека будущего в совместной поисково-исследовательской деятельности. Формировать умение высказывать свои предположения.

Атлас «Профессии будущего»

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Интеллектуальная игра   «Кто больше профессий знает»

Цель. Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности людей разных профессий. Прививать интерес к миру профессий через игру соревновательного характера.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 11

  1.  

Деньги. Как они выглядят и откуда берутся?

Цель. Способствовать финансовому просвещению дошкольников, формировать  отношение к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами). Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом.  Расширять  представление о том, как деньги попадают в семью, как и где можно хранить деньги; воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 47

  1.  

Путешествие в прошлое денег

Цель. Познакомить детей с понятием «деньги». Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена; способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Деньги – это особый товар, который обменивается на все другие товары, и через который может быть оценена стоимость всех других товаров.

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Денежные знаки разных стран.

Цель. Познакомить с названием и видом денег в разных странах мира. Рассказать о производстве денежных знаков. В проблемно-игровой ситуации «Туристическая поездка» подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ (обменять рубли на другую валюту) его разрешения.

Альбом монет и купюр разных стран

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 12

  1.  

Тратим разумно.

Цель. Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства. Объяснить, что при трате денег, необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями.

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Экономим

Цель. Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания. Развивать осмотрительность в денежных тратах с двух точек зрения «могу» и «хочу».

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Бюджет семьи

Цель. Формировать знания о доходах и расходах семьи. Познакомить  с экономическими понятиями: «потребность», «бюджет», «доходы», «расходы». Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи.

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Познавательная игра «Бюджет моей семьи»

 

Цель. Продолжать формировать основы экономической культуры дошкольников. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет» и его  составляющими: зарплата, стипендия, пенсия и пр. Формировать умение определять «доход» и «расход» семейного бюджета.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Копим и сберегаем

Цель. Формировать представления о том, что сбережения – это полезная привычка и способ реализации желаний, особенно  дорогостоящих. Формировать понятие того, для чего можно копить и сберегать деньги. Расширять познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать, откладывать, копилка, экономить.

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Занимаем и одалживаем

Цель. Формировать представления о таких понятиях, как  «одалживать» и «занимать». Помочь детям осознать, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Активизация словаря: занимать, одалживать, долг, должник, последствия займа.

Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

  1.  

Беседа-обсуждение по рассказу В. Осеевой «Долг»

Цель. Познакомить с рассказом В. Осеевой «Долг». Формировать понятие о долге, умение понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, находить выход из проблемной ситуации, делать выводы, представление о понятиях: честность, отзывчивость, ответственность, надежность.

Рассказ В. Осеевой «Долг»

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Клубный час «Заплати долг скорее, так будет веселее»

Цель. Формировать представления о том, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Знакомить с новыми пословицами и поговорками о долге. Воспитывать ответственность – если не уверен, лучше не обещать и не занимать.

Пословицы и поговорки

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Всё по плану

Цель. Познакомить с понятием «план». Объяснить важность составления планов. Формировать умение планировать свой день. Показать способ организовывать свое время.

Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Игровое задание «Рассчитай сумму покупки»

Цель. Формировать умение решать несложные экономические задачи. Расширять знания по экономическим вопросам.

Экономическая задачка «Сравни цены» Методические рекомендации. Приложение __

  1.  

Товар

Цель. Познакомить с одной из областей экономики любой страны – торговлей, с понятием «товар», как продуктом труда, предназначенным для купли-продажи.

Работа в подгруппах.

Методические рекомендации. Приложение  5

  1.  

Стоимость и цена товара

Цель. Формировать представление о том, что любой товар имеет свою цену. Упражнять в определении зависимости цены товара от затрат производителя (доставка, упаковка, реклама, качество и др.) по схеме. Закреплять умения использовать способы обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи.

Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости»

Схема «От чего зависит цена товара»

  1.  

Беседа-обсуждение по рассказу

В. Сухомлинского «Жадный мальчик»

Цель. Познакомить с рассказом В. Сухомлинского  «Жадный мальчик». Формировать понятие о щедрости и жадности, о том, какие качества необходимы людям для сохранения крепкой дружбы. Воспитывать  положительные качества характера: щедрость, желание преодолеть в себе жадность.

Рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик»

  1.  

Жадность и бережливость

Цель. Помочь детям осознать, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Методические рекомендации. Приложение  __

  1.  

Реклама

Цель. Формировать умение находить противоречия в окружающей  действительности. Закреплять представления детей о сущности экономических явлений. Формировать представление о рекламе, о её назначении. Формировать правильное отношение к рекламе. Воспитывать разумные потребности. Закреплять экономические знания  в практических ситуациях.

Технология ТРИЗ – игра «Хорошо –плохо»

  1.  

Беседа-обсуждение по японской сказке «Бедные богатые»

Цель. Познакомить с японской сказкой «Бедные богатые». Формировать  представления о «Духовном богатстве» и «Духовной бедности». Активизация словаря: «добро», «зло», «бедность», «богатство», «щедрость», «скупость», «счастье», «благотворительность».

Японская сказка «Бедные богатые»

  1.  

Ситуационная задача

«Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; совершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Ситуационная задача

 

  1.  

Что нельзя купить?

Цель. Формировать представления о материальных и нематериальных ценностях, о том, что некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, не продаются и не покупаются ни за какие деньги. Активизация словаря: забота, внимание, улыбка, доброта, смех, луна, солнце, звёздное небо, облака, радуга, дождь, снег, горы, море, река, лес, ручей.

Методические рекомендации. Приложение  __

  1.  

Познавательная игра «Денежный поток»

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «деньги». Развивать навыки эффективного управления личными деньгами. Воспитывать интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Беседа-обсуждение по узбекской сказке «Ум и богатство»

Цель. Познакомить с узбекской сказкой  «Ум и богатство». Формировать понятие о трудолюбии, находчивости и доброте, как нравственном богатстве человека. Воспитывать  положительные качества характера.

Узбекская сказка «Ум и богатство»

  1.  

Познавательная игра «Что дешевле»

 

Цель. Формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. Активизация словаря: «ценники», «товар», «ассортимент».

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Интеллектуальная игра «Назови монету»

 

Цель. Познакомить с названием и видом денег в разных странах мира. Расширять представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

  1.  

Пословицы и поговорки о труде

Цель. Знакомить детей с морально-этическими нормами на примере пословицам и поговорок о труде, трудолюбии. Формировать положительные навыки поведения: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, желание помогать слабым. Воспитывать уважение к  чужому труду.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Познавательная игра «Купи другу подарок»

Цель.  Формировать умение  подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Моделирование ситуации «Наши возможности и желания»

Цель. Формировать представления о потребностях человека, его желаниях и возможностях. Развивать умение различать собственные потребности и возможности в проблемной ситуации.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Игровая ситуация  «Творим добро»

Цель. Обобщить знания о потребностях человека, познакомить с новым понятием «благотворительность», формировать интерес к знаниям о финансовой грамотности, умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

  1.  

Моделирование ситуации «Выгодная покупка»

Цель. Расширять знания по экономическим вопросам. Закрепить умение выполнять вычисления для решения экономической задачи. Формировать умение решать несложные экономические задачи. Развивать навыки рационального распределения дохода.

Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __

 

 

 

5 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий