Пояснительная записка
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность и направлена на повышение финансовой грамотности учащихся.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе:
Программа разработана на основе Методических рекомендаций Банка России по разработке и реализации программы курса «Основы финансовой грамотности» в общеобразовательных организациях.
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентациив вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионныхпрограмм может создавать дополнительные проблемы у населения.
Отличительные особенности
Программа «Кредиты и займы» предназначена для возрастной группы 15-17 лет.
Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
Педагогическая целесообразность
В программе используетсяподход проблемного обучения, личностно-ориентированный подход, практико-ориентированные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач
В основе данной программы лежит комплекс практических занятий, проектная деятельность, деловые игры и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
Принципы, лежащие в основе программы:
• принцип свободы действия, мнений, традиций;
• принцип равных возможностей;
• принцип ориентации на успешную деятельность.
Цель программы - формирование специальныхкомпетенций в области
управления личнымифинансами у учащихся школ( 9-11 класс).
Задачи.
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Возраст обучающихся:
Программа предназначена для детей 15 – 17 лет
Отбора детей для обучения по данной программе не предусмотрено.
Срок реализации программы
Программа краткосрочная ,всего- 12 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Форма занятий
Форма организации деятельности обучающихся на занятии– групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая.
Форма обучения– очная.
Формы проведения занятий– аудиторные: учебное занятие (лекционные, деловые игры, презентации, мини-исследования, практикумы, обработка информации).
Основной тип занятий – практикум, в ходе которого обучающиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков. Темы занятия определяются приобретаемыми навыками. Каждая тема начинается с постановки задачи – характеристики работы, которую нужно будет выполнить обучающимся, далее объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на этом этапе и отводится время для практической работы.
Занятия включают лекционную и практическую части. Теоретическая и прикладная части программы изучаются параллельно, чтобы сразу же закрепить теоретические вопросы на практике.
Важной составляющей каждого занятия является самостоятельная работа обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты изучения программы:
• сформированность у учащегося гражданской позиции как активногои ответственного члена российскогообщества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственногодостоинства, осознанно принимающего традиционные национальны и общечеловеческие гуманистическиеи демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностямии идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности;
• готовность и способность учащегося к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивацияк раскрытию лидерских и предприни-
мательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывномуобразованию как условию успешнойпрофессиональной и общественнойдеятельности;
• ответственное отношение к созданиюсемьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оцениватьи аргументировать собственную точку
зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее наоснове целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты изучения программы:
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебныхдействий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новыезадачи в учебе и познавательнойдеятельности, развивать мотивыи интересы своей познавательнойдеятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решенияфинансовых задач;
• умение соотносить свои действияс планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы на примере материалов данного курса;
• умение создавать, применятьи преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения задачданного курса;
• находить и приводить критическиеаргументы в отношении действийи суждений другого; спокойно иразумно относиться к критическимзамечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать ихкак ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникациюкак со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательнойорганизации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловойкоммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетенции),навыков работы со статистической,фактической и аналитической финансовой информацией;
• координировать и выполнять работув условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия.
Предметные результатыизучения программы:
Обучающийся научится:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребно-
стей человека;
• различать экономические явленияи процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практическиезадания по анализу состояния личныхфинансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индексапотребительских цен;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи;анализировать структуру семейного
бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды кредитов и сферу ихиспользования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению.
Учебно-тематический план
Занятие |
Тема занятия |
Количество часов (12) |
Форма подведения итогов |
||||||
всего |
теория |
практика |
|||||||
Кредиты и займы |
|
||||||||
1 |
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования |
2 |
2 |
- |
Опрос тестирование |
|
|||
2 |
Как читать и анализировать кредитный договор. |
2 |
- |
2 |
Анализ выполненной работы |
|
|||
3 |
Практикум: кейс «Покупка автомобиля» |
2 |
- |
2 |
Анализ выполненной работы |
|
|||
4 |
Мини-исследование: Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного кредитования |
2 |
- |
2 |
Проверка выполненных работ, разбор ошибок |
|
|||
5 |
Решение задач |
2 |
- |
2 |
Проверка выполненных работ, разбор ошибок |
|
|||
6 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
2 |
Анализ выполненных работ, диагностический опрос |
|
|||
Итого |
12 |
2 |
10 |
|
|
||||
Методическое обеспечение программы
Темы программы |
Форма занятий |
Приемы и методы организации ОП |
Дидактическое/ техническое оснащение занятий |
Формы подведения итогов |
Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования |
Комбинированное занятие: лекция и тестирование |
словесные, наглядные, практические |
компьютер, проектор, дидактическая литература, раздаточный материал, презентации по теме |
Опрос тестирование |
Как читать и анализировать кредитный договор. |
Комбинированное занятие: лекция и тестирование |
словесные, наглядные, практические |
компьютер, проектор, дидактическая литература, раздаточный материал, презентации по теме |
Опрос тестирование |
Практикум: кейс «Покупка автомобиля» |
Практическое занятие |
словесные, наглядные, практические |
Компьютер, проектор, дидактическая материал – кейс «Покупка автомобиля» |
Анализ выполненной работы |
Мини-исследование: Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного кредитования |
Практическое занятие |
словесные, наглядные, практические |
Компьютер, проектор, дидактическая материал |
Проверка выполненных работ, разбор ошибок |
Решение задач |
Практическое занятие |
практические |
Компьютер, проектор, дидактическая материал |
Проверка выполненных работ, разбор ошибок |
Итоговое занятие. |
Комбинированное занятие |
словесные, наглядные, практические |
Компьютер, проектор. |
Анализ выполненных работ, диагностический опрос |
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические
Занятия с детьми по программе проводятся в отдельном помещении, отвечающем стандартам безопасности и гигиены. Помещение должно быть уютным, так чтобы ребёнок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо хорошее освещение, поскольку некоторые занятия проводятся в вечернее время.
Также необходимы:
Средства обучения
Перечень оборудования
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) |
Количество шт. |
Столы ученические |
8 |
Стулья |
16 |
Бумага офисная белая |
2 уп. |
Маркеры для доски |
2 уп. |
Магнитная стиральная щетка для маркерной доски |
1 шт. |
Набор магнитов |
10 шт. |
Перечень технических средств обучения
Наименование технических средств обучения |
Количество шт |
проектор с рулонным экраном, или со смарт-доской |
1 |
доска магнитно-маркерная поворотная |
1 |
МФУ лазерный |
1 |
компьютер |
1 |
Список литературы
Для педагога:
Для обучающихся:
5) Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;
6) Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;
7) Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;
8) Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;
9) Н.И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.
Интернет – ресурсы