Семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт.
В отличие от экономического воспитания в дошкольном учреждении, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
В детском саду в ходе образовательной деятельности мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, дети знакомятся со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, цена, и этическими: честность, щедрость, экономность. Но поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому педагогам чрезвычайно важно при изучении темы не касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи.
Именно поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Только объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания.
В процессе организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности мы стараемся обеспечить педагогическую поддержку семьи.
А именно: организуем совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.
Это реализуется через:
- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста», «Ребенок и финансы» и др.);
- досуговые формы: выставки совместного творчества («Семейный бюджет», «Волшебный мир финансов»), создание мини музея в группе «Деньги прошлого и настоящего».
Стараемся содействовать повышению компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности дошкольников:
- с помощью аналитических форм взаимодействия, таких как анкетирование, личные беседы, анализ мнений и запросов, оказание адресной индивидуальной помощи семьям;
- через познавательные формы взаимодействия: совместные занятия («История возникновения денег», «Волшебные помощники»), «домашние задания» (рассказать о своей профессии, работе, основных должностных функциях), экскурсии с детьми и родителями (в банк, магазин «Игрушки»).
С целью создания условий для творческой самореализации родителей и детей, мы планируем осуществлять педагогическое партнерство, т.е. общение «на равных» через:
- досуговые и познавательные формы: совместные праздники, театрализация на экономические темы, проекты («Что такое деньги?»), фотовыставки («Мы пришли в банк»), аукцион знаний («Как накопить на любимую игрушку?»)
встреча с интересным человеком («Мой папа работает в банке», «Профессия «продавец» и др.), создание РППС в группе и дома (помощь в изготовлении пособий («Гном Эконом», банкомат), атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр «Покупки», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Доход или расход?», «Реклама – хорошо или плохо?». «Кому что нужно для работы»), смотры-конкурсы («О доходах и расходах», «Моя копилка»), выставки семейных реликвий и коллекций («Старинные монеты», «Купюры и монеты разных стран»).
Организуя работу по взаимодействию с семьями воспитанников, мы ненавязчиво ставим перед ними задачу познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:
- кто и как зарабатывает деньги в семье,
- как формируется семейный бюджет,
-как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое,
- как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок,
- как научиться экономить деньги.
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.
При создании планирования работы по взаимодействию детского сада и семьями воспитанников по данному направлению, мы поставили перед собой следующие задачи:
Способствовать стимулированию мотивации родительской активности.
Способствовать формированию у родителей практических навыков через активные формы взаимодействия.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов.
Организовать совместную деятельность по созданию условий для становления финансовой грамотности ребенка-дошкольника
При реализации работы по взаимодействию с семьями воспитанников мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
2.Принцип открытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто»:
- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников»;
- разъяснили специфику образовательной деятельности по данной программе;
- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;
- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;
- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.
3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей.
4. Принцип доброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
5. Принцип динамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.
Для реализации Программы мы определили планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.
- Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников
- Осознают необходимость взаимодействия с семьей
Когнитивный компонент
Знают психофизические особенности детей
Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье.
Деятельностно-поведенческий компонент
Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами
Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей
Рефлексивный компонент
Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов
Формируют установки на доверительное без оценочное взаимодействие с родителями.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность (С.В.Глебова)