Автор: Васильева Оксана Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: город Скопин
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 "Светлячок" муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Финансовая грамотность дошкольников – излишняя нагрузка на детей или актуальная необходимость современной действительности

 

Аннотация  

Методическая разработка содержит практический материал для формирования у родителей воспитанников старшего дошкольного возраста интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности: выступление педагога на собрании, анкета для родителей, буклет для родителей «Первые шаги к финансовой грамотности».

В приложении представлены игры и игровые упражнения, используемые в разработке.

 Материал предназначен педагогам ДОО, а также будет полезен всем, кого интересует проблема формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста и формы и методы работы с родителями дошкольников.

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Формирование у родителей интереса к обучению своих детей основам финансовой грамотности
  2. Объединение образовательного учреждения и семьи в создании условий для развития у ребенка  основ финансовой грамотности.

Форма проведения: деловая игра

 Участники: воспитатель, родители воспитанников

План проведения:

1.Первая часть. Вступление.

2. Основная часть. Деловая игра.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование родителей «Что вы знаете о финансовой грамотности?» (Приложение 1);

2. Беседа с детьми «Что это значит?» (Приложение 2);

3. Изготовление буклетов для родителей «Первые шаги к финансовой грамотности» (Приложение 3);

4. Разработка игрового упражнения «Семейный бюджет» (Приложение 4);

5.  Разработка игрового упражнения «Распредели бюджет» (Приложение 5);

6. Разработка игры «Чего не купить за деньги» (Приложение 6);

7.  Подбор видеоролика «Случай в магазине» (Приложение 7).

 Оборудование и материалы: три стола под номерами, стулья, магнитная доска, экран, проектор, магнитные картинки для игрового упражнения «Распредели бюджет», муляжи денег, наборы цветных карандашей, бумага, ножницы, ткань, мяч, видеоролик «Случай в магазине».

   Ход мероприятия

1 часть. Вступление

Педагог: Добрый день, уважаемые родители!

Тема нашего родительского собрания: «Финансовая грамотность дошкольников – излишняя нагрузка на детей или актуальная необходимость современной  действительности».

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его к взрослой жизни.  

Уважаемые родители,  на ваш взгляд, является ли  финансовая грамотность составляющей полезных знаний дошкольника? Ответ на вопрос я увижу, когда вы выполните следующее задание:

- Перед вами три стола, я попрошу  первый стол занять родителям, кто считает, что финансовой грамотности нужно учить детей, начиная с дошкольного возраста.

Второй стол для тех родителей, кто считает, что финансовой грамотности учить детей нужно, но в более взрослом возрасте.

Кто считает, что детей не очень важно научить финансовой грамотности, что они смогут грамотно распоряжаться финансами без особого обучения, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе, пройдите к третьему столу.

(родители занимают выбранные места, педагог не проводит анализ наполняемости столов)

  Педагог: Уважаемые родители!  Финансы, экономика и ребенок кажутся слишком далекими друг от друга.  Но наши малыши очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент беседы с детьми по теме финансовой  грамотности «Что это значит?» (Приложение2)».

 Мы видим, что многие экономические понятия у детей требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес или усвоены в искаженной форме. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие,  бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей.

Задача родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, правильно понимать и оценивать те явления окружающего, которые невольно вторгаются в его жизнь.

2  часть. Основная 

 Педагог: Уважаемые родители, предлагаю вам принять участие в Деловой  игре, чтобы познакомиться с методами, которые вы можете использовать, обучая ребенка финансовой грамотности в рамках семьи (родители за столом, перед ними муляжи денег, листы бумаги, маркеры, карточки с изображением предметов…)

1. Первое, что необходимо знать ребёнку, обучающемуся финансовой грамотности: это откуда берутся деньги.  Предлагаю игровое упражнение «Семейный бюджет» (Приложение 4).

Это не сложное игровое упражнение, поможет понять ребёнку, что деньги люди получают за свой  труд. Уважаемые родители, вспомните русские народные сказки, герои которых получают вознаграждение за свой труд (сказка Ш. Перро «Золушка», русская – народная сказка «Морозко», сказка Братьев Гримм «Госпожа Метелица»),прочтите эти сказки вашему ребенку.

2. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет «Случай в магазине» (Приложение 7).  Все мы, уважаемые родители, сталкивались с подобной ситуацией сами, и были невольными её свидетелями.

Чтобы не допускать подобного, необходимо как можно раньше познакомить ребёнка, на что тратится семейный бюджет, что расходы бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные).  Это можно сделать, используя следующий игровой прием: сегодня мы будем портными, перед вами ткань,  сделайте выкройку юбки, затем переверните ткань обратной стороной, сделайте  выкройку брюк. Возьмите ножницы и вырежете юбку, а затем вырежете брюки. Конечно, это невозможно, потому что отрез ткани один, и если мы изначально хотели выкроить две вещи, необходимо было заранее спланировать расположение кройки на ткани. Так и с деньгами. Учиться планировать бюджет нам поможет следующее игровое упражнение «Распредели бюджет» (Приложение 5). Его мы выполним все вместе на магнитной доске.  

Обсуждение итогов.

Уважаемые родители, давайте раскроим с вами вместе смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и т.д. Познакомьте с этими и подобными поговорками вашего ребенка дома.

Использование данных примеров, поможет вам объяснить малышу важность и необходимость распределять деньги так, чтобы хватало на все необходимые нужды, делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

 3. Уважаемые родители, мы видим, что некоторые команды, распределяя бюджет, потратили все деньги сразу, а у некоторых осталось на столах какое - то их количество. Как вы думаете, а куда можно потратить оставшиеся деньги?

Предполагаемые ответы родителей:

- можно на кино, прогулки;

- отпуск;

- можно копить.

Уважаемые родители, а на что можно копить деньги?

Ответы родителей

А еще деньги можно копить на мечту. У всех есть мечта. У детей они не так глобальны, как у взрослых, но тем не менее.

Вы, вернувшись с родительского собрания, спросите вашего ребёнка, какая у него мечта. Объясните, как её осуществить, и это будет тоже одним из уроков финансовой грамотности.

3. Релаксация

Уважаемые родители! Наше родительское собрание заканчивается, я предлагаю вам выйти в центр зала.

Игра «Чего не купить за деньги» (Приложение 6).

 Таким образом, мы не должны забывать - деньги далеко не все решают. Не стоит забывать, говоря с детьми на тему денег, что деньги творят добро, в руках хороших людей! «Мудрый человек держит деньги в голове, но не в сердце».

Уважаемые родители! Я вновь прошу первый стол занять родителям, кто считает, что финансовой грамотности нужно учить детей, начиная с дошкольного возраста.

Второй стол для тех родителей, кто считает, что финансовой грамотности учить детей нужно, но в более взрослом возрасте.

Кто считает, что детей не очень важно научить финансовой грамотности, что они смогут грамотно распоряжаться финансами без особого обучения, что рано или поздно сама жизнь станет учителем в этом вопросе, пройдите к третьему столу.

(обсуждение пересадки)

В заключение хотелось бы сформулировать основное правило, которое необходимо помнить любой семье: любая финансовая цель достижима, вопрос только в сроках и грамотном финансовом планировании.

 Предлагаю Вам буклеты (Приложение3), в которых мы подобрали картотеку мультфильмов, художественной литературы, интернет - игр для повышения  финансовой грамотности вашего ребенка.

Я благодарю Вас за конструктивную беседу, желаю всего самого доброго, до новых встреч!

Приложение 1

Анкета для  родителей «Что Вы знаете о финансовой грамотности?»

1.Что такое финансовая грамотность?

2. Знаете ли Вы, как составить бюджетный план на месяц, включающий все Ваши основные расходы, счета, долговые обязательства и необходимые средства для будущих покупок?

3. Составляете ли Вы список необходимых продуктов перед походом в супермаркет?

4. Знаете ли Вы, чем отличаются финансовые цели от желаний?

5.Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком?

6. Говорите ли Вы со своим ребенком о деньгах. Если да, то при каких обстоятельствах?

7. Знаете ли Вы, что существуют программы по обучению основам финансовой грамотности для дошкольников?

8.Хотели ли бы Вы, чтобы ваш ребёнок освоил одну из таких программ?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Беседа с детьми «Что это значит?»

Цель: выявить знания детей об экономических понятиях (деньги, банк, кредит, зарплата, ипотека).

Описание: ведущий задает вопросы детям. Ответы детей фиксируются.

Вопрос педагога:    «Что такое деньги?»

Ответы детей (6 – 7 лет):

- такие бумажки, на которых нарисованы цифры и ими можно платить в магазине. Бывают и железные;

- это такие бумажки, чтобы узнать, что настоящие, нужно смотреть на свет, так не видно. Потому что можно перепутать настоящие деньги с не настоящими. А если не настоящие, ты ничего не купишь;

- деньги, это бумажки разрисованные, которые платят, когда заходят  в магазин и что – то покупают.

Вопрос педагога:    «Что такое банк?»

Ответы детей (6 – 7 лет):

-  большой такой как дом, там деньги снимают;

- там кредит все платят;

- там есть автомат, деньги можно снимать, но когда потом заработаешь, их нужно прийти и положить опять туда.

Вопрос педагога:    «Что такое кредит?»

Ответы детей (6 – 7 лет):

- его дают людям, когда у них нет денег;

- его трудно назад отдать всегда.

Вопрос педагога:    «Что такое зарплата?»

Ответы детей (6 – 7 лет):

- маме дают на работе;

- это такие деньги, их дают всем, кто ходит каждый день на работу;

- бывает очень большая, а бывает маленькая. Маленькая – это плохо и все ругаются.

- когда получают, можно все покупать: игрушки там, жвачку.

- её надо ждать долго.

Приложение 3

Буклет  для родителей

«Первые шаги к финансовой грамотности»

Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? -

https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. -

https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. -

https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. -

https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. -

https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. -

https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата -

https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

 

Серия игр «Рубль и Копеечка:  поиграем  в  экономику»

-  Электронный  ресурс:

https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah   

Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ

  –  Электронный  ресурс:

http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf   

Комикс «История о рублике и его друзьях»

–  Электронный  ресурс:

https://www.fingram39.ru/upload/ibl ck/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf  

Приложение 4

  Игровое упражнение «Семейный бюджет»

Цель:  при помощи игрового приема познакомить со структурой семейного бюджета.

Материалы:  лист бумаги с изображением кошелька в центре, карандаши, маркеры.

Описание:

Участники выполняют индивидуально задание за столом, используя указанные материалы.

Задание:

Изобразите на листе бумаги членов семьи, согласно профессиональной деятельности;

Поместите, схематически, в «кошелек» денежные средства, которые вкладывает в семейный бюджет каждый её член.

Ответьте на вопрос: есть ли количественное отличие денежной суммы, вносимой в бюджет? Объясните причину.

Приложение 5

Игровое упражнение  «Распредели бюджет»

Цель: при помощи игрового приема учить планировать бюджет, распределять расходы на основные и не основные.

Материалы:  магнитная доска; магнитные картинки (электричество, вода, продукты, одежда, игрушки, книги, конфеты, газ, мебель, кинотеатр, цирк); фишки разного цвета и разного номинала.

Описание:

Играет несколько команд. Каждая команда имеет одинаковую денежную сумму.

Задание:

  Распределить джет, выделяя оновные и не основные расходы, используя изображения с заданной номинальной стоимостью и имеющиеся у команды суммы денег.

Приложение 6

Игра «Чего не купить за деньги»

Цель: закрепить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как доброта, честность, щедрость, с другой стороны.

Материалы: Мяч.

Описание: 

Участники встают в круг.

Ведущий по очереди кидает мяч игрокам, произнося слова.

Если произнесенное слово означает предмет, который нельзя купить (например, добро, родители, честность), то игрок должен поймать мяч. Если он его не ловит, то становится ведущим.

Если произнесенное слово означает предмет, который купить можно (например: стул, карандаш), то игрок не должен прикасаться к мячу руками (чтобы не было споров). Если он его ловит или просто прикасается руками, то становится ведущим.

Приложение 7

Видиосюжет «Случай в магазине»

https://www.youtube.com/watch?v=nhV496LNp44

Список источников

  1. Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah
  2.  Галкина  Л.  Н.  Формирование  элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.
  3. Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова  И.В.  и  др.  Программа  образовательного  курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград,  2015  –  Электронный  ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf
  4. Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.
  5. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Светлячок» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области (соответствует ФГОС ДО)
  6. https://www.fingram39.ru/upload/iblck/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf
  7. http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf 
  8. https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah  
11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий