Автор: Таможникова Светлана Евгеньевна
Страна: Российская Федерация
Город: станица Старощербиновская
Организация: МБДОУ ЦРР - детский сад № 9 музыкальный руководитель
Проект: Вне проекта

Мастер -класс для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"

 

 

   Для того, чтобы вместе провести незабываемые минуты продуктивного взаимодействия, я приглашаю выйти фокус – группу, в руках у которых желтые осенние листочки. Будьте добры, сядьте вы вот сюда! Вы – займите этот стульчик! Вам будет лучше здесь! А Вы – прекрасно смотритесь здесь! Так! Да, так будет правильно! Друзья, сегодня мы с вами должны решить несколько заданий. Я попрошу Вас меня не перебивать, лишних вопросов не задавать, и тогда мы все сделаем быстро и правильно. Уважаемые коллеги, я намеренно сделала паузу для того, чтобы у вас было немного времени для того, чтобы оценить ситуацию и ответить на мой вопрос: «Как вам начало такого взаимодействия для продуктивного сотрудничества? Если я допустила ошибку, как вы считаете, в чем она заключается?». Я благодарю вас за ответы и соглашусь с вами, что, несмотря на то, в общем - то, негрубое обращение, и, поставив благородную цель – организовать совместную деятельность для решения поставленных задач, я,   в итоге, не создала благоприятные условия, в которых бы вы, уважаемые коллеги, получили возможность чего? Правильно, возможности самостоятельного свободного выбора действий и проявления инициативы. А ведь для успешной деятельности и взрослого и ребенка – это очень важные составляющие, побуждающие познавать новое, и способствующие формированию положительных  установок «Я могу», «У меня все получится», «Я справлюсь». И, сейчас, приняв решение за вас, я лишила участников фокус - группы возможности выбора действий.  Простите меня, уважаемые коллеги, что я лишила вас этого права.

И сейчас я обращаюсь к вам, как человек, который просто нуждается в помощи, чтобы вместе решить вопросы, которые меня волнуют.

Если вы готовы помочь,  дайте мне знак любым удобным для вас способом – кивком головы, аплодисментами, улыбкой, добрым взглядом. Спасибо за понимание и участие! Я не сомневалась, что у вас большое сердце и добрая душа. И вот первый  вопрос, который меня волнует: «Чтобы ребенок снова и снова стремился ко мне для творческого взаимодействия и общения, ему должно быть…». Я тоже так думаю. Ему должно быть интересно! Отлично! Но, как же к этому прийти? С чего начать? Обратите внимание на экран. С каких фраз, по вашему мнению, следует начинать общение с детьми, которое позволит  каждому ребенку проявить инициативу и самостоятельность?

   Если фраза поможет проявить детскую инициативу, она выделится зеленым цветом. Если данную фразу нежелательно использовать в совместной деятельности с детьми, она выделится красным цветом.

На экране:

  • С фразы: «Ребята, сегодня мы будем…».
  • С фразы: «Для этого вам нужно…».
  • С фразы: «Я вижу, вы хотите…».
  • С фразы: «Интересно, для чего это?».
  • С фразы: «Отличная идея! Но сначала мы сделаем «это», а потом уже и «это».
  • С фразы: «Недавно услышала, что…Как вы считаете, это так?».
  • С фразы: «Есть проблема… Сама не справлюсь. Что же делать?».

Я согласна с вами, коллеги. Я тоже думаю, что благодаря такому началу, мы создаем внутреннюю мотивацию, которая побуждает человека – и взрослого, и ребенка  действовать по собственной инициативе и получать удовольствие от  совершения добрых и полезных дел.

Отлично! Следующий вопрос. Как  поступить в такой ситуации, когда дети предложили несколько вариантов или  способов уже запланированного дела. К примеру, для того, чтобы поднять настроение Дедушке Всезнаю, ребята предложили ряд интересных, увлекательных, подвижных музыкальных игр. Обратите внимание на экран. Названия игр, в общем, объясняют их содержание. Отдельным вариантом я выделила себя. Поскольку я тоже полноправный член детского коллектива, я тоже имею право голоса и возможности предложить свою игру. Уважаемые коллеги, представьте, что вы – дети и вы выбираете. «Наташенька, скажи, пожалуйста, в какую игру ты хочешь поиграть?». «А ты, Таня?». «А как ты считаешь, Марина?». «Настя, твой выбор?». Друзья, если мы выберем вариант, предложенный Мариной, Лена может обидеться.  Если вы хотите знать, как в таком случае поступают взрослые, обратите внимание на экран.

Можно, (на экране пиктограммы - способы принятия решений).

  • Договориться.
  • По считалке.
  • Проголосовать.
  • Жребий.

   Жребий, например, вот такой кубик, каждая сторона которого обозначает игру. Здесь можно привлечь лицо незаинтересованное. Уважаемые зрители, кто сможет быть таким лицом?  Спасибо вам. Бросайте кубик в зал. (зритель бросает кубик). Вот вам и ответ. Выпал «зеленый», значит, эту игру выбрала сама судьба. Так бывает!

   Спасибо! Мы справились и с этим вопросом. И вот следующий этап – процесс созидания, творения. Кстати, у меня в руках – продукт творчества моих воспитанников. Как вы думаете, кто это? Действительно, это Светлана Евгеньевна. Открытый взгляд, доброе лицо, светлая голова. Вот только, сколько в  этой светлой голове информации и нужной, и не нужной, и правильной, и привычной – кто бы разобрался! И у меня просьба к нашей активной группе, - помогите мне выбрать из всего этого те вопросы, которые фразы, которые нужны для рефлексии по итогам деятельности. Вы можете работать вместе над одной головоломкой, или разделиться на подгруппы – это ваше решение.

    А пока  коллеги  занимаются полезным делом, я приглашаю к сотрудничеству вас, уважаемые зрители. Будьте добры, исходя из принципа – «педагог – партнер», помогите мне заполнить вот это полотно и озвучить  определенные положения. Если вы согласны с утверждением, определите его в зеленое окошко. Если нет – в красное. Кто готов помочь? (полотно из бумаги с зелеными и красными окошками с липучками). Зачитывайте, пожалуйста.

 

   Я благодарю за помощь и должна сказать, что открытые поля я оставляю для себя. Поскольку я все еще делаю ошибки, но ищу способы их исправить. А что же с нашей головоломкой? Коллеги, кто хочет озвучить вопросы, которые помогут педагогу на этапе рефлексии по итогам деятельности? Пожалуйста, (читает участник фокус – группы).

  • Для чего мы это делали?
  • Чего мы с вами хотели добиться?
  • Зачем это?
  • Какие были трудности?
  • Как вы справились с трудностями?
  • Что было самое интересное?
  • Что было самое смешное?
  • Что бы ты хотел рассказать другу?
  • А то можно придумать дальше?

Уважаемые коллеги, вы нашли те вопросы, которые нужны и детям и взрослым для рефлексии. Для дальнейшей успешной деятельности очень важно понимать, что удалось, что не получилось. И я предлагаю вам ответить на любой из этих вопросов, и записать ответ на тех листочках, которые лежат перед вами. По желанию. Иногда не просто сразу сформулировать вопрос или проблему, которую хотел обсудить. Для этого случая на обратной стороне этих листочков есть адрес моего сайта. Я всегда рада гостям! Спасибо всем участникам мастер – класса. Как здорово, что вы помогли мне еще раз убедиться в том, что я на правильном пути, который ведет меня к полному пониманию того, как создавать условия для развития детей активных, инициативных, самостоятельных, позитивно воспринимающих предлагаемые жизненные обстоятельства. Возможно, что-то не получилось, где – то я допустила ошибки. Это не страшно! Если ты идешь, споткнулся и упал - еще не значит, что ты идешь не туда! Спасибо за внимание!

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий