В современном мире невозможно жить и чувствовать себя комфортно, совсем не разбираясь в финансовой сфере. Ведь каждый человек окружен денежными отношениями со всех сторон. И от его граммотности , в немалой степени,зависит комфорт, душевное равновесие и благополучие. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит знакомить детей с понятиями "деньги", "бюджет", "покупки" и т.п. , в доступной для них форме и объеме. Обыыгрывая различные ситуации, мы можем смоделировать план поведения, варианты выхода из них. Разобраться в непонятных значениях слов и действий. Играя, ребенок сам не замечая этого, учится новому легко и с энтузиазмом. В игре не страшно ошибиться, можно «переиграть» и найти именно подходящий вариант действий. Так мы формируем основу на будущее. А проходя квесты, дети решают задачи командой, что еще и учит совместной работе. Мы сильны, когда вместе. Именно поэтому я выбрала квест.
Квест « По дороге к магазину»
Категория обучающихся: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Цель: повышение уровня финансовой грамотности дошкольников.
Задачи:
- закреплять понимание экономических категорий «доход», «деньги», «расходы»;
- развивать элементарные математические представления, мышление.
Форма организации: групповая.
Место проведения: площадка детского сада.
Материалы: кошелек с монетами достоинством в 1 рубль (бумажные), сумка, игрушки, билеты в цирк, муляжи продуктов, импровизированный магазин, лоток с дарами огорода, спортивный инвентарь - канат, эстафетная палочка, мячи.
Герои: незнакомец, старушка, клоун, лоточница, продавец магазина, ведущий соревнований.
Ход мероприятия.
Воспитатель:
-Дети, вы любите своих мам? Хотите помочь?
Ответы детей…
Воспитатель:
Я рада, что вы растете внимательными и заботливыми. Сегодня одна из мам собралась готовить борщ. Но не все продукты у нее есть. Вам нужно будет сходить в магазин, и купить недостающие овощи. Мама дала нам список продуктов и примерную стоимость их. Что кроме списка нам нужно для похода в магазин?
Ответы детей..( деньги)
Воспитатель:
- Конечно, за продукты нужно будет платить. Вот наш кошелек и в нем монетки по 1 рублю. Всего их 10.
Дети с воспитателем выбирают ответственного за сохранность кошелька. Повторяют правила поведения на улице (правила дорожного движения, поведения в общественных местах, общение с незнакомцами).
Остановка «Незнакомец»
Дети начинают движение, но вдруг путь им преграждает загадочный незнакомец .
Незнакомец:
- Я не пропущу вас дальше. Мне скучно и я хочу поиграть с вами. Я загадаю вам загадки и если вы отгадаете – тут же пропущу . Если же нет – то придется заплатить за проход. Согласны?
Ответы детей.
Незнакомец читает загадки:
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем.
За них взамен хоть что бери,
Кроме чести и любви. (Деньги)
Маленька,
Кругленька,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна. (Монета)
Она рубль бережёт. ( Копейка)
Если хочешь в магазине,
Ты купить, к примеру, сок.
Отправляясь за покупкой,
Возьми с деньгами…(кошелек)
Хочешь что то ты купить-
Нужно деньги заплатить.
На товаре быть должна
Всегда указана…(цена)
Ответы детей.
Отгадывают и незнакомец их пропускает.
Воспитатель:
Какие ж вы у меня умные, все отгадали и деньги в кошельке сохранили. Идем скорее дальше.
Дети проходят дальше и видят сидящую на лавочке старушку, торгующую разной всячиной.
Остановка « Расходы»
Старушка:
- Не проходите мимо, ребятки. Посмотрите сколько у меня интересных вещиц. Может вам, что то нужно? Продаю недорого.
У старушки имеются пистолеты, куколки, сумки, мыльные пузыри…Воспитатель наблюдает за поведением детей и прислушивается к их комментариям. Ненавязчиво вступает в обсуждение предложения старушки и напоминает цель их похода. Дает понять , что они могут потратить деньги на неразумные ( лишние) расходы, а на продукты для борща может не хватить( обязательные расходы)
Воспитатель:
- А вот сумки для продуктов у нас нет, и это желательная покупка (расход). Дети спрашивают у старушки стоимость (1 рубль), покупают и отправляются дальше.
Дальше им встречается клоун. Вид у него уставший.
Остановка «Доход»
Клоун:
- Здравствуйте, ребята. Вы не могли бы мне помочь? В цирке сегодня начинаются представления и мне надо раздать как можно больше пригласительных. Я вам за это дам бесплатно билеты на представление.
Дети соглашаются, раздают окружающим пригласительные и получают от клоуна вознаграждение - билеты в цирк.
Остановка «Спортивная»
Продолжая двигаться в сторону магазина, ребятня проходит мимо спортивной площадки, где идут соревнования. Участвовать может любой, и воспитатель предлагает им попробовать свои силы.
Проходят командные игры по перетягиванию каната, эстафета, метание в цель..
Воспитатель:
- Поиграли, а теперь пора в путь.
Дети идут дальше и видят торговый лоток, где как раз продают овощи. Продавец зазывает их, расхваливает свой товар и говорит, что у него дешевле чем в магазине.
Остановка « Выбор и расчет»»
Воспитатель:
- Мама ведь в списке написала нам стоимость каждого продукта. Давайте сверим цены и подумаем где нам выгоднее купить.
Сверяют и решают, купить помидоры ( в магазине они стоят 4 рубля, а на лотке 3 рубля) и морковь ( в магазине- 3 рубля, на лотке -2 рубля) с лотка.
Продолжают движение.
Остановка «Магазин»
Воспитатель
- Вот мы с вами и в магазине. Давайте купим недостающие овощи.
Педагог зачитывает список. Выясняется, что осталось купить капусту и лук. На это они тратят еще: 2 рубля на капусту и 1 рубль на лук. Складывают покупки в прочную сумку, купленную у старушки и возвращаются в начало пути. Там педагог передает продукты маме и обсуждает поход в магазин с детьми.
Обращается внимание на разумно потраченные деньги и сохранение бюджета ( ведь мама дала 10 рублей, а они потратили 9 рублей). Да еще у них и доход – бесплатные билеты в цирк! (цирковое представление можно организовать в другой день силами педагогов и воспитанников сада)