Автор: Аракелян Юлия Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Искитим
Организация: МАОУ ДО ЦДО
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Задания на городские соревнования по финансовой грамотности с ключами 2018-2019(10 класс)

 

Олимпиада школьников по финансовой грамотности

2018-2019 учебный год

10 класс

Тесты (40 баллов):

Раздел 1 (5 вопросов, 5 баллов)

Верны или неверны следующие утверждения:

  1. Командная экономика более эффективная, чем рыночная, так как экономисты в стране с командной экономикой более квалифицированы и лучше знают основы экономической теории.

                                А)  Верно                    Б)  Неверно

  1. Процент является доходом на капитал.

                                А)  Верно                    Б)  Неверно

  1. Знойным летом потребности жителей в странах А и Б одинаковы.

                   А)  Верно                    Б)  Неверно

4.   Выход акционера из акционерного общества можно осуществить, лишь продав, уступив или передав свои акции другому лицу.

                  А)  Верно                     Б)  Неверно

5.  Низшие товары – это товары плохого качества.

          А)  Верно                     Б)  Неверно

Раздел 2 (10 вопросов, 20 баллов)

Выберите один правильный ответ:

1.  Что из нижеперечисленного является общественными благом?

   А)  Обучение в танцевальном классе.                   Б)  Телефонная связь.

   В)  Национальная оборона.                                   Г)  Льготный проезд в транспорте.

2. Чему равна производительность труда, если три кондитера пекут 600 тортов в месяц? В месяце 200 рабочих часов.

А) 5 тортов в час.       Б) 1 торт в час.          В) 2 торта в час.           Г) 0,5 торта в час.

3. Единственной женщиной-лауреатом Нобелевской премии по экономике является:

А) Озри Ноззон.         Б) Элинор Остром.    В) Ольга Явлинская.     Г) Катерина Майн.

4. На графике отображена ситуация на рынке игрушек страны Товарии. Линия предложения S переместилась в новое положение – S1 . Какие из перечисленных факторов могли вызвать такое изменение?

А) Выход на рынок нового крупного производителя игрушек.

Б) Увеличение доходов потребителей игрушек.

В) Широкая реклама в СМИ новых видов игрушек.

Г) Ожидание роста потребительских цен на игрушки.

5.  Родители подарили вам 1000 руб. Как раз в это время в кинотеатре начали показ новой части фильма «Звездные войны», который вы просто мечтали увидеть. Одноклассники зовут вас в театр на спектакль, который вы уже видели с родителями и поэтому вы отказались. По дороге в кинотеатр вы зашли в книжный магазин и купили трилогию нового боевика. Что явилось ценой вашего выбора?

А) Билет в кино.         Б) Билет в театр.         В) Трилогия боевика.        Г) Все выше перечисленное.

6.  Здравоохранение – это:

А) пример общественного блага;                    Б) пример частного блага;

В) пример свободного блага;

Г) услуга, которая может быть профинансирована как государством, так и частным потребителем.

7.  Спрос на лыжи в стране Зимняя описывается уравнением Qd = 100 + 4Р, а предложение – Qs = 300 + 2Р. Чему равны равновесная цена и равновесное количество на лыжи в стране Зимняя?

А) P = 10, Q = 50.         Б) P = 100, Q = 500.        В) P = 20, Q = 500.        Г) P = 500, Q = 100.

8.  Выберите, что из перечисленных вариантов ответа является трудовым ресурсом?

 А) Пчела, собирающая мед.                     Б) Пес, охраняющий территорию завода.

 В) Робот на производстве.                        Г) Повар ресторана.

 9.  Знайка подрабатывает учителем за 5000 руб. в месяц и получает стипендию 2500 руб. в месяц. Если он откажется от работы, то альтернативная стоимость его свободного времени будет равна:

                   А) 0 руб.;              Б) 2500 руб.;              В) 5000 руб.;            Г) 7500 руб.

10.  Из приведенных ниже вариантов ответа выберите один, в котором правильно названы блага-комплементы.

            А) Кровать и диван.      Б) Чай и кофе.     В) Йогурт и кефир.    Г) Подушка и одеяло.

Раздел 3 (5 вопросов, 15 баллов)

Выберите все правильные ответы:

1.  Неценовыми факторами спроса могут быть:

 А)  количество покупателей на рынке;                Б)  изменение доходов покупателей;

 В)  уменьшение цены на продукт;                            Г)  изменение вкуса и предпочтений покупателя;

 Д)  ожидание изменений цен на товары во время экономического кризиса.

2.  В результате государственного регулирования цен на лимоны в Лимонии она превышает равновесную. При прочих равных условиях это приведет к:

А) снизятся дотации фермерам из бюджета Лимонии;

Б) вырастет импорт лимонов в Лимонию;

В) к превышению объема предложения лимонов над объемом спроса на него;

Г) увеличатся государственные закупки лимонов.

Д) уменьшатся государственные закупки лимонов.

3.  К вопросам, которые изучает макроэкономика, относятся:

А) монополия;                     Б) экономический рост;                 В) обращение денег;

Г) потребительский выбор;                   Д) инфляция.

4.  Кто из ниже перечисленных героев относится к занятым?

 А) Буратино, играющий главную роль в спектакле Карабаса Барабаса.

 Б) Домохозяйка Мальвина, готовящая обед.

 В) Кот Базилио, работающий в билетной кассе, но в данный момент, отдыхающий на Мальдивах.

 Г) Уличный музыкант Арлекино.

5.  Назовите основные фазы экономического цикла:

А) Депрессия.        Б) Излечение.        В) Подъем.              Г) Пик.           Д) Оживление.

Задачи (70 балла):

Инструкция: необходимо представить развернутое РЕШЕНИЕ каждой задачи, один ответ без решения засчитываться не будет.

Задача 1. (15 баллов)

Уравнение функции спроса Qd = 168 – 4Р, функции предложения Qs = 16P + 48. Государство установило налог с продажи каждой единицы товара в размере 4 ден. ед. Налог вносится в бюджет производителем. Определите, на сколько единиц изменится цена после введения налога, и объем налоговых поступлений в бюджет.

Решение:

Сначала определим исходную цену, до введения налога, приравнивая спрос и предложение:

168 - 4Р = 16Р + 48                                                                                                      2 балла

20*Р= 120,    Р = 6 ден.ед.                                                                                          2 балла

Новую цену определяем из уравнения 168 – 4Р = 16(Р – 4) + 48

(т.к. цена для производителя будет меньше на 4 ден. ед.)                                     4  балла

168-4Р= 16Р- 16                                                                                                           2 балла

20*Р= 184

Р = 9,2 ден.ед.                                                                                                              1 балл

т.е. цена выросла на 3,2 ден. ед.                                                                                2 балла

Объем поступлений в бюджет

T = 4Q1 ,                                                                                                                      

Где Q1 - новый равновесный объем после введения налога (т.е. при новой цене)

Q1 = 168 – 4∙9,2=131,2

Т = 4∙131,2 = 524,8                                                                                                      2 балла

Ответ: Цена вырастет на 3,2 ден.ед., объем налоговых поступлений в бюджет – 524,8 ден.ед.

Задача 2. (15 баллов)

Отпраздновав 60-й юбилейный День рождения, Баба Яга вышла на пенсию, но ее пенсии не хватало на ремонт волшебной ступы и оплаты коммунальных услуг за избушку на курьих ножках, поэтому она решила заняться бизнесом. Яга прекрасно готовит котлеты и пирожки с повидлом. За день она может сделать 100 пирожков из 10 кг теста и 8 кг фарша или 100 котлет из 20 кг фарша. На рынке установились следующие цены: пирожки стоят 30 фантиков, котлеты стоят 40 фантиков, 1 кг теста – 100 фантиков, 1 кг фарша – 150 фантиков.

1) Что выгоднее готовить и продавать Бабе Яге?

2) Если фарш подорожает на 20%, но при этом цена котлет и теста не изменится, при какой цене пирожков Яге будет неважно, что продавать – пирожки или котлеты?

Решение:

Изготовление котлет:

TR = 100 * 40 = 4000 руб.  TC = 20 * 150 = 3000 руб.

Pr = 1000 руб.                                                                                                               3 балла

Изготовление пирожков:

TR = 100 * 30 = 3000 руб. TC = 10 * 100 + 8 * 150 = 2200 руб.

Pr = 800 руб.                                                                                                                 3 балла

Бабушка станет готовить котлеты,

 так как прибыль больше на 1000-800=200 руб.                                                       2 балла

Цена фарша 150 * 1,2 = 180 руб./кг.

Изготовление котлет:

TR = 100 * 40 = 4000 руб. TC = 20 * 180 = 3600 руб.

Pr = 400 руб.                                                                                                                2 балла

Изготовление пирожков:

TR = 100x руб.  TC = 10 * 100 + 8 * 180 = 2440 руб.

Pr = 100x – 2440 руб.                                                                                                   2 балла

Бабушке станет безразлично, что продавать, если прибыль будет одинаковой.

100x – 2440 = 400 => 100x = 2840 => x = 28,4                                                        2 балла

Ответ: При цене 28 рублей 40 копеек за пирожок.                                                1 балл

Задача 3. (20 баллов)

Две хозяйки (Маша и Даша) и один хозяин (Миша) готовили на общей печке обед. Продукты были общими, а вот дрова каждый должен был обеспечить отдельно. Маша принесла три полена, Даша - пять таких же поленьев, а Миша, согласно ранее достигнутой договоренности, отдал им восемь рублей. Маша и Даша сочли это равным вкладом в общее дело. Как разделить «по справедливости» между Машей и Дашей эти восемь рублей, если дрова прогорели полностью? Объясните почему?

Решение:

Для начала ответим на простой вопрос: «За что платил Миша»? За тепло, за огонь.

Сколько он заплатил? Поскольку Маша и Даша сочли это достойным вкладом в общее дело, эквивалентным половине их общего вклада, то ясно, что он заплатил третью часть от всех затрат.

Поэтому приготовление обедов стоило 8*3 = 24 рубля (3 балла)

Всего было затрачено 8 поленьев (3 +5). Следовательно, одно полено стоит 3 рубля (24:8 = 3) (2 балла)

Каждая хозяйка (и Маша, и Даша) взяли «из общего котла» по одной трети тепла или огня (как вам угодно называть эту услугу). Одна треть «общего котла» оценивается в 8 руб. (3 балла)

Маша внесла «в общий котел» 3 полена, что эквивалентно 33 = 9 рублей (3 балла), а Даша 15 рублей (53 = 15) (3 балла).

Значит, Маше надо компенсировать перерасход: 9 – 8 = 1 рубль (3 балла)

Даше надо обеспечить баланс: 15 – 8 = 7 рублей.(3 балла)

Ответ: Маше 1 рубль, а Даше 7 рублей.

Задача 4. (20 баллов)

Три поросенка – Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф – выращивают морковь и капусту. У всех поля имеют одинаковую площадь. Если все поля засеять капустой, то на каждом поле вырастет 300 кг капусты. Технология выращивания моркови у поросят разная: у Наф-Нафа урожайность на 25% больше, чем у Нуф-Нуфа, а у Нуф-Нуфа на 25% больше, чем у Ниф-Нифа. Наф-Наф выращивает 200 тонн моркови. Постройте совместную КПВ, если Красная Шапочка посоветует Наф-Нафу, Нуф-Нуфу и Ниф-Нифу работать вместе.

Решение:

Урожайность равна Q/K, где Q – размер урожая, K – величина поля. Так как поля одинаковы, отношение урожайности равно отношению размеров урожая.                                                2 балла

Обозначим размер урожая моркови у Ниф-Нифа за Y.

Тогда размер урожая моркови у Нуф-Нуфа 1,25Y

Размер урожая моркови у Наф-Нафа 1,25*1,25Y. Известно, что он равен 200 тонн.

1,25*1.25Y = 200 => 1,5625Y = 200 => Y = 128                                                       2 балла

Выразим производственные возможности всех фермеров:                                   6 баллов

 

Капуста

Морковь

Ниф-Ниф

300

128

Нуф-Нуф

300

160

Наф-Наф

300

200

Построим совместную КПВ фермеров (10 баллов при наличии пояснения и определения альтернативной стоимости): (0М, 900К), (200М, 600К), (360М, 300К), (488М, 0К)

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий