Данный материал могут использовать в своей работе педагоги дошкольных учреждений. Содержание занятия носит интегрированный характер и даст маленьким дошколятам первичные элементарные экономические представления о том, что нужно сделать, чтобы открыть магазин. С помощью известных и любимых всеми героев из мультфильма «Дядя Федор, Пес и Кот» в игровой форме они научатся устанавливать взаимосвязь между ценой, качеством товара и затратами на его изготовление; а также узнают цену взаимовыручки, трудолюбия, дружбы и доброты.
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности «Путешествие в Простоквашино»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений о том, что нужно сделать, чтобы открыть магазин.
Задачи:
1. Образовательные:
Познавательное развитие:
Закреплять полученные ранее знания детей о разновидностях магазинов, развивать умение классифицировать предметы по общим признакам;
Социально-коммуникативное развитие:
Учить детей осознавать взаимосвязь понятий между ценой, качеством товара и затратами на его изготовление;
Дать детям представление о рекламе и ее видах;
Речевое развитие:
Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара;
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы;
2. Развивающие:
Развивать речевую активность детей, внимание, логическое мышление, эстетические чувства и художественный вкус;
3. Воспитывающие:
Воспитывать социально-нравственные качества: рациональность, трудолюбие, отзывчивость, чувство дружбы и умение договариваться между собой.
Обогащение словаря: специализированный магазин, Супермаркет, благотворительность.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, музыкальный центр, слайды для занятия, запись музыкального сопровождения: звук электрички, музыка из м/ф «Трое из Простоквашино», спокойная музыка для творческого задания), две полки с обозначениями (картинками) для овощного и молочного товара, продуктовая тележка, бутафорские продукты: «сливочное масло, молоко, сметана, йогурт, сыр», муляжи овощей: капуста, морковь, лук, перец, огурцы, хлебобулочные изделия в сетке, две магнитные доски, картинки хороших помидоров и плохих помидоров с ценой, картинки молока и сливочного масла с ценой, картинки двух витрин для магазина, клей по кол-ву детей, салфетки, картинки черно-белые и цветные с молочными и овощными продуктами, два стола, стулья по кол-ву детей с прикрепленными на обратную сторону спинки кружками («кнопками»), 5 кружков красного цвета и 5 кружков синего цвета, конверт с письмом от Печкина, посылка с сюрпризным моментом.
Ход занятия:
Дети входят в зал, садятся на стулья.
Вводная часть:
Педагог говорит, что пришло письмо из деревни Простоквашино от почтальона Печкина и зачитывает его: «Кот Матроскин с Шариком накопили немного денег и задумали открыть свой магазин. Но никак не могут договориться, с чего начать? Каким товаром торговать? Перессорились друг с другом, а так ничего и не решили. Срочно нужна ваша помощь!»
Воспитатель предлагает отправиться в Простоквашино на электричке и помочь Матроскину и Шарику. Для этого надо повернуться назад, нажать на стуле кнопочку и произнести слова:
Мы на кнопочку нажмем
И в деревню попадем!
Включается аудиозапись (со звуком) электрички.
Основная часть:
Звучит музыка из м/ф «Трое из Простоквашино», а на экране появляется Кот Матроскин с Шариком, которые спорят о том, какой магазин им открыть и что в нем продавать.
Проблемная ситуация «Какой магазин открыть?»
Педагог говорит, что магазинов очень много и все они разные. Какой товар продают в магазине, так магазин и называется. Воспитатель спрашивает у детей какие магазины они знают?
Ответы детей.
На экране появляется слайд (с изображением) Матроскина с коровой. Педагог задает вопросы детям: Чем можно торговать Матроскину, если у него есть корова? Как будет называться такой магазин?
Ответы детей.
На экране появляется слайд (с изображением) Шарика на огороде. Воспитатель задает вопросы детям: «Чем может торговать Шарик, если у него есть огород? Какой товар он может выращивать? Как будет называться такой магазин? Какой магазин посоветовали бы открыть нашим героям вы, чтобы они не ссорились?
Ответы детей.
Педагог рассказывает детям о специализированных магазинах, Гипермаркетах и Супермаркетах.
Дидактическая игра «Разложи товар»
В тележке лежит разный товар от Матроскина и Шарика (сметана, молоко, сгущенка, йогурт, сыр, сливочное масло, овощи (капуста, морковь, перец, лук, помидоры, огурцы) хлеб. Воспитатель предлагает детям разложить на одну полку товар для молочного магазина, а на другую – для овощного магазина.
Дети по одному выходят к тележке и выполняют задание. Если дети выбирают хлеб, то совместно с воспитателем определяют, что мы не можем его положить в наши отделы и оставляем его в тележке.
Словесное поощрение детей.
Обсуждение с детьми «Цены бывают разные и от чего они зависят»
Педагог говорит, что у каждого продукта есть цена. Далее пододвигает 2 магнитных доски с картинками. На одной доске изображены молоко – 2 руб., сливочное масло – 5 руб. (молочный отдел), на второй – вялые помидоры – 2 руб., хорошие помидоры – 4 руб. (овощной отдел) Воспитатель предлагает разложить в ряд предложенные товары от дешевого до дорогого в каждом отделе.
Дети отбирают нужный товар и располагает на магнитной доске в правильной последовательности.
Педагог задает вопросы: Какой самый дорогой товар в молочном отделе? Как вы считаете, почему? Почему одни помидоры дешевле других?
Ответы детей.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что цена зависит от качества товара и затрат на его изготовление.
Педагог предлагает детям научить наших героев считать деньги и разумно их тратить. Говорит, что это умение пригодится им в следующем задании, о котором они узнают, чуть позже.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один - оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец)
Дом, в котором мы живем.
Два - оплатим магазин. (отгибаем безымяный)
Три-оставим есть и пить (отгибаем средний палец)
Четвертая монетка – одежду купить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Важно правильно деньги распределить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
Дети повторяют за педагогом движения и слова.
Педагог спрашивает о чем говорилось в стихотворении.
Ответ детей.
Воспитатель говорит, что задача Матроскина с Шариком состоит в том, чтобы правильно распределить накопленные деньги по потребностям, не забывая выделять важные из них. Умение экономить и правильно распоряжаться деньгами пригодится сейчас нашим героям при выборе дома для магазина.
Проблемная ситуация «Выбери дом для магазина»
На экране изображения трех зданий: большое здание по цене 3 монеты, старое разрушающееся здание – 1 монета и аккуратное маленькое здание – 2 монеты..
Воспитатель говорит, что Шарик предлагает взять самое дешевое здание за 1 монету, чтобы меньше заплатить, а Матроскин считает, что надо взять самое большое здание за 3 монетки, он планирует завести еще одну корову и получать от нее вдвое больше молочных продуктов.
Педагог задает вопросы: А какое здание посоветовали бы взять нашим героям вы? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель говорит, что магазин открыли, но покупателей нет. Спрашивает у детей как можно помочь нашим героям привлечь к себе покупателей?
Ответы детей.
Беседа о рекламе и ее видах.
Педагог рассказывает детям о рекламе. На экране - наглядный материал по видам рекламы. Воспитатель рассказывает о видах рекламы и предлагает детям придумать слова для магазина Матроскина и Шарика.
Игровая ситуация «Расхвали товар»
Дети выполняют задание.
Творческое задание «Оформи витрину для магазина»
Далее педагог предлагает детям оформить витрины для молочного и овощного отдела. Для этого дети с помощью жеребьевки делятся на две команды. На подносе у воспитателя лежат вырезанные из цветной бумаги кружки. Дети выбирают круг. У кого кружки красного цвета - отправляются к столу оформлять витрину для молочного отдела, у кого-кружки синего цвета – идут к другому столу и оформляют витрину для овощного отдела.
На столах расположены заранее подготовленные витрины магазина, разные варианты украшений для нее (цветные и черно-белые картинки больших и маленьких размеров)
Педагог предлагает выбрать из них те, которые будут привлекательны для покупателей и наглядно отобразят, что продают в магазине Матроскина и Шарика. Выбранные украшения прикрепить на клей к витринам.
Дети по группам выполняют задание, затем воспитатель демонстрирует работы (на магнитной доске) и вместе с детьми проводит обсуждение.
Словесное поощрение детей.
На экране появляется Шарик с Матроскиным, которые ссорятся. Педагог объясняет детям, что наши герои получили свою первую прибыль и вновь спорят о том, что с ней делать.
Проблемная ситуация «Куда потратить прибыль?»
Матроскин предлагает «отложить» эти деньги «на потом» в банк. Они помогут им заработать много других монеток.
Шарик предлагает оказать на эти деньги помощь бездомным животным, т. е потратить их на благотворительность.
Воспитатель рассказывает детям, что такое благотворительность. Спрашивает у детей, на что бы посоветовали вы потратить им деньги.
Ответы детей.
Педагог говорит, что мы помогли Шарику с Матроскиным помириться и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого повернуться назад, нажать на кнопочку на стуле и произнести слова:
Давайте на кнопочку нажмем
И в детский садик попадем.
Аудиозапись электрички.
Заключительная часть:
Рефлексия
Педагог задает вопросы: Интересно ли мы сегодня провели время в Простоквашино?
Правильно ли мы сделали, что помогли Матроскину и Шарику? А в чем мы им помогли?
Вам было трудно? Где?
А в чем помогать вам было легко?
Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?
Ответы детей.
Стук в дверь. Появляется посылка от Матроскина и Шарика. Воспитатель говорит, что ни получили свою первую прибыль и прислали монеты, но не простые, а шоколадные.