Автор: Малевич Светлана Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Отрадное
Организация: МБУДО "Центр внешкольной работы" г. Отрадное
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Конспект занятия "Личный финансовый план"

 

Тема занятия: « Личный финансовый план»

Дата проведения: 24.02.2022

Состав учебной группы:10 человек, из них 3 девочки, 7 мальчиков, 10 класс

Цель учебного занятия: Развитие у школьников практических навыков обращения с личными финансами.

Задачи:

  • Обсудить привычные для ребенка ситуации, связанные с деньгами;
  • Научить осознанно выявлять ситуации, требующие финансового решения;
  • Научить оценивать последствия финансовых решений;
  • Обучить основам личного финансового планирования.

Форма учебного занятия: финансовая игра

Фома организации работы: индивидуальная

Образовательные технологии: проблемное обучение

Материально-техническое оснащение занятия:

Предполагается, что во время игры дети сидят на стульях. Также для удобства ведения записей детьми необходимы столы или планшеты для бумаги с зажимом, блокноты или распечатанные бланки участников по количеству игроков.Для ведения записей нужны ручки или карандаши.

Для проведения игры не требуется дополнительного реквизита, однако наличие проектора является преимуществом, поскольку в этом случае можно демонстрировать презентацию, иллюстрирующую каждую игровую ситуацию, что сделает мероприятие более интересным для детей.

План занятия:

      1. Вступление. Ведущий рассказывает правила игры и определяет тайминг.
      2. Ведущий зачитывает поочередно каждую игровую ситуацию, просит детей сделать выбор и записать его на листе бумаги, либо в готовом бланке формы участника
      3. Подведение итогов. Ведущий зачитывает расшифровку результатов для каждой игровой ситуации. Дети отмечают финансовый результат рядом с каждой ситуацией и подсчитывают сумму.
      4. Ведущий озвучивает, какой минимальный и максимальный финансовый результат можно получить в игре, предлагает детям озвучить свой результат.
      5. Ведущий объясняет базовые понятия личного финансового планирования, опираясь на результаты игры.

Ход занятия:

Необходимо обозначить участникам игровую ситуацию, в которой они находятся.

Представьте, что родители выдают Вам 50 рублей каждый будний день на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 30 руб., Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся 20 рублей можете использовать на свое усмотрение.

Также дома у Вас есть копилка, в которой лежит 500 рублей – деньги, оставшиеся со дня рождения.

Игра длится одну игровую неделю. Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение игровой недели (по 2-3 ситуации за день), и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них. Предполагается, что у Вас в каждой игровой ситуации есть достаточное количество денег для того, чтобы выбрать любой из предложенных вариантов ответа.

На листе бумаги или бланки участника  необходимо будет отмечать порядковый номер игровой ситуации, ее краткое название и рядом – выбранный Вами вариант ответа.

Не нужно угадывать правильный вариант ответа, отвечайте так, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.

Основной этап игры – инструкция игротехникам

Для эффективного проведения игры необходимо, чтобы участники не догадывались о том, что в игре можно копить деньги. Не сообщайте участникам цель игры, напротив, обратите их внимание на то, что отвечать нужно честно, как бы они поступили на самом деле в каждой ситуации.

Игротехник зачитывает номер игровой ситуации и предложенный текст, а также варианты ответа. Участники отмечают номер ситуации и выбранный вариант ответа.

Подведение итогов

Игротехник зачитывает расшифровку ситуаций и просит участников отметить рядом с каждой ситуацией свой результат в рублях.

Прибавьте к своему результату:

    • 100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 30 рублей)
    • И еще 500 рублей, которые были в копилке

Итого, Вы получите количество денег в копилке по итогам недели.

Участники подсчитывают, сколько у них по итогам недели денег. Для справки можно сообщить им следующую информацию:

  • Если ничего не делать и отрицательно отвечать на все вопросы, то за эти 7 дней накопится 100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 30 рублей). В копилке будет 600 рублей.
  • Максимальный проигрыш: минус 280 рублей (380-100). В копилке останется 220 рублей. Итог: еще одна такая неделя и в копилке будет пусто!
  • Максимальный выигрыш: плюс 410 рублей (100+310). В копилке: 910 рублей. Если продолжать в том же духе, то еще через три недели в копилке будет более 2000 рублей!

Участники могут поднять руку и озвучить свой результат.

Далее предлагаем обсудить результаты игры с участниками следующим образом:

Каждая ситуация, в которой Вы имеете дело с деньгами, пусть с небольшими суммами, должна рассматриваться Вами как финансовая ситуация. А решение, которое Вы в ней принимаете – как финансовое решение.

Как Вы убедились из игры, даже за одну неделю, принимая финансовые решения относительно расходов и экономии мелких сумм денег, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.

Помимо денег Вы теряете или наоборот укрепляете свою репутацию финансово грамотного человека в глазах друзей, родителей и других людей.

Подведение итогов занятия

Итак, для того чтобы накопить деньги, нужно:

  1. Иметь цель. Примеры целей: получить новые знания, освоить дополнительные предметы (курсы английского языка/ программирования, театральная/художественная студия, студия вокала, платные спортивные секции), совершить путешествие, пойти на концерт любимой группы, сходить в кафе/ресторан, приобрести желанную вещь (телефон, часы, аксессуары, косметика, одежда), потратить деньги на хобби (купить гитару, фотоаппарат, скейт), сделать приятное близкому человеку (купить духи маме на день рождения).

Важно: а) цель должна быть привлекательной лично для Вас; б) цель должна ставиться на определенный горизонт (месяц, полгода, год). Если у вас несколько целей, необходимо расставить приоритеты и рассчитать, какую цель необходимо достичь в первую очередь, а какая может быть реализована позже.

  1. Далее есть только 2 пути накопить деньги: а) Увеличить приход денег, б) Сократить расход денег.

Как заработать больше денег:

- платные услуги для соседей/знакомых (вынести мусор, купить что-то и принести домой, помыть машину, , присмотр за домашними животными, помощь в уборке помещений и пр.). Следует, отличать ситуации заработка от ситуаций, когда мы предлагаем свою помощь бесплатно тем, кто в ней по-настоящему нуждается, например, пожилым людям.

- что-то производить и продавать (слаймы, украшения из бисера, лимонад, вязаные вещи);

- продать что-то ненужное (пример со спиннером из игры);

- по возможности, на праздники выбирать не подарок, а деньги;

- некоторые работодатели предлагают официальное трудоустройство с 14 лет с письменного согласия одного из родителей, например, возможно получится устроиться почтальоном, няней, аниматором, промоутером, работать на автозаправке, ухаживать за придомовыми территориями, собирать урожай и т.д.

Обратите внимание, что любые варианты дополнительного получения денег должны согласовываться с родителями. Работа не должна мешать Вашему образованию.

Теперь давайте обсудим, как мы теряем деньги. Ведьсамый простой способ накопить больше денег – свести к минимуму свои финансовые потери.

Для этого необходимо сократить незапланированные (импульсивные) расходы: приходить в магазин только со списком необходимых покупок и строго его придерживаться; не носить с собой денег больше, чем вы хотели бы потратить.

 

Список литературы:

  1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;
  2. А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;
  3. Центральный Банк Российской Федерации www.cbr.ru
  4. Министерство финансов РФ www.minfin.ru/ru

 

 

13 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий