Автор: Нефёдова Елена Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Кораблино
Организация: МОУ "Кораблинская СШ имени Героя РФ. И. В. Сарычева"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Создание комплекта интерактивных заданий по финансовой грамотности в сервисе Learning Apps.

 

В связи с потребностью современного общества в повышении финансовой грамотности  детей, в процессе финансового обучения каждый учитель на своих уроках  должен обучать детей основам финансовой грамотности. Поэтому  возникла необходимость каждому учителю постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции, учиться новому, современному и актуальному в сфере обучения финансовой грамотности. А также  применять в обучении интерактивные технологии и разрабатывать цифровые образовательные ресурсы, в том числе, цифровые учебные пособия и дидактические интерактивные задания.
Также возникла необходимость каждому педагогу определить, как эффективно (то есть с наименьшими затратами времени и ресурсов) построить свою деятельность и деятельность обучающихся на уроке. Как и какие использовать технологии обучения, методы, приемы, образовательные и технические ресурсы, чтобы в результате добиться того, чтобы обучающиеся стали финансово грамотными, в тех пределах, которые соответствуют возрасту каждого учащегося.  
Кроме подбора образовательной технологии, методов обучения, педагогических приемов и образовательных ресурсов по финансовой грамотности в различных источниках, включая Интернет, возникла необходимость педагогу прорабатывать структуру своего занятия,  а также наполнение планируемого занятия (подготовку презентаций, дидактических материалов, электронных ресурсов и прочее, созданных самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока).
Современное обучение сегодня сложно представить без использования вспомогательного технического средства обучения - презентации, которая повышает эффективность обучения (при прочих равных условиях). Но кроме этого, важнейшим элементом проектирования занятия является подбор дидактического материала, в том числе учебных пособий. Для подготовки занятий педагогу можно создавать, кроме презентаций,  и цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности. Это позволит сделать эти занятия интересными для обучающихся, разнообразными и эффективными.
Использование образовательных ресурсов всегда имеет определенные преимущества и ограничения. Для некоторых из них нужно создание специальных технических условий. Каждый педагог знает технические возможности своей образовательной организации, и,  исходя из этого, подбирает или изготавливает свои образовательные электронные ресурсы, так как  современным детям не очень интересно читать только бумажный вариант учебного пособия. Большое число интерактивных элементов делает работу с электронными заданиями интересной и увлекательной для учащихся. Также интерактивные элементы в электронных ресурсах и заданиях позволяют каждому учителю организовать разные виды групповой и индивидуальной работы на занятиях. Кроме этого, интерактивные элементы позволяют использовать разработанные задания для самообразования учащихся, тесты и вопросы в них предполагают самопроверку знаний, поэтому учащиеся сразу могут увидеть свои результаты и внести коррективы в свою образовательную траекторию. Хорошая наглядность, представленная визуальными моделями, графической информацией повышает учебную мотивацию обучающихся к изучению финансовой грамотности. Поэтому педагоги встраивают в структуру своих занятий интересные и привычные для обучающихся  источники информации. 
На сегодняшний момент в распоряжении педагога есть несколько инструментов проведения оценки и мониторинга финансовой грамотности как функциональной грамотности. Последнее время создаётся различный инструментарий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы на основе компетентностного подхода. Измерительные материалы, созданные учителями общеобразовательных школ, не связаны непосредственно ни с одним из используемых УМК по финансовой грамотности и, соответственно, могут применяться независимо от наличия или отсутствия в образовательной организации специального курса по финансовой грамотности. Такие измерительные материалы ориентированы на полученные из разных источников знаний, умений и стратегий поведения в сфере финансов.
Предлагаемые интерактивные задания (на различных образовательных  сайтах сети «Интернет») для учащихся с 1-го по 11-й класс представляют собой структурированную совокупность тестовых заданий разных моделей и разной сложности.
Измерительные задания разрабатываются нескольких видов. Это и задания с  выбором одного верного ответа; с выбором нескольких верных ответов,  комплексные задания с выбором ответа, задание с выбором одного верного ответа на основе произведенных расчетов, на установление соответствия, на установление последовательности,  на выделение фрагмента текста, задания с кратким ответом и другие. Проведение уроков или занятий с использованием интерактивных заданий,  осуществляется учителем, разработавшим эти задания. 
Эта работа предназначена для определения уровня финансовой грамотности, как в рамках отдельных тематических блоков, так и в виде комплексной итоговой оценки. Учитель по собственному плану создаёт или использует готовые интерактивные ресурсы, созданные другими учителями, как  в виде диагностической работы, так и в формате комплексной работы, выполняемой единовременно (например, в качестве итоговой оценки по завершению учебного курса).
В основу заданий положены ситуации социальной жизни, непосредственно касающиеся конкретного человека, а вопросы, сформулированные в контексте данных ситуаций, направлены на решение стоящих перед человеком проблем, на определение своего собственного сознательного финансово грамотного поведения. Это также позволяет в дальнейшем отслеживать динамику развития финансовой грамотности как личностного навыка. Акцент в интерактивных заданиях  делается не на самих знаниях как таковых, а на способности передавать и применять знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах. Также при выполнении заданий у учащегося включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем. Например, задания для младших подростков (учащихся 5–6 классов) ориентированы на следующие тематические составляющие содержания финансовой грамотности:
• доходы и расходы,
• семейный бюджет,
• покупки, деньги,
• защита от мошенников.
Учащимся 7 класса предлагаются темы:
• личные сбережения
• финансовое планирование.
Разнообразие жизненных ситуаций, лежащих в основе заданий, представляется в разработанных материалах близкими и понятными школьникам. Задания  используются разных типов и разновидностей. Довольно часто можно встретить задания, предполагающие выбор одного из четырех предложенных ответов. 
Также часто учителя разрабатывают  задания, требующие объяснения, развёрнутого обоснования выбора того или иного ответа. Используют на своих уроках также задания с кратким ответом или выбором нескольких ответов, на установление соответствия или последовательности, на выделение фрагмента текста, на анализ суждений, которые требуется оценить как верное или неверное. Важным является то, что задания направлены не столько на проверку знаний и представлений финансово грамотного человека определённого возраста, сколько на развитие финансовой грамотности. Они ориентируются, прежде всего, на формирование ряда умений и стратегий поведения, от которых зависит успех в осуществлении познавательной и практической деятельности, направленной на решение задач, возникающих в финансовой жизни личности. Выполняя те или иные задания, учащиеся знакомятся с определёнными типичными ситуациями в сфере повседневных финансовых отношений и осваивают отдельные аспекты финансовой грамотности. А это, в свою очередь, обеспечивает их готовность к столкновению с подобными ситуациями в реальной жизни. 

Создание комплекта интерактивных заданий по финансовой грамотности в сервисе Learning Apps.

Потребность современного общества в повышении финансовой грамотности детей, а также переход к различным неклассическим формам и способам обучения, в том числе в связи с наличием эпидемиологических рисков, побудили меня усовершенствовать мои навыки в области разработки интерактивных образовательных ресурсов, для включения  в учебную деятельность обучающегося различных классов по предмету «Технология» цифровых образовательных ресурсов, как в формате «живого» обучения, так и в онлайн среде и при организации различных форм дистанционного обучения, включая самостоятельное обучение учащихся.
Цель: необходимость совершенствовать свои  профессиональные компетенции по формированию финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов по финансовой грамотности. 
Задача: развить своих профессиональные компетенции в области разработки и использования цифровых образовательных ресурсов.
Практическая часть. XXI век - век компьютеризации и новых технологий, вносит свои коррективы в традиционное преподавание дисциплин, поэтому задача педагогов - научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе.
Неожиданным открытием для меня в области ЭОР стал сервис LearningApps.org, позволяющий удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. «LearningApps.org» – это приложение Web2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей. Данный online-сервис это прекрасный сервис для разработки электронных обучающих ресурсов. Готовые шаблоны позволяют создать разнообразные задания с использованием картинок, аудио- и видеороликов. Также LearningApps.org позволяет создавать и использовать модули, обеспечивает свободный обмен между педагогами, дает возможность организовать работу учащихся. Дети выполняют задания online. В конце работы учащиеся видят результат выполнения задания.
Преимущества использования cервера LearningАpps.org:
1. Рост объема выполненных заданий на занятии и дома.
2. Индивидуализация обучения. Интерактивность.
3. Обратная связь ученик-учитель-ученик.
4.  Интегрирование обычного занятия с компьютером и интерактивной доской.
5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игровых упражнений. 
6. Работа с сервером LearningApps.org помогает педагогу лучше оценить способности и знания обучающихся школы.
При помощи шаблонов сервиса LearningApps.org можно создавать следующие виды упражнений: 
Викторина с выбором правильного ответа.
Кто хочет стать миллионером?
Слова из букв.
Распределять вопросы в различных заданиях:
Игра «Парочки».
Классификация.
Найти на карте.
Найти пару.
Пазл «Угадай-ка».
Соответствия в сетке.
Сортировка картинок.
Таблица соответствий.
Последовательность вопросов в заданиях может быть 2 видов: в виде простого порядка и хронологической линейки. Заполнять можно  пропуски, таблицу, кроссворд и прочее.
Прежде чем создать своё задание или упражнение, нужно приготовить готовые вопросы и ответы.  В моём случае вопросы по понятиям «Финансы», «Деньги», «Доходы» и пр. в зависимости от возраста учащегося и тем (разделов), которые изучаются на конкретном уроке. Также некоторые задания я создала для  индивидуальной работы  дома при дистанционном обучении.
По мере освоения данного сервиса, я создала 11 интерактивных заданий для различных классов по темам, связанным с финансами. Все задания и упражнения я разместила в общей базе упражнений сервиса LearningApps.org, в которой собраны задания и упражнения учителей, проживающих в Российской Федерации и преподающих в разных школах различные предметы.
Цели включения данных упражнений и заданий в структуру урока при стандартном или дистанционном обучении.
    1. Развивающие: 
развивать интерес  к проблемам экономики;
развивать аналитическое мышление обучающихся;
развивать навыки творческой работы в группе.
развивать  интерес к получению дополнительной информации по изучаемым темам; 
побудить учащихся творчески, оригинально подходить к решению поставленных задач.
2. Образовательные: 
повторить и обобщить материал уроков в доступной, наглядной и занимательной форме;
способствовать расширению кругозора обучающихся;
способствовать развитию  постоянной потребности в экономическом знании и стремлении применять полученные знания в повседневной жизни.
3. Воспитательные:
раскрыть творческие способности обучающихся;
формировать чувство ответственности, умение создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и сотрудничества, сплотить группу.
Задачи включения данных упражнений и заданий в структуру урока при стандартном или дистанционном обучении.
Повторить основные экономические понятия и категории;
Закрепить теоретические знания  в игровой форме, с использованием занимательного материала;
Закрепить знания в процессе решения нестандартных задач, анализа ситуаций.
Упражнение «СЕТКА БУКВ»
Цель: в сетке букв найти финансовые понятие и объяснить их значение. Понятия: 1. Валюта; 2. Банкротство; 3. Деньги; 4. Инфляция; 5. Копилка; 6. Купюра; 7.  Рубль; 8. Ассигнация; 9. Монеты; 10. Номинал.
Классы, для которых создано данное упражнение: 5-6.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Производство тканей», «История швейной машины», «Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве», «Пищевая промышленность», «Основные вопросы планировки кухни», «Технология «Умный дом», «Технологии ремонта жилых помещений».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24902907 
Упражнение «Финансовые задачки»
Цель: закрепление знаний по понятиям, связанных с деньгами, а также с  наличными и безналичными расчетами.
Классы, для которых создано данное упражнение: 6-7.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Основы рационального питания», «Из истории одежды», «Серийное производство одежды», «Технология изготовления швейного изделия», «Промышленные и производственные технологии», «Технологии сельского хозяйства», «Информационные технологии», «Реклама. Управленческие технологии».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24891905 

Упражнение «Скачки». Экономический тест.
Цель: закрепление знаний по понятиям, связанных налогами, инфляцией, экономическими аббревиатурами.
Классы, для которых создано данное упражнение: 8-9.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок», «Способы защиты прав потребителей», «Технология ведения бизнеса», «Технология домашнего хозяйства», «Мясная промышленность».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24891609 

Упражнение «Соедини части слов»
Цель: закрепление знаний по понятиям: «Страховка», «Сертификат», «Аукцион», «Бюджет», «Прибыль», «Депозит», «Лицензия», «Коммерсант», «Компенсация», «Ипотека» и другими.
Классы, для которых создано данное упражнение: 8-9.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок», «Способы защиты прав потребителей», «Технология ведения бизнеса», «Технология домашнего хозяйства», «Мясная промышленность».

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24890901 

Упражнение «Экономическая викторина “Золотая лихорадка”»

Цель: закрепление знаний по понятиям, связанных с доходами и расходами, семейным бюджетом, покупками, деньгами, защитой от мошенников.
Класс, для которого создано данное упражнение: 5.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  «Пищевая промышленность», «Физиология питания», «Основные сведения о пищевых продуктах».

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24890561 
Упражнение Экономическая игра “Страны и их деньги”
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Иностранное государство», «Валюта». Определить, каким иностранным государствам принадлежит валюта: «рупия», «шекель», «юань», «иена», «фунт», «лира», «крона», «доллар» и др.
Классы, для которых создано данное упражнение: 8-9.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок», «Способы защиты прав потребителей», «Технология ведения бизнеса», «Технология домашнего хозяйства».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24889923 
Упражнение на закрепление тем «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок»
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Продукт труда», «Государственная денежная помощь на ребёнка», «Потребности», «Предприниматель», «Собственный бизнес», «Денежные пособия».
Классы, для которых создано данное упражнение: 8-9.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок», «Способы защиты прав потребителей», «Технология ведения бизнеса», «Технология домашнего хозяйства».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24847728 
Упражнение «Кроссворд»
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Собственность», «Ценная бумага», «Действия с деньгами», «Сделки между продавцом и покупателем», «Денежная единица страны», «Денежное вознаграждение», «Денежные платежи» и др. 
Класс, для которого создано данное упражнение: 10.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся: при изучении тем «Организация процесса труда», «Технология ведения бизнеса».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24847149 

Упражнение «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИХИ»
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Экономика», «Бюджет», «Зарплата», «Действия с деньгами», «Кредит».
Класс, для которого создано данное упражнение: 5.
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Швейное производство», «Пищевая промышленность», «Технология производства  кисломолочных продуктов», «Технологии ремонта жилых помещений».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24824834 

Упражнение «Экономические загадки»
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Договор», «Акция», «Ссуда», «Залог», «Вклад», «Доход», «Проценты на вклад».
Класс, для которого создано данное упражнение: 8
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Способы защиты прав потребителей».

Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24824004 

Упражнение «Кто хочет стать миллионером»
Цель: закрепить знания, связанные с понятиями «Расход», «Доход», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Кредит», «Платёжная система», «Страхование вкладов», «Налоговый вычет», «Коллекторское агентство» и др.
Класс, для которого создано данное упражнение: 8-9
Может применяться на уроке, при дистанционном обучении или самостоятельном обучении учащихся:  при изучении тем «Экономические возможности и потребности семьи», «Технология построения семейного бюджета», «Технология совершения покупок», «Способы защиты прав потребителей», «Технология ведения бизнеса», «Технология домашнего хозяйства».
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/view24800330 
Все созданные упражнения и задания могут быть использованы для закрепления теоретических и практических знаний, для их проверки и активизации познавательной деятельности обучающихся также и по другим предметам школьной программы полностью или частично.

9 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий