АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен опыт работы МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек» по экономическому воспитанию дошкольников. А также создания условий для успешного формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.Данный опыт работы содержит рекомендации и советы по проведению занятий, по оформлению РППС, взаимодействия с педагогами и родителями ДОУ.
Результаты совместной работы показали,что дети стали более успешно осваивать экономические понятия и применяют их в игровой деятельности, гораздо бережнее стали относиться к своим личным вещам,игрушкам и пособиям детского сада. В продуктивный деятельности более экономно используют предложенный материал, более активно мыслят, рассуждают на экономические темы, пытаются самостоятельно анализировать и делать выводы.
Данный опыт работы может использоваться воспитателями, педагогами дополнительного образования для формирования у детей старшего дошкольного возраста финансовой культуры и азов финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансовая грамотность,нравственный аспект финансового воспитания, компетенции, взаимодействие.
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы.
Изучив материалы исследований Е.А.Курак, А.Д.Шатовой, А.А. Смоленцевой, мы пришли к выводу, что экономическое образование необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, ибо если не сформировать предпосылки будущей экономической деятельности своевременно, то «…могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям», - утверждает А.Шатова [6, с. 62].
Однако при всем многообразии научных исследований малоизученными остаются вопросы создания педагогических условий экономического образования детей в ДОУ в связи с введением ФГОС ДО, который диктует требование усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование позитивных установок к различным видам труда [1].
В связи с этим, изучив состояние экономического образования детей старшего дошкольного возраста в МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек» мы выявили целый ряд нерешенных вопросов:
- отсутствие программы по данному направлению,
- необходимость в пополнении развивающей предметно-пространственной среда в группах демонстрационными, игровыми материалами с экономической направленностью,
- недостаточность знаний и умений педагогов в вопросах финансового образования дошкольников,
- отсутствие у родителей знаний об экономическом воспитании детей,
- отсутствие взаимодействия с социальными партнёрами (банки города, магазины, почта)
Таким образом, было определено следующее противоречие: современные исследования учёных, требования ФГОС ДО с одной стороны и выявленные проблемы по вопросам финансово-экономического развития детей старшего дошкольного возраста с другой стороны.
Данное противоречие явилось основанием для создания рабочей программы «Тропинки экономики», по экономическому образованию детей целью, которой является формированиепервичных социальных компетенций в сфере финансовой грамотности дошкольников.
В рамках реализации программы была проведена следующая работа:
- обучение воспитателей и педагогов дополнительного образования (курсы повышения квалификации, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, Педагогический совет по данному направлению),
- повышение педагогических компетенций родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников (педагогическая пропаганда: онлайн консультации, видео материалы, проведённых мастер-классов, открытые занятия, изготовление атрибутов для игровой деятельности),
- развивающая предметно-пространственная среда пополнялась с учётом интересов и мотиваций детей, а также членов их семей, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и определяет содержание и организацию образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми 5-6 и 6-7 лет в условиях кабинета «Экономика» и образовательно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Основная образовательная деятельностьпроводится в кабинете «Экономика» педагогом дополнительного образования. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп и входит в учебный план ДОУ. Кабинет «Экономика» оснащён интерактивным оборудованием: интерактивная доска, БАНКОМАТ-АЛМА, демонстрационным и раздаточным материалом из серии «Занимательные финансы» Обучающий комплект «Азы финансовой культуры» для детей 5-6, 6-7 лет, настольно-печатными и дидактическими играми, коллекциями монет и банкнот, альбомами «История денег», «Рубль копейку бережёт».
Самостоятельная и совместная деятельность детей с воспитателями проводится в группах в режимные моменты в течение дня. В группах созданы центры экономической грамотности: коллекции монет и банкнот и пластиковых карт, альбомы «Откуда появились деньги», Лепбуки, мини-музей «История денег», настольные, дидактические игры, сюжетно ролевые игры: «Магазин», «Банк», «Почта», картотека бесед, сказок, раскрасок, энциклопедии по финансовой грамотности, видеоматериалы из серии «Смешарики», «Мудрая сова». В группах созданы мини-спектакли с раздаточным материалом. Для родителей оборудован уголок «Говорим с детьми о финансах».
Воспитатели на занятиях используют элементы финансовой грамотности, интегрируя со всеми образовательными областями.
Под руководством методиста Шокиной Ю.Ю. организовано взаимодействие с социальными партнёрами города.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Одной из самых актуальных технологий является проектная деятельность.
Идея создания мини-музея в группе возникла после того, как дети, совершили видео экскурсии по музеям городов России и стали активно проявляли интерес к собиранию коллекций. Проведённая диагностика выявила, чтоу детей недостаточно развиты особенности восприятия финансового мира. Данная проблема указала на необходимость сформировать представления детей о том, что деньги нужно честно зарабатывать и грамотно тратить.
Проект мини-музей «История денег»позволил нашим детям самостоятельно и совместносвзрослыми получить новый практический опыт.
С помощью данного проекта дошкольники освоили новые понятия и представления о мире финансов, об истории возникновения денег и использования их в наше время. Созданы условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно–исследовательскую деятельность:СБЕРБАНК предоставил альбомы с коллекциями монет и купюр, организована экскурсия по банку и знакомство с работой банкомата. Была организована совместная экскурсия для детей и родителей в супермаркет «Магнит». Работники почты пригласили детей и родителей на экскурсию по территории с целью ознакомления с пунктом приёма и выдачи писем и посылок. Родители принимали активное участие во всех мероприятиях, предусмотренных проектом.
Подводя итог проделанной работы, основываясь на личном опыте педагогов, работающих по вопросу экономического образования дошкольников, мы сделали вывод. Благодаря грамотно спланированной, четко организованной работе, мы добились позитивных результатов в деле экономического образования наших дошкольников.
Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
2. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. / А.Д. Шатова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с
3. Рабочая программа по дополнительному образованию «Тропинки экономики» для детей старшего дошкольного возраста МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек», г. Пыть-Ях, 2020 г.