Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка охватывает следующие направления развития:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
-физическое развитие;
- художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: видеопроектор, ПК, эмблемы (значки), шкатулка (копилка), монеты, деньги, бубен, наборное полотно (фланелеграф с буквами), письма с вопросами, чёрный ящик, кружка (стакан), рамка, цветная бумага, лоскуты материала, ленточки, шляпка, крупа (пшено, рис, горох, гречка), цветной картон, ватман, листы, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей, тряпочки, кисти, пластилин, салфетки, буклеты.
Ход мастер – класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня я представлю мастер-класс по теме «Формирование предпосылок финансовой грамотности».
Мы поговорим об актуальности проблем формирования предпосылок финансовой грамотности, познакомимся с наиболее эффективными методами и приемами в работе педагогов с детьми дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности.
1. Актуальность проблем формирования предпосылок финансовой грамотности.
Все вы прекрасно знаете, что финансовое просвещение очень важное направление в сегодняшнем мире. Экономика – это главная часть в жизни человека. Даже взрослые люди сейчас, зачастую, испытывают проблему в принятии финансовых решений при планировании своего бюджета. Если человек плохо ориентируется в финансовых вопросах, это плохо сказывается не только в личной жизни, но и на экономике в целом. Поэтому для того, чтобы быть финансово грамотными людьми, быть успешными, благополучными в жизни, начинать учить этому нужно детей с дошкольного возраста. Конечно же, ребенок не сможет освоить самостоятельно эту область, но, если ему на помощь придут взрослые, в частности педагоги, и представят такой трудный материал в виде увлекательных, удивительных и, соответственно, доступных знаний, ему будет легче ориентироваться в окружающей действительности.
Тем более, что дети так же участвуют в купле- продаже, поэтому они должны понимать, что такое деньги, ценить их, правильно распределять. А педагогам нужно донести до детей, что деньги зарабатываются большим трудом, поэтому нужно уметь соизмерять свои желания и возможности.
Соответственно, дети обязаны учиться правильно управлять своими расходами, доходами и приумножать их.
При обучении дошкольников финансовой грамотности, у детей вырабатываются практические навыки и умения экономически грамотного поведения, развивается экономическое мышление. В будущем это даст положительные результаты в повышении благосостояния всего населения в целом.
По словам А.С. Макаренко: «Деньги – это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте».
2. Эффективные методы и приёмы формирования предпосылок финансовой грамотности.
На сегодняшний день существует много методов и приемов преподнесения информации детям по финансовой грамотности:
1. Наглядный метод: картинки, слайды, компьютерные программы, книжная графика.
Отдельно остановимся на мультфильмах. Сейчас очень много создается ярких, красочных мультипликаций, обучающего плана, которые дети с удовольствием смотрят. Хронометраж мультфильмов короткий, что позволяет включить их для просмотра и обсуждения с детьми в свободное от занятий время.
«Азбука финансовой грамотности – Смешарики», (раскрывает определённую тему: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя).
«Азбука денег – Уроки тётушки Совы» (Здесь раскрываются понятие денег, цены, семейного бюджета, финансового планирования, заработка, кредита и депозита и структуры экономики. В каждом эпизоде — интересный исторический факт).
«Богатый Бобрёнок» – интерактивный мультфильм (каждая серия отвечает на один из вопросов по финансовой грамотности)
«Фиксики» – (мультфильм рассказывает, как печатают банкноты, и объясняет, из каких материалов их изготавливают и как отличить оригинал от подделки, рассказывает об эволюции денег: от простого обмена до безналичного расчёта.
Он называется «История вещей — деньги»)
«Три кота» - отличный пример для детей, который учит рациональному подходу к трате денег.
Так же можно посоветовать родителям просмотр мультфильмов, таких, как:
«Трое из Простоквашино» (прекрасный пример рационального подхода к тратам кота Матроскина)
«Приключения Буратино» (попытка главного героя быстро обогатиться, закопав монеты в поле, — доказательство того, что не стоит гнаться за высокой доходностью с помощью подозрительных схем).
«Алёша Попович и Тугарин Змей» (Ситуация с хранением денег у князя и потерей почти всего капитала за услуги учит тщательно выбирать посредников, которые работают с вашими деньгами).
«Незнайка на Луне» (В этом мультфильме раскрывается понятие частной собственности, принципы работы биржи и нюансы ведения бизнеса).
Приемы: показ способов действий, показ образца.
2.Словесный метод: беседа, рассказ воспитателя, собственные примеры из жизни, на которых больше усваивается информация.
Чтение литературы, где мы можем рассмотреть экономические понятия: об обмене, профессиях, покупке. Во многих сказках, воспитывается положительное отношение к труду, по ним можно не только учить понятие финансовое, но и воспитывать честность, трудолюбие, порядочность, экономность, рациональность. Знакомя с художественной литературой, мы знакомим детей и с финансовой грамотностью:
«Как старик корову продавал», «Три поросенка», «Колосок», «Кот в сапогах», «Вершки корешки», «Серебряное копытце» и т.д.
Приемы: вопросы, указание, пояснение, объяснение, оценка
3.Игровой метод: Настольно - печатные игры, дидактические игры, интеллектуальные игры, где есть задание, цель, которую надо выполнить.
Сюжетно-ролевая игра: банк, парикмахерская, магазин.
На практике дети уже знают, как называются профессии, оперируют с деньгами, знают, что надо дать сдачу, и купить что- то необходимое.
Через игру мы формируем представление у детей о финансовой грамотности и в игровой форме закрепляем финансовые понятия.
Приемы: внезапное появление объектов, отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, выполнение игровых действий.
4.Практический метод: Опыты, экспериментирование, моделирование.
Чтобы понять эффективность этих методов и приемов мы, с вами, уважаемые коллеги, отправимся сейчас в увлекательное путешествие в Останкино и сами примем участие в некоторых шоу-программах.
А для того, чтобы нам было интересней, я попрошу вас разделиться на две команды и посоревноваться друг с другом.
Итак: команда «Эрудиты» и команда «Мудрецы» (раздать эмблемы (значки).
Конечно же, в этой игре, мы не можем обойтись без нашего уважаемого жюри.
Представление жюри.
Наше путешествие начинается (заставка на экране)
- Мы, с вами находимся в Телецентре «Останкино». Здесь постоянно идут съёмки и готовятся к выпуску телепередачи. И сегодня, нам с вами представилась уникальная возможность посетить некоторые студии телепрограмм.
И первая студия, которая открывает для нас двери это телепрограмма «Кто хочет стать миллионером» (заставка)
-Прежде чем мы примем участие в этой игре, нам нужно разыграть жребий первоочередности. Я приглашаю подойти ко мне по одному человеку из команд и выбрать шкатулку (копилку). (Предлагаются две шкатулки (копилки), в которых лежат по монете. Игроки выбирают. У кого монета большего достоинства, тот получает право первого ответа).
Внимание на экран.
Заставка: Дмитрий Дибров задаёт вопрос по финансовой грамотности сначала одной команде, затем другой. (Четыре варианта ответа, выбрать правильный)
Начинается игра «Кто хочет стать миллионером»
Вопрос: В расходы розничной торговли включается:
а) Заработная плата торгового персонала
б) Затраты на хранение, расфасовку и упаковку товара
в) Затраты на перевозку товаров
г) Все ответы верны
Вопрос: При инфляции:
а) Все цены остаются неизменными
б) Все цены растут
в) Все цены меняются
г) На одну и ту же сумму можно купить меньше, чем раньше.
Дибров: Дорогие друзья, большое спасибо вам за игру, желаю вам отличных успехов на других программах.
Уважаемые коллеги, мы немного размялись, но, расслабляться не стоит, потому что нас ждет следующая программа «Устами младенца».
Заставка программы «Устами младенца»
Евгений Рыбов: Всем привет, это программа «Устами младенца». Здесь взрослые учатся понимать детей. И мы переходим к конкурсу «объяснялки».
(на видео дети объясняют слово «доход», «реклама», не называя его, команды должны отгадать это слово, кто первый, тот стучит в бубен и если ответ правильный, то зарабатывают балл).
А чтобы скорректировать наши баллы, мы усложняем задачу. Я попрошу подойти ко мне вновь по одному игроку из команд. Игроки сейчас получат «слово», смысл которого должны будут объяснить жестами своим командам, а команды, должны узнать, что это за слово.
Выполняется задание. Слова: «потребность», «бюджет».
В этом конкурсе побеждает команда …….
А для нас открывает свои гостеприимные двери программа «Поле чудес».
Заставка программы «Поле чудес»
Леонид Якубович: «Здравствуйте, уважаемые гости, в эфире программа «Поле чудес». Я вижу, что все игроки на месте, тогда вопрос для первой команды.
- Роман Ф.М. Достоевского. В этом романе главная героиня бросает в огонь пачку денег? Как называется роман? 5 букв (роман «Идиот»)
Вопрос для второй команды:
- Место заключения сделок между покупателями и продавцами 5 букв (биржа)
Леонид Якубович: Я вас поздравляю. Самое главное сейчас, это хорошее настроение и я желаю вам здоровья.
Леонид Аркадьевич пожелал нам здоровья, поэтому мы с вами сейчас перенесёмся в программу Елены Малышевой, «Жить здорово».
Елена Малышева: Доброе утро, дорогие друзья, это программа «Жить здорово».
Минута упражнений для того, чтобы улучшить работу мозга и сохранить память.
Один, два, три, четыре пять (шагаем на месте),
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук),
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный),
Дом, в котором мы живем,
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец).
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец),
Ну, а пятую, пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
На сегодня это всё. Нам сегодня с вами было хорошо, пусть и вам с нами будет жить здорово.
Дорогие игроки. А сейчас, мы свами перенесемся в Охотничий домик, где проходят съемки программы «Что? Где? Когда?»
Заставка программы «Что? Где? Когда?»
Борис Крюк: Против телезрителей сегодня сыграют две команды: команда «Эрудиты» и команда «Мудрецы»
I раунд. А начинаем мы с команды «Эрудиты»
Против вас играет Ф.И. ребёнка. Внимание, черный ящик.
То, что находится в черном ящике человечеству известно около 7 тысяч лет. В некоторых странах этому установлены памятники и даже надгробия. У каждого государства есть свои, например, донг, патака, быр, гурд.
Что лежит в черном ящике? (деньги)
II раунд.
В игру вступает команда «Мудрецы»
Против вас играет Ф.И. ребёнка. Внимание на экран.
Ребёнок: В 20-е годы XIX века американский экономист Торстейн Веблен описал парадоксальный психологический способ увеличения продаж.
Сейчас он так и называется – «эффект Веблена». В чём он состоит?
(Поднять цену на товар (цена товара воспринимается как свидетельство качества)
III раунд
Против вас играет Ф.И. ребёнка. Внимание на экран.
Ребёнок: А.С. Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин» определил этого человека так: «Дитя расчёта и отваги»? Как мы сегодня называем профессию этого человека? (Предприниматель (у Пушкина – купец)
IV раунд
Против вас играет Ф.И. ребёнка. Внимание на экран.
Ребёнок: Вспомните латинский язык. Этот термин переводится, как протестовать, утверждать, выкрикивать. Что это за термин? (реклама)
Борис Крюк: Эта игра закончена, спасибо вам всем за игру.
А для нас, уважаемые игроки, открывает свои двери «Мастерская «Умелые ручки»
Заставка программы «Мастерская «Умелые ручки»
Но, сначала я хочу задать вопросы и та команда, которая быстрее всех ответит, получит дополнительные баллы.
1. Как называется информация о товаре, с целью его реализации (реклама).
2. Где можно увидеть рекламу? (по тв, в газете, журналах, афиши, интернет и т.д.).
3. Где делают рекламу? (в рекламном агентстве).
4. Кто создаёт рекламу? (художники, дизайнеры, редакторы, корректоры, литераторы, рекламные агенты).
Итак, речь сейчас пойдет о рекламе.
Мы находимся в «Мастерской «Умелые ручки»
1.«Сделай товар»
В первом этапе, вам нужно произвести товар.
Команда «Эрудиты» производит картину из крупы, а команда «Мудрецы» производит одежду для кружки.
У вас на столах есть все необходимые материалы для выполнения этих заданий. Но, что – то у вас не хватает.
Вам надо собрать все необходимые вещи для этого дела.
Поэтому нужно осуществить обмен одной вещи на другую.
Следующий вопрос принесет вам еще один балл.
- Как будет называться эта операция? (бартер).
Все верно, это бартер.
Старайтесь договориться с соперниками.
Начинает команда «Эрудиты», затем «Мудрецы» (команды по-очереди ведут переговоры, жюри оценивает)
Затем команды создают товар.
2. «Создай рекламу» (рисуют картинку, придумывают текст и.т.д.).
В следующем этапе нужно создать рекламу своему продукту.
3. «Продай товар.
А теперь, уважаемые игроки, вы – рекламные агенты.
Вы должны прорекламировать свой товар так, чтобы его купили.
(Один человек из первой группы рекламирует, а из другой группы покупает, если купят, то первой группе балл и наоборот).
А теперь слово предоставляется жюри.
(Выступление жюри)
В нашей игре, конечно же, все являются победителями, вы прекрасно осведомлены по вопросу «Финансовая грамотность», и поэтому заслуживаете небольшие призы, в виде буклетов. Я надеюсь, что эти правила помогут вам в работе, и, может быть, в жизни.
Вручение буклетов.
Для того, чтобы быть финансово грамотным человеком (ФГЧ) необходимы навыки (буклет в виде финансовой пирамиды)
Текст на буклете: ФГЧ
-Уметь сохранять баланс между потреблениями и инвестициями
(откладывать деньги на будущее).
-Уметь эффективно управлять личными финансами, планировать доходы и расходы заранее.
-Уметь ставить перед собой чёткие финансовые цели и успешно достигать их.
-Планировать своё будущее на несколько лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану.
-Использовать различные финансовые инструменты для достижения различных целей.
-Уметь диверсифицировать источники дохода (чтобы было несколько источников дохода).
Итог:
- Уважаемые коллеги, я представила для вас форму, в которой раскрываются большинство методов и приёмов. Такое путешествие вы можете провести с детьми при обучении финансовой грамотности и для закрепления экономических понятий. Здесь мы можем применить как отдельные студии для конкретной программы. т.е. совершить путешествие в одну программу и поучаствовать в полной игре или же, как мы сейчас с вами, можем применить множество программ и поучаствовать во многих интеллектуальных играх. Если мы используем игровой момент с рекламой, то это действие позволяет детям принять информацию зрительно и наглядно её отобразить.
Дети с огромным удовольствием и интересом принимают участие в этом общем процессе.
Я считаю, что наше путешествие можно применить и провести в любой образовательной деятельности. Это и является интеграцией образовательных областей, то, что рекомендует нам ФГОС.
Я считаю, что все методы и приемы эффективны для раскрытия этого вопроса, т.к. в этой форме они все взаимосвязаны между собой.
Какой же метод является самым эффективным из них?
Как показала практика, это наглядный и практический методы, ведь недаром еще Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Приложение №1
ЗАЯВКА на участие в открытом конкурсе методических разработок
1. |
Муниципальное образование (район, город) |
Рязанская область, г. Скопин, МБДОУ «Детский сад №8 Чебурашка»» |
2. |
ФИО, должность участника |
Никульшина Валентина Даниловна |
3. |
Номинация (согласно положению) |
«Социально-гуманитарная» |
4. |
Название конкурсной работы |
Методическая разработка «Формирование предпосылок финансовой грамотности» |
5. |
Юридическое название образовательной организации согласно Уставу |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области (МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка») Автозаводской микрорайон, д.16а, г. Скопин Рязанской области 391803 |
6. |
Телефон, адрес электронной почты образовательной организации (с указанием телефонного кода) |
Тел.: 8(49156) 2-61-36 Адрес эл.почты bugrovka8sad@mail.ru, сайт: http://mbdou8skopin.ru |
7. |
Контактный телефон участника |
89105095267 |
8. |
Электронная почта участника |
valentina19611960@mail.ru |
9. |
ФИО руководителя учреждения |
Романова Ольга Михайловна |