Структура рабочей программы
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
2. Содержание курса внеурочной деятельности
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Предметные результаты:
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
◊ определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
◊ осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
◊ выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
◊ находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
◊ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
◊ приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
◊ актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
◊ объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
◊ понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
◊ обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
◊ описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Темы занятий
Раздел 2. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
◊ называть основные источники доходов семьи;
◊ составлять задачи, требующие денежных расчётов;
◊ считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
◊ объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
◊ описывать свойства предмета, играющего роль денег;
◊ объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
◊ называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
◊ называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
◊ объяснять, как формируется семейный бюджет;
◊ подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
◊ подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
◊ объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Темы занятий
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
◊ анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
◊ соотносить вид страхования и его цель;
◊ рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
◊ находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
◊ описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
◊ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
◊ объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
◊ описывать виды страхования;
◊ приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
◊ высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Темы занятий
3. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема раздела |
Общее кол-во часов |
|
1. |
Введение в курс «Финансовая грамотность» |
8 |
|
2. |
Доходы и расходы семьи
|
17 |
|
3. |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
|
9 |
|
Итого |
34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия
|
Кол-во часов |
Примечание |
|
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. |
1 |
|
|
От чего зависит благосостояние семьи. |
1 |
|
|
Труд и занятость в России. |
1 |
|
|
Какие профессии будут нужны в будущем. |
1 |
|
|
Учимся оценивать финансовое поведение людей. |
1 |
|
|
Учимся оценивать своё финансовое поведение. |
1 |
|
|
Практическая работа «Почему не всё, что говорят в рекламе, правда?» |
1 |
|
|
Почему невыгодно быть финансово неграмотным человеком. |
1 |
|
|
Деньги: что это такое. |
1 |
|
|
Признаки платёжеспособности и правила обмена банкнот. |
1 |
|
|
Учебные мини-проекты «Деньги». |
1 |
|
|
Как могут портиться деньги. |
1 |
|
|
Из чего складываются доходы семьи. |
1 |
|
|
Учимся считать семейные доходы. |
1 |
|
|
Исследуем доходы семьи. |
1 |
|
|
Учебные мини-проекты «Доходы семьи». |
1 |
|
|
Как появляются расходы семьи. |
1 |
|
|
Учимся считать семейные расходы. |
1 |
|
|
Исследуем расходы семьи. |
1 |
|
|
Учебные мини-проекты «Расходы семьи». |
1 |
|
|
Как сформировать семейный бюджет. |
1 |
|
|
Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета». |
1 |
|
|
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». |
1 |
|
|
Обобщение результатов изучения модуля 1. |
1 |
|
|
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи». |
1 |
|
|
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. |
1 |
|
|
Что такое страхование и для чего оно необходимо. |
1 |
|
|
Что и как можно страховать. |
1 |
|
|
Ролевая игра «Страхование». |
1 |
|
|
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. |
1 |
|
|
Как определить надёжность страховых компаний. |
1 |
|
|
Как работает страховая компания. |
1 |
|
|
Учебные мини-проекты «Страхование». |
1 |
|
|
Обобщение результатов изучения модуля 2. |
1 |
|