№ п/п/ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Материал и оборудование для занятия |
|
|||
|
Труд – основа жизни |
Цель. Расширять представления детей о роли труда в жизни человека. Познакомить с понятиями «заработная плата», «богатство», «бедность». Формировать представление о том, как оценивается труд человека в современном обществе. |
Грузинская сказка «Заработанный рубль» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
«Принцесса Экономика» |
Цель. Формировать первоначальные представления об экономике, как о науке. Закрепить понятия «экономика», «профессия», «мастер», «ремесло», познакомить с видами учебных заведений. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 9 |
|
Работать и зарабатывать |
Цель. Формировать представление о том, что труд является средством и источником дохода. Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия», «специальность»; продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях. Закреплять умение рассказывать о профессиональной деятельности своих родителей. Воспитывать интерес к труду родителей. Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым следует дорожить. |
Фотографии на тему «Мама и папа на работе» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Современные профессии |
Цель. Расширять представления о профессиях современности, знакомить с их особенностями и перспективами. Развивать познавательно-исследовательскую компетентность в мире профессий в игровой форме. |
Альбом «Мир современных профессий» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Профессии будущего |
Цель. Знакомить с профессиями будущего. Определить необходимые личностные качества человека будущего в совместной поисково-исследовательской деятельности. Формировать умение высказывать свои предположения. |
Атлас «Профессии будущего» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Интеллектуальная игра «Кто больше профессий знает» |
Цель. Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности людей разных профессий. Прививать интерес к миру профессий через игру соревновательного характера. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 11 |
|
Деньги. Как они выглядят и откуда берутся? |
Цель. Способствовать финансовому просвещению дошкольников, формировать отношение к деньгам как вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами). Способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом. Расширять представление о том, как деньги попадают в семью, как и где можно хранить деньги; воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 47 |
|
Путешествие в прошлое денег |
Цель. Познакомить детей с понятием «деньги». Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена; способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. |
Деньги – это особый товар, который обменивается на все другие товары, и через который может быть оценена стоимость всех других товаров. Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Денежные знаки разных стран. |
Цель. Познакомить с названием и видом денег в разных странах мира. Рассказать о производстве денежных знаков. В проблемно-игровой ситуации «Туристическая поездка» подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ (обменять рубли на другую валюту) его разрешения. |
Альбом монет и купюр разных стран Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. 12 |
|
Тратим разумно. |
Цель. Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства. Объяснить, что при трате денег, необходимо, прежде всего, ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Экономим |
Цель. Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания. Развивать осмотрительность в денежных тратах с двух точек зрения «могу» и «хочу». |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Бюджет семьи |
Цель. Формировать знания о доходах и расходах семьи. Познакомить с экономическими понятиями: «потребность», «бюджет», «доходы», «расходы». Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Познавательная игра «Бюджет моей семьи»
|
Цель. Продолжать формировать основы экономической культуры дошкольников. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет» и его составляющими: зарплата, стипендия, пенсия и пр. Формировать умение определять «доход» и «расход» семейного бюджета. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Копим и сберегаем |
Цель. Формировать представления о том, что сбережения – это полезная привычка и способ реализации желаний, особенно дорогостоящих. Формировать понятие того, для чего можно копить и сберегать деньги. Расширять познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать, откладывать, копилка, экономить. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Занимаем и одалживаем |
Цель. Формировать представления о таких понятиях, как «одалживать» и «занимать». Помочь детям осознать, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Активизация словаря: занимать, одалживать, долг, должник, последствия займа. |
Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. |
|
Беседа-обсуждение по рассказу В. Осеевой «Долг» |
Цель. Познакомить с рассказом В. Осеевой «Долг». Формировать понятие о долге, умение понимать и оценивать поступки героев, рассуждать, находить выход из проблемной ситуации, делать выводы, представление о понятиях: честность, отзывчивость, ответственность, надежность. |
Рассказ В. Осеевой «Долг» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Клубный час «Заплати долг скорее, так будет веселее» |
Цель. Формировать представления о том, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Знакомить с новыми пословицами и поговорками о долге. Воспитывать ответственность – если не уверен, лучше не обещать и не занимать. |
Пословицы и поговорки Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Всё по плану |
Цель. Познакомить с понятием «план». Объяснить важность составления планов. Формировать умение планировать свой день. Показать способ организовывать свое время. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Игровое задание «Рассчитай сумму покупки» |
Цель. Формировать умение решать несложные экономические задачи. Расширять знания по экономическим вопросам. |
Экономическая задачка «Сравни цены» Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Товар |
Цель. Познакомить с одной из областей экономики любой страны – торговлей, с понятием «товар», как продуктом труда, предназначенным для купли-продажи. |
Работа в подгруппах. Методические рекомендации. Приложение 5 |
|
Стоимость и цена товара |
Цель. Формировать представление о том, что любой товар имеет свою цену. Упражнять в определении зависимости цены товара от затрат производителя (доставка, упаковка, реклама, качество и др.) по схеме. Закреплять умения использовать способы обследования, наблюдения, умение выделять суть, устанавливать взаимосвязи. |
Сборник пословиц «Экономическая азбука народной мудрости» Схема «От чего зависит цена товара» |
|
Беседа-обсуждение по рассказу В. Сухомлинского «Жадный мальчик» |
Цель. Познакомить с рассказом В. Сухомлинского «Жадный мальчик». Формировать понятие о щедрости и жадности, о том, какие качества необходимы людям для сохранения крепкой дружбы. Воспитывать положительные качества характера: щедрость, желание преодолеть в себе жадность. |
Рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик» |
|
Жадность и бережливость |
Цель. Помочь детям осознать, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Реклама |
Цель. Формировать умение находить противоречия в окружающей действительности. Закреплять представления детей о сущности экономических явлений. Формировать представление о рекламе, о её назначении. Формировать правильное отношение к рекламе. Воспитывать разумные потребности. Закреплять экономические знания в практических ситуациях. |
Технология ТРИЗ – игра «Хорошо –плохо» |
|
Беседа-обсуждение по японской сказке «Бедные богатые» |
Цель. Познакомить с японской сказкой «Бедные богатые». Формировать представления о «Духовном богатстве» и «Духовной бедности». Активизация словаря: «добро», «зло», «бедность», «богатство», «щедрость», «скупость», «счастье», «благотворительность». |
Японская сказка «Бедные богатые» |
|
Ситуационная задача «Какие бывают доходы?» |
Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; совершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные). |
Ситуационная задача
|
|
Что нельзя купить? |
Цель. Формировать представления о материальных и нематериальных ценностях, о том, что некоторые вещи не имеют цены, а значит, не являются товаром, не продаются и не покупаются ни за какие деньги. Активизация словаря: забота, внимание, улыбка, доброта, смех, луна, солнце, звёздное небо, облака, радуга, дождь, снег, горы, море, река, лес, ручей. |
Методические рекомендации. Приложение __ |
|
Познавательная игра «Денежный поток» |
Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «деньги». Развивать навыки эффективного управления личными деньгами. Воспитывать интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Беседа-обсуждение по узбекской сказке «Ум и богатство» |
Цель. Познакомить с узбекской сказкой «Ум и богатство». Формировать понятие о трудолюбии, находчивости и доброте, как нравственном богатстве человека. Воспитывать положительные качества характера. |
Узбекская сказка «Ум и богатство» |
|
Познавательная игра «Что дешевле»
|
Цель. Формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. Активизация словаря: «ценники», «товар», «ассортимент». |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Интеллектуальная игра «Назови монету»
|
Цель. Познакомить с названием и видом денег в разных странах мира. Расширять представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях. |
Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев. |
|
Пословицы и поговорки о труде |
Цель. Знакомить детей с морально-этическими нормами на примере пословицам и поговорок о труде, трудолюбии. Формировать положительные навыки поведения: трудолюбие, ответственность, отзывчивость, желание помогать слабым. Воспитывать уважение к чужому труду. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Познавательная игра «Купи другу подарок» |
Цель. Формировать умение подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Моделирование ситуации «Наши возможности и желания» |
Цель. Формировать представления о потребностях человека, его желаниях и возможностях. Развивать умение различать собственные потребности и возможности в проблемной ситуации. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Игровая ситуация «Творим добро» |
Цель. Обобщить знания о потребностях человека, познакомить с новым понятием «благотворительность», формировать интерес к знаниям о финансовой грамотности, умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |
|
Моделирование ситуации «Выгодная покупка» |
Цель. Расширять знания по экономическим вопросам. Закрепить умение выполнять вычисления для решения экономической задачи. Формировать умение решать несложные экономические задачи. Развивать навыки рационального распределения дохода. |
Т.П.Епанешникова «Дошкольник в мире экономики», стр. __ |