Моя методическая разработка нацелена на создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, на закрепление представлений у детей об экономических понятиях: товар, цена, бартер, доход, расход, реклама и ее виды, банк, благотворительность.
Данная методическая разработка способствует закреплению знаний детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии;
Дети учатся осознавать взаимосвязь понятий между ценой и затратами на его изготовление товара, дети развивают экономическое мышление;
Развивают умение подбирать слова, характеризующие положительные качества товара;
Учатся решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
Определяют направления и источники доходов и расходов, устанавливают зависимость между доходом и расходом семьи. Это занятие
воспитывает социально-нравственные качества: рациональность, милосердие, отзывчивость.
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в подготовительной к школе группе
«Путешествие в Эконом - град»
«Путешествие в Эконом-град»
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления детей об экономических понятиях: товар, цена, бартер, доход, расход, реклама и ее виды, банк, благотворительность;
Закреплять знания детей о профессиях и предметах труда, относящихся к определенной профессии;
Продолжать учить детей осознавать взаимосвязь понятий между ценой и затратами на его изготовление;
Продолжать развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара;
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
Учить детей определять направления и источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.
Развивающие: Развивать экономическое мышление; память, внимание; упражнять детей в математических расчётах.
Воспитывающие:
Воспитывать социально-нравственные качества: рациональность, милосердие, отзывчивость.
Интеграция: Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, презентёр, слайды для занятия, столы (3 штуки), стулья по кол-ву детей, счетные палочки на каждого ребенка, мяч, письмо, коробочка с медалями, изображение на картинках профессий и предметы труда к данным профессиям.
Мотивация. Постановка цели.
Воспитатель говорит о том, что почтальон оставил для них письмо и зачитывает его.
(открывает конверт).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гном Эконом. Я узнал, что вы уже целый год изучаете финансовую грамотность. Знаете много экономических понятий, умеете считать деньги. Поэтому я хочу пригласить вас на экскурсию в свой город Эконом-град. Здесь вы сможете проверить свои знания по финансовой грамотности и получить медаль «Юный финансист». Буду ждать встречи с вами в Эконом-граде».
Дети принимают приглашение Гнома Эконома и сказав заветные слова
(Раз, два-повернись
В Эконом -Граде окажись.), попадают в необычный город.
II. Основная часть:
Слайд 1 - Улица Профессий.
На улице Профессий детей встречает Гном Эконом. Он очень рад, что дети откликнулись на его приглашение. И предлагает поиграть в игру «Найди пару: профессия-предмет труда».
Игра «Найди пару: профессия-предмет труда».
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять по большой карточке, на которой изображены профессии людей и подобрать к ней картинку с изображением предмета труда, необходимого человеку данной профессии.
Вопрос: - Дети, человек какой профессии у вас, и что ему необходимо для работы?
Ответ детей: (строителю-дрель, парикмахеру-ножницы, художнику-кисти, врачу-градусник, учителю-книги, повару-кастрюля, продавцу-кассовый аппарат, портнихе-нитки).
Словесное поощрение детей.
Дети отправляются дальше.
Слайд 2 - Городской парк.
Загадка: (Угадайте, как это зовётся, что за деньги продаётся? Это не чудесный дар, а просто на просто …товар.)
Вопросы детям:
-Где продают товар? (в магазинах, на рынке)
-Как называют человека, продающего товар?
-Как зовут человека, покупающего товар?
А у товара быть должна обязательно …цена. Что такое цена?
Слайд 3 - Кафе «Лакомка». У входа в парк стоит кафе «Лакомка». Там работают Маша и Медведь. Они продают кондитерские изделия.
Слайд 4 - Медведь делает торты, а Маша - пирожные.
«Проблемная ситуация»
- Кто из них потратит больше времени на изготовление 1 изделия? Почему?
– На какое изделие требуется больше продуктов?
– Что будет стоить дороже торт или пирожное? Почему?
-Маша и Миша обменяются своим товаром друг с другом, как это будет называться? (Бартер)
Словесное поощрение детей.
Экскурсия продолжается.
Слайд 5 - Городской рынок.
Торговля в самом разгаре.
Загадка:
«Чтобы товар быстрее сбыть,
Со мною надо подружиться.
Я буду так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Что это такое? (Реклама)
Вопрос:– Какая бывает реклама? (Печатная, видео-, радио-)
Слайд 6 - Баба-Яга за прилавком торгует мягкими игрушками-слонами.
Воспитатель обращает внимание детей на слайд, где Баба-Яга продаёт мягкие игрушки и зазывает покупателя словами:
«Покупайте слона, он без уха и хвоста,
С красным длинным языком и оранжевым свистком.»
Вопрос:
–Как вы думаете, купят такой товар? Почему?
Воспитатель объясняет детям:
-чтобы товар покупали, нужно его так хвалить, что не купить его было бы просто невозможно. И предлагает помочь Бабе Яге продать Слона. Прорекламировать его.
Игровое задание «Реклама для Слона».
Словесное поощрение детей.
Дети отправляются дальше.
Слайд 7 – Лужайка.
В парке есть прекрасное место для отдыха. Гном Эконом предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в игру с мячом «Доходы и расходы».
Вопрос детям:
-Что такое доход? Расход?
Физминутка. Игра в кругу с мячом «Доходы и расходы».
Воспитатель называет действие и бросает мяч, а дети поймав его отвечают доход это или расход.
- Папа получил зарплату. – доход
- Заболела бабушка. – расход
- Мама выиграла приз. – доход
- Сестра потеряла кошелек. – расход
- Бабушка продала пирожки. – доход
- Заплатили за квартиру. – расход
- Брат порвал куртку. –расход
- Купили путевку на море. – расход
Вопросы : -Чего должно быть больше в семье: доходов или расходов?
Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
Слайд -8 -Бюджетный перекрёсток.
Дети подходят к столу, где для каждого разложены счетные палочки и
Решение экономической задачи.
«В семье трёх медведей отец работает строителем и получает зарплату 6 руб.
Выложите это кол-во на палочках.
Мама работает медсестрой и получает за свой труд 4 руб.
Выложите это ко-во на палочках.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает».
Вопрос:
Назовите месячный доход этой семьи. (10 руб.)
Затем дети считают, месячный расход этой семьи.
– Какова сумма расходов, если:
на продукты они тратят - 2 руб.(показываем это на палочках),
на обновки - 2 руб.,
за оплату берлоги они отдают 3 руб.,
за детский сад - 1 руб.,
на лесной автобус - 1 руб., (9)
Вопрос:
Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 руб.? Почему? Что нужно сделать?
Ответы детей.
Словесное поощрение детей.
Слайд 9 -Улица Размышлений. Банк.
На слайде Банк.
Вопрос:
-Что это? (Банк)
-Для чего он нужен?
Слайд 10 - Банк. Магазин «Детский мир». Приют для бездомных животных.
Рядом с ним находятся магазин «Детский мир», Приют для бездомных животных.
Вопрос: - Куда бы вы посоветовали жителям города потратить заработанные деньги? Вложить в Банк, потратить в «Магазине игрушек» или же отдать на благотворительность в «Приют для бездомных животных». Или вариант детей.
(Размышления детей).
Слайд 11- Гном Эконом.
Воспитатель говорит, что экскурсия по городу Эконом- граду подошла к концу.
Гном Эконом очень доволен и дарит детям на память коробочку. Но предлагает открыть её в детском саду.
Дети закрывают глаза и произносят заветные слова:
(Раз, два-повернись
В детском садике окажись.)
Дети рассказывают, что понравилось больше всего? Каким жителям города помогали и в чем? Что они захотят рассказать родителям дома?
Сюрпризный момент:
Воспитатель открывает коробочку и достаёт медали «Юный финансист», которые передал для них Гном Эконом. Вручение медалей детям.