Автор: Аракелян Юлия Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Искитим
Организация: МАОУ ДО ЦДО
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Задания на городские соревнования по финансовой грамотности с ключами 2017-2018 (7-8 класс)

 

Олимпиада школьников по финансовой грамотности

2017-2018 учебный год

7-8 класс

Тесты (40 баллов):

Раздел 1 (5 вопросов, 5 баллов)

Верны или неверны следующие утверждения:

  1. Пчела, собирающая  нектар для вашей пасеки - это  экономическое благо, а лесная  пчела - это свободное благо.

                                А)    Верно                    Б)  Неверно

  1. Детский праздник, который провел магазин «Гигант», является способом конкуренции с другими похожими магазинами

                                А)    Верно                    Б)  Неверно

  1. Первые бумажные деньги появились во Франции

                   А)    Верно                    Б)  Неверно

4.   Гражданин Гончаров имеет счет в Сбербанке. Депозит приносит ему 10% в год. Но, когда ему понадобились деньги для ремонта квартиры, то он предпочел взять кредит в банке под 12% годовых. С экономической точки зрения Гончаров поступил нерационально.

                  А)    Верно                     Б)  Неверно

5.  Проблема сбережений населения изучается в курсе макроэкономики

          А)    Верно                     Б)  Неверно

Раздел 2 (10 вопросов, 20 баллов)

Выберите один правильный ответ:

1.  В школьном буфете булочка стоит 12 рублей. Такая же булочка в магазине стоит на 25% дороже. Если в классе 30 учеников, то, сколько из них останется без булочек, если их покупать в магазине?

 А) 5 учеников;         Б) 6 учеников;      В) 10 учеников;      Г) 21 ученик.

2.  На маленьком острове живут  три племени. Племя Обезьян собирает бананы, племя Дельфинов ловит рыбу, племя Черепах выращивает кукурузу. Между ними существует бартерный обмен. Известно, что за 1 рыбу надо отдать 5 бананов. Сколько бананов стоит корзина кукурузы, если за такую корзину племя Дельфинов отдает 3 рыбы?

А)  5/3 бананов;        Б) 3 банана;              В)  15 бананов;        Г)  недостаточно информации для ответа.

3.  В наши дни не встретишь эту очень малую монету. В сказках ты её найдёшь, денежка зовётся  грош. Какому количеству копеек был равен грош?

А) 1 копейка;             Б) 2 копейки;        В) 3 копейки;          Г) 10 копеек.

4. Где происходит битва между «быками» и «медведями»?

          А) в лесу;                   Б) в зоопарке;          В) на валютной бирже;      Г) на фондовой бирже.       

5. Мама купила для школьных завтраков палку копченой колбасы весом 900 грамм. Каждое утро, начиная с понедельника, мама отрезает от  нее 180 грамм. В какой день недели был  отрезан последний кусочек колбасы?

А) Среда                     Б) Четверг             В) Пятница           Г) Суббота

6. Марка российского самолета и бывшая французская разменная монета – это…

         А)  СУ                          Б) МИГ                   В) ТУ                    Г) ЯК                   

7. Уроки в лесной школе начинаются в 8 часов утра. У медвежонка часы отстают на 3 минуты, но он думает, что они спешат на 2 минуты. У волчонка часы спешат на 2 минуты, но он думает, что они отстают на 3 минуты. В результате...

А) медвежонок опоздает на 5 минут;                        Б) оба придут вовремя;

В) медвежонок опоздает на 1 минуту;                          Г) волчонок придет раньше на 1 минуту.

8. Целью домашнего хозяйства как экономического субъекта является максимизация:

А) получаемого дохода;          Б) потребления;          В) прибыли;          Г) полезности.

9. Предложение шоколадных конфет уменьшится вследствие:

А) снижения ставки банковского процента;   

Б) понижения реальных доходов населения;     

В) повышения ставки налога на добавленную стоимость;     

Г) ожидания повышения цен на шоколадные конфеты в долгосрочном периоде.

10. Что из ниже перечисленного никогда НЕ использовалось в качестве денег:

          А)  каменные колеса;                         Б)  зубы дельфинов;                              

          В)  шкурки пушных зверей;              Г) все перечисленное использовалось в качестве денег.

Раздел 3 (5 вопросов, 15 баллов)

Выберите все правильные ответы:

1. У семьи Незнайкиных на Алтае  есть собственная пасека. Учитель  экономики дал  задание Вите Незнайкину составить 5 предложений со словом "ресурсы". Витя выполнил домашнее задание.  Отметьте все предложения, содержащие ошибки с экономической точки зрения:

А)  пчела относится к трудовым ресурсам;

Б)  мед - не относится к факторам производства;

В)  ресурсом земля является пасека;

Г)  дикие пчелы не относятся к производственным ресурсам;

Д)  деньги потраченные родителями на покупку ульев и пчел - это капитальный ресурс.

2. Все большее распространение на территории России получает вейпинг (курение электронных

сигарет вместо традиционных). Ученые доказали, что электронные сигареты представляют опасность для здоровья. Пока государство не принимает никаких мер в отношении вейпинга. А какие меры могли бы помочь в решении этой проблемы?

   А)  запрет на продажу электронных сигарет лицам моложе 18 лет;

   Б)  запрет на работу вейпинг баров;

   В)  введение акцизного налога на электронные сигареты;

   Г)  повышение акцизного налога на традиционные сигареты;

   Д)  установление квот на ввоз в страну электронных сигарет.

3.  Какие черты характеризуют традиционную экономику:

А)  натуральное хозяйство;

Б)  торговля носит регулярный характер;

В)  ограниченные ресурсы используются в соответствии с обычаями и традициями общества;

Г)  уравнительное распределение благ между членами общества;

Д)  преобладает ручной труд.

4. Производственный ресурс «земля» НЕ включает в себя:

А)  нефть на северо-восточном шельфе Сахалина;

Б)  енота участвующего в цирковом представлении;      

В)  Обское водохранилище;

Г)  природный источник минеральной воды;

Д)  кислород в кислородной подушке.

5. Отметьте, какие из ниже перечисленных проблем изучает макроэкономика:

А)  изменение стоимости потребительской корзины;

Б)  изменение цен на рынке туристических услуг;

В)  неравенство в распределении доходов в обществе;

Г)  влияние западных санкций на экономику России;

Д)  импортозамещение на рынке сыра.

Задачи (80 балла):

Задача 1. (15 баллов)

Семья Петровых затеяла ремонт. Для того что бы поклеить самостоятельно обои глава семейства Иван Иванович должен взять отпуск без сохранения заработной платы на 5 дней, его жена настаивает на найме мастера по поклейке обоев. Стоимость услуг мастера 150руб. за квадратный метр обоев. При каком уровне дневного заработка Ивану Ивановичу выгодней нанять мастера, если известно, что периметр квартиры Петровых  35 м, а высота потолка 2,7 м. Какое решение примет семья Петровых, если дневной заработок Ивана Ивановича составляет 1500руб., какова будет их выгода?

Решение:

1)  Найдем площадь стен: 35*2,7 = 94,5 м2 (3 балла)

2)  Оплата труда мастера составит 94,5*150 = 14175 руб. (3 балла)

3)  14175:5 = 2835 руб./день должна быть з/п Ивана Ивановича, что бы ему было безразлично делать ремонт самому или нанимать рабочего (3 балла)

4)  Иван Иванович должен сам клеить обои, так как найм мастера обойдется дороже (2835 > 1500) (1 балл)

5)  В случае если он сам будет делать ремонт, он потратит меньше, а его выгода составит

      (2835-1500)*5 = 6675 руб. (5 баллов)

Задача 2 (17 баллов)

Ученицы МАОУ ДО ЦДО Настя и Ира на каникулах решили организовать производство бантиков и заколок из ленточек. Готовые изделия они планируют продать на ежегодной детской Искитимской ярмарке товаров и услуг, а 50% от полученной прибыли они планируют пожертвовать на благотворительность. Прежде чем начать производство они занесли все данные в таблицу, но случайно, пролили на него какао и теперь данные не разобрать. Помоги девочкам восстановить данные и посчитай, сколько они пожертвуют на благотворительность.

Вид продукции

Кол-во произведенной продукции (шт.)

Затраты на производство 1 ед. продукции (руб.)

Затраты на производство всех изделий (руб.)

Цена продажи за 1 ед. (руб.)

Выручка (руб.)

Прибыль (руб.)

Бантики

 

38

 

55

 

680

Заколки

70

 

1610

 

3150

 

Решение:

Восстановим утраченные данные

Вид продукции

Кол-во произведенной продукции (шт.)

Затраты на производство 1 ед. продукции (руб.)

Затраты на производство всех изделий (руб.)

Цена продажи за 1 ед. (руб.)

Выручка (руб.)

Прибыль (руб.)

Бантики

40

38

1520

55

2200

680

Заколки

70

23

1610

45

3150

1540

 

Бантики:

55-38=17 (руб.) прибыль с 1 бантика (1 балл)

680:17=40 (шт.) кол-во произведенных бантиков (2 балла)

40*55=2200 (руб.) выручка (2 балла)

2200-680=1520 (руб.) затраты (2 балла)

 

Заколки:

1610: 70=23 (руб.) затраты на производство 1 ед. (2 балла)

3150: 70= 45 (руб.) цена продажи 1 ед. (2 балла)

3150-1610=1540 (руб.) (2 балла)

 

 

Общая прибыль 680+1540 = 2220 (руб.) Прибыль девочек составила 1110 руб.  

Пожертвования на благотворительность 2220*0,5=1110 (руб.) (4 балла)

 

 

Задача 3 (23 балла)

Елена Владимировна летом на своей даче выращивает острый красный перец. В этом году она собрала небывалый урожай перца весом 30 кг. Из 1/3 части перцев Елена Владимировна приготовила аджику, которую так любит ее семья, 1/4 часть от оставшихся перцев раздала коллегам с работы, а остальное решила засушить и продать на рынке. Известно, что в свежих перцах содержалось 95% влажности, а в сухих всего 25%. Кукую прибыль, получит Елена Владимировна от продажи сухих перцев, если известно, что рыночная цена за порцию в 10 гр. = 15 руб., а затраты на изготовление сухого красного перца = 0.

Решение:

Для начала рассчитаем количество перцев потраченных на аджику 30*1/3 = 10 кг (2 балла),

вес оставшихся перцев 30-10=20 кг (2 балла)

Теперь найдем, сколько перцев раздали коллегам 20*1/4=5 кг (2 балла)

Количество перцев, которые решено было засушить  20-5=15 кг (2 балла)

Найдем вес сухого остатка в свежих перцах 15*(1-0,95)=0,75 кг (4 балла),

теперь найдем вес сухих перцев 0,075 *(1-0,25) = 1 кг (5 баллов).

Из условий задачи, ясно, что за 1 порцию в 10гр. покупатели платят 15р., т.к. 1 кг = 1000 гр. найдем количество порций 1000:10=100 (шт.) (3 балла)  и выручку 100*15 = 1500 (руб.) (3 балла)

 

Задача 4 (25 баллов)

Пенсионерка Маргарита Петровна откладывает деньги на «черный день» дома в 3-х литровой банке, каждый месяц со своей небольшой пенсии ей удается отложить 1500 руб., сейчас в банке скопилась сумма в 21000 руб. Прогрессивный внук Маргариты Петровны, на уроках экономики в школе, узнал, что деньги нужно копить не дома, а в настоящем коммерческом банке. Он позвонил в ближайшее отделение банка Сбербанк и узнал их предложения по вкладам. Его заинтересовало два возможных варианта: срочный вклад на 12 месяцев под 12% годовых, и пополняемый вклад под  9% годовых. Какой вклад предложит внук своей бабушке? Сколько потеряет Маргарита Петровна, если откажется от предложения внука?

Решение:

 Для того, что бы внук принял решение о выгодном вкладе, рассчитаем возможные варианты по вкладам.

  1. Если все сбережения Маргариты Петровны положить в банк (21000) на 12 мес. под 12% годовых, то в конце года сумма на счете составит 21000*1,12 = 23520 руб. (3 балла)

 

  1. Известно, что Маргарита Петровна может откладывать еще по 1500 руб. в месяц. Для этих средств следует открыть пополняемый счет.

Месячный процент по этому вкладу составит  9/12 =0,75% (5 баллов)

 

Рассчитаем возможный доход:

№ месяца

Сумма на счете

%  ставка

Сумма дохода

1

0

0,75

0

2

1500

0,75

11,25

3

3000

0,75

22,5

4

4500

0,75

33,75

5

6000

0,75

45

6

7500

0,75

56,25

7

9000

0,75

67,5

8

10500

0,75

78,75

9

12000

0,75

90

10

13500

0,75

101,25

11

15000

0,75

112,5

12

16500

0,75

123,75

Итог

16500

 

742,5

 

(За верный расчет процентов по пополняемому вкладу 10 баллов)

 

  1. Весь возможный доход пенсионерки составит (23520-21000)+742, 5= 3262,5 руб. А значит если она решит продолжит хранить деньги дома, то недополучит эту сумму. (4 балла)
  2. Внук предложит своей бабушке открыть два вклада. Срочный для 21000 руб. и пополняемый для накапливания средств по 1500 руб. в месяц. (3 балла)
10 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий