ХОД УРОКА
Видеоролик «Хроники ВОВ»
Вопрос:
Видеоролик - опрос
Нет героев от рожденья,
Они рождаются в боях (А. Твардовский).
Вед. 1 Отгремели пушки боевые,
Отшумели звуки канонад,
Кто - то да вернулся с поля боя в семьи,
А другим судьба дана лишь слышать нас.
Вед. 2 В каждом доме есть портреты в рамках,
Черной лентой окаймленные кругом.
Это - наши деды, бабушки , соседи,
Добровольцами ушедшие на фронт.
Вед .3 . Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.
Вед .1. Эта война – самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества не только взрослых, но и детей.
Вед. 2. Ещё живут на свете люди, которые преподали урок всему человечеству.
Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.
Вед. 3. Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожжённых деревень, разрушенных городов. ( На фоне видео «Хроники ВОВ»)
Вед. 1. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Вед .2. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Вед. 3. До этого на классных часах, посвященных теме ВОВ мы говорили в основом о вкладе военнослужащих в дело Великой Победы. Сегодня мы поговорим о наиболее хрупких и беззащитных созданиях – детях. Страшно даже представить себе, что им довелось пережить, и что чувствуют дети современных войн…
Вед. 1. Дети встречали войну в разном возрасте. Кто – то совсем крохой, кто – то подростком, кто- то был на пороге юности.
Вед. 2. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома, в гостях, в загородном лагере.
Вед. 3. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей. И дети понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.
Вед. 1. Одна из самых страшных и кровавых, героических страниц истории ВОВ – блокада Ленинграда.
Просмотр видео «Блокада Ленинграда»
Вед. 2. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.
Вед.3. Дети в осаждённом городе… их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять?
Вед. 2. Матери отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки
Вед. 1. Из записок врача Миловой:
«...Дверь в квартиру была открыта... и я без стука вошла в нее. Глазам моим представилась жуткая картина. Полутемная комната. На стенах изморозь. На полу замерзшие лужи. На стульях труп мальчика 14 лет, в детской колясочке – второй труп крошечного ребенка. На кровати мертвая хозяйка комнаты...»
Вед. 2. И маленькие ленинградцы сражались с голодом и холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой одиннадцатилетней девочки, которая не намного пережила своих близких, нельзя читать без содрогания.
Чтец 1.
В осаждённом Ленинграде эта девочка жила
В ученической тетради свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье, слышит мир её слова:
« Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»
А в ночи пронзает небо острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба, не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреется, карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце в сокровенном дневнике:
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года»
Чтец 3.
Отшумела, отгремела орудийная гроза,
Только память то и дело смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки, пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском остановят вдруг слова:
« Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама умерла 13 мая в 7часов 30 минут утра 1942 года»
У планеты нашей сердце бьётся гулко, как набат.
Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград.
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник: он звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик:
« Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
Вед. 1. Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила.
Вед. 2. Следующее место массового заключения и истребления людей – конц лагеря
Вед. 2. Продвигаясь на восток, немцы объявляли так называемую мобилизацию населения на работу в Германии. Целыми эшелонами подростков вывозили за рубеж. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда, кто слабый и больной – в концлагерь... на опыты.
Малолетние узники фашистских концлагерей и гетто – самые обездоленные дети войны. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди со шприцами, расстрелы, кровь.
Чтец 4.
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой...»
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер:
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги?!
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
«Три тысячи двести девятой».
Песня «Бухенвальдский набат»(без картинки)
Вед. 1. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями
Вед. 2. 20 тыс. ребят получили медали «за оборону Москвы», 15249 ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Вед. 1. Юные партизаны, Герои Советского Союза - Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова погибли в бою, но их имена знает вся страна.
Вед. 3. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершивших подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Чтец 5.
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Песня «Дети войны»(видеоролик)
Вед. 1. Во имя нашего счастья и благополучия отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.
Вед. 2.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Вед. 3. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи.
Чтец 6.
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поёт вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие –
Память о вас никогда не умрёт!
Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава
Ведущий 1.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
Вед. 2. Нет – грабительским войнам.
Вед. 3. Кто бы подумал, что нам с вами придётся стать очевидцами войны не на страницах учебников истории, а в реальной жизни.
Огнём опалённый Донбасс…
Видео «Дети Донбасса»
Фонограмма «Пусть всегда будет солнце»
Выходят младшие дети, в их руках большие
плакаты.
1-й ученик
Я нарисую яркое солнце!».
и войны.
2-й ученик
Я нарисую синее небо!
3-й ученик
Я нарисую свет в оконце!
4-й ученик
Я нарисую колосья хлеба!
5-6 - й ученик:
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь
Чтец 7.
Я хочу, чтоб на нашей планете,
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
1-й Ведущий:
Поднимите рисунки выше
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
Видеоролик «Бухенвальдский набат».