Автор: Малевич Светлана Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Отрадное
Организация: МБУДО "Центр внешкольной работы" г. Отрадное
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Дополнительная общеразвивающая программа "Финансовая копилка"

 

Пояснительная записка

 

Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и направлена на повышение финансовой грамотности учащихся.

Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • Письма Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
  • Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федеральногого сударственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред.приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;
  • Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342.

Программа разработана на основе Методических рекомендаций Банка России по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях.

                                                                                                                                                                      

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентациив вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионныхпрограмм может создавать дополнительные проблемы у населения.

 

Отличительные особенности

Программа «Финансовая копилка» предназначена для возрастной группы 15-17 лет.

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

 

Педагогическая целесообразность

В программе используется подход проблемного обучения, личностно-ориентированный подход, практико-ориентированные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач

В основе данной программы лежит комплекс практических занятий, проектная деятельность, деловые игры и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

•        принцип свободы действия, мнений, традиций;

•        принцип равных возможностей;

•        принцип ориентации на успешную деятельность.

 

Цель программы - формирование специальныхкомпетенций в области

управления личнымифинансами у учащихся школ( 9-11 класс).

 

Задачи.

Обучающие:

  • научить различать экономические явления и процессы общественной жизни
  • научить различать сферы применения различных форм денег
  • научить формулировать финансовые цели и пр.
  • приобретение первичного профессионального опыта в области экономии, финансов и денежного обращения;
  • обучение основам работы над проектом и его оформлением;

Развивающие:

  • Развитие интереса к экономической и финансовой деятельности
  • Развитие финансовой грамотности
  • Развитие индивидуального, образного и логического мышления
  • Формирование мировоззрения и индивидуального стиля умственной деятельности

Воспитательные:

  • Привнести опыт коллективного сотворчества и сформировать навыки коммуникативных умений и сотрудничества в ходе проектной деятельности
  • Воспитание социальной компетентности в сфере деятельности человек-человек.
  • Воспитать навыки самостоятельности и ответственности
  • Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим индивидам

 

         Возраст обучающихся:

 

Программа предназначена для детей 15 – 17 лет

Отбора детей для обучения по данной программе не предусмотрено.

 

Срок реализации программы

Программа краткосрочная, всего- 12 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.

 

Форма занятий

Форма организации деятельности обучающихся на занятии– групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая.

Форма обучения– очная.

Формы проведения занятий– аудиторные: учебное занятие (лекционные, деловые игры, презентации, мини-исследования, практикумы, обработка информации).

Основной тип занятий – практикум, в ходе которого обучающиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков.   Темы занятия определяются приобретаемыми навыками. Каждая тема  начинается с постановки задачи – характеристики работы, которую нужно будет выполнить обучающимся, далее объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на этом этапе и отводится время для практической работы.

Занятия включают лекционную и практическую части. Теоретическая и прикладная части программы изучаются параллельно, чтобы сразу же закрепить теоретические вопросы на практике.

Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся.

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты изучения программы:

• сформированность у учащегося гражданской позиции как активногои ответственного члена российскогообщества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственногодостоинства, осознанно принимающего традиционные национальны и общечеловеческие гуманистическиеи демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии

с общечеловеческими ценностямии идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности;

• готовность и способность учащегося к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивацияк раскрытию лидерских и предприни-

мательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывномуобразованию как условию успешнойпрофессиональной и общественнойдеятельности;

• ответственное отношение к созданиюсемьи на основе осознанного принятия

ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оцениватьи аргументировать собственную точку

зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее наоснове целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

 

Метапредметные результаты изучения программы:

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебныхдействий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новыезадачи в учебе и познавательнойдеятельности, развивать мотивыи интересы своей познавательнойдеятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решенияфинансовых задач;

• умение соотносить свои действияс планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро-

вать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;

• формирование навыков принятиярешений на основе сравнительногоанализа финансовых альтернатив,планирования и прогнозированиябудущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

 

2. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и делать

выводы на примере материалов данного курса;

• умение создавать, применятьи преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения задачданного курса;

• находить и приводить критическиеаргументы в отношении действийи суждений другого; спокойно иразумно относиться к критическимзамечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать ихкак ресурс собственного развития.

 

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникациюкак со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательнойорганизации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловойкоммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетенции),навыков работы со статистической,фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работув условиях реального, виртуального

и комбинированного взаимодействия.

 

Предметные результатыизучения программы:

Обучающийся  научится:

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребно-

стей человека;

• различать экономические явленияи процессы общественной жизни;

• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

правоотношениями в области личныхфинансов;

• объяснять проблему ограниченностифинансовых ресурсов;

• различать сферы применения различных форм денег;

• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

различать виды ценных бумаг;

• находить, извлекать и осмысливатьинформацию правового характера

относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных

источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

• разумному и безопасному финансовомуповедению;

 

Учебно-тематический план

 

Занятие

Тема занятия

Количество часов (12)

Форма подведения итогов

всего

теория

практика

1

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.

2

2

-

Опрос тестирование

2

Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками

2

-

2

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

3

Практикум: изучаем депозитный договор

2

-

2

Проверка выполненных заданий, опрос

4

Мини-проект: Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов

2

-

2

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

5

Решение задач по теме

2

-

2

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

6

Итоговое занятие:

Интеллектуальное соревнование «Финансовые ребусы»

2

-

2

Анализ  выполненных работ,

Подведение итогов соревнования и определение победителей

Итого

12

2

10

 

             

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

 

Темы программы

Форма занятий

Приемы и методы

организации

ОП

Дидактическое/

техническое

оснащение занятий

Формы подведения итогов

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.

Комбинированное занятие: лекция и тестирование

словесные, наглядные, практические

компьютер, проектор, дидактическая литература, раздаточный материал, презентации по теме

Опрос тестирование

Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками

Комбинированное занятие: лекция и тестирование

словесные, наглядные, практические

компьютер, проектор, дидактическая литература, раздаточный материал, презентации по теме

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

Практикум: изучаем депозитный договор

практические занятия, беседа

словесные, наглядные, практические

Компьютер, проектор, практические задания

Проверка выполненных заданий, опрос

Мини-проект: Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов

практические занятия, беседа

словесные, наглядные, практические

компьютер, проектор, дидактическая литература, раздаточный материал, презентации по теме

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

Решение задач

Практическое занятие

практические

Дидактический материал

Проверка выполненных работ, разбор ошибок

Итоговое занятие:  Интеллектуальное соревнование «Финансовые ребусы»

Комбинированное занятие

словесные, наглядные, практические

Компьютер, проектор.

Анализ  выполненных работ,

Подведение итогов соревнования и определение победителей

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

Материально-технические

Занятия с детьми по программе проводятся в отдельном помещении, отвечающем стандартам безопасности и гигиены. Помещение должно быть уютным, так чтобы ребёнок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо хорошее освещение, поскольку некоторые занятия проводятся в вечернее время.

Также необходимы:

Средства обучения

Перечень оборудования

 

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Количество

шт.

Столы ученические

8

Стулья

16

Бумага офисная белая

2 уп.

Маркеры для доски

2 уп.

Магнитная стиральная щетка для маркерной доски

1 шт.

Набор магнитов

10 шт.

 

 

Перечень технических средств обучения

 

Наименование технических средств обучения

Количество

шт

проектор с рулонным экраном, или со смарт-доской

1

доска магнитно-маркерная поворотная

1

МФУ лазерный

1

компьютер

1

 

 

 

Список литературы

Для педагога:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениямиот 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
  3.  Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федеральногого сударственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образованияwww.fgosreestr.ru;
  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования www.fgosreestr.ru;
  6. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342.

 

Для обучающихся:

 

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
  3. А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;
  4. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

      5) Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

      6) Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;

      7) Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;

      8) Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;

      9) Н.И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.

 

 

Интернет – ресурсы

  1. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
  2. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru
  3. Федеральная налоговая служба www.nalog.ru
  4. Пенсионный фонд РФ www.pfrf.ru
  5. Роспотребнадзор  www.rospotrebnadzor.ru
  6. Портал Ваши финансы https://vashifinancy.ru/
  7. Ассоциация развития финансовой грамотности https://fincubator.ru/
  8. Хочу Могу Знаю https://хочумогузнаю.рф/
10 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий