Аннотация. В статье представлено занятие по формированию предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в форме сюжетно-дидактической игры. Сюжетно-дидактическая игра носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, а также через различные виды игровой деятельности, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению в будущем.
Задачи.
Методы и приемы:
практические: дидактические игры, игровые ситуации, физкультминутка;
наглядные: показ пособий, рассматривание картин, иллюстраций;
словесные: рассказ воспитателя, ситуативный разговор, пояснение заданий, словесная подсказка
Материалы и оборудование.
Демонстрационный материал: ценники, товары, игровая зона магазин, дидактическое пособие «Волшебный круг».
Раздаточный материал: листы формата А4, картинки покупок, карточки к пособию.
Ход игры
Введение в сюжет.
Воспитатель. Ребята, мама посылает наших друзей Катю и Сережу сходить в магазин, чтобы купить все необходимое для приготовления завтрака. Она дала им определенную сумму. Катя захотела купить мороженое, а Сережа – семечки.
Как вы думаете, правильное ли это решение? Почему? А что необходимо для завтрака?
Дети размышляют, высказывают свое мнение. Помогают друг другу при ответах.
Что надо сделать, чтобы пойти в магазин за покупками и не совершить необдуманные покупки?
Первое, что необходимо – это составить список покупок.
Предлагаю научить наших друзей, как правильно совершать покупки.
Введение экономического понятия.
Воспитатель. Как вы думаете, что мы называем покупками?
Покупка - это приобретение товара за определенную плату.
А товар – это продукт труда для обмена или продажи.
Практические действия проблемно-поискового характера, направленные на освоение нового понятия.
Дидактическая игра «Список покупок».
- Предлагаю вам сейчас составить свой список покупок, а для этого разделитесь на 3 команды:
1 команда составляет список покупок для совершения похода;
2 команда составляет список покупок для поездки на море;
3 команда составляет список покупок для празднования дня рождения.
Дети делятся на команды.
Воспитатель предлагает детям карточки с изображением различного вида товаров.
Наши списки готовы, назовите, что вы приобретете в магазине.
Дети находят карточки с нужным товаром, наклеивают на лист покупок. Каждая команда называет покупки из своего списка.
Физкультминутка «За покупками»
Сумку в руки мы берем,
В супермаркет мы идем.
В супермаркете на полках
И шарфы, мячи, футболки.
Вкусно пахнет здесь всегда,
В нем и вкусная еда.
Воспитатель вместе с детьми подходят к игровой зоне «Супермаркет»
Игровое упражнение «Цена товара»
Воспитатель. Вот мы и в супермаркете!
Чтобы узнать, сколько стоит товар, мы должны решить задания. Цена зашифрована на карточках.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
Варианты ценников
7 – 3 4 + 4 6 – 2
Каждая команда по списку покупок находит нужный товар, выполняет вычислительные действия.
Воспитатель. Отсчитайте из своих кошельков нужную сумму.
Обязательно ребята после оплаты нужно взять чек.
Если вы сохранили чек, и время гарантии не истекло, вы имеете право:
• Обменять некачественный товар на качественный.
• Позволить продавцу устранить дефект или оплатить ремонт.
• Вернуть вещь, взять деньги.
Воспитатель обращает внимание детей на игровое пособие «Волшебный круг» (технология Круги Луллия)
Игра «Полочки»
Используется 3 круга пособия: на 1 и 3 круге расположены карточки с различным количеством товара, 2 круг пустой. Необходимо на 2 круг поставить знаки>, <, =. Объяснить свой выбор.
Воспитатель. Посмотрите, мы видим на витрине (круге) разные товары.
Определите, на какой полочке больше, а на какой меньше товара.
Дети по очереди расставляют нужные знаки, объясняют свой выбор.
Игровая ситуация «Распродажа»
Воспитатель подводит детей к столу, на котором расположены различные предметы (как хорошего качества, так сломанные или грязные).
Посмотрите, ребята, здесь устроили распродажу. Распродажа – торговля товарами низкого или сезонного спроса по сниженным ценам.
У вас остались деньги, может вы захотите, еще что-нибудь добавить к своим покупкам.
Дети рассматривают товары, определяют, что некоторые испорченные, а некоторые хорошие, но они им не нужны в данный момент.
Да, ребята на распродажах можно купить некачественный товар, и тогда вы потеряете заплаченные деньги. Но можно приобрести и хороший товар за низкую цену; возможно, сегодня он вам не пригодится, например, варежки вам не нужны летом, но они будут нужны вам зимой.
Коллективно приходят к выводу, что на распродажах надо быть очень внимательными, хорошо подумать прежде, чем совершить покупку.
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Воспитатель организует беседу с обсуждением.