В настоящее время основное внимание сфокусировано на переходе в онлайн школьного образования. Между тем в ситуации пандемии особенно важным становится вопрос о том, как в новой реальности организовано дополнительное образование детей. Не подвергается сомнению тот факт, что молодежь должна быть подготовлена к своему будущему - интеллектуально и эмоционально и происходить это должно в корректных, благоприятных условиях. Очевидно, что модель дополнительного образования в таких условиях нуждается в кардинальных трансформациях.
Внедрения дистанционных форм обучения в образовательный процесс в нашем образовательном учреждении дополнительного образования начат с модернизации существующих дополнительных общеобразовательных программ, с постановкой новых целей и задач, представления ожидаемых результатов по изменению образовательного процесса путем внедрения новой технологии.
Педагоги Центра дополнительного образования города Искитима Новосибирской области имеют возможность работать по авторским программам, не имеющим аналогов по своему содержанию, а также ряда используемых педагогических приемов.
Так, например, программа «Экономика местного хозяйства», создана и реализуется с применением дистанционных технологий, вся содержательная часть, которой построена с учетом регионального компонента и имеет непосредственную привязку к развитию экономической ситуации города. При составлении программы автор исходил из анализа ситуации экономического образования в городе Искитиме, которая выразилась в необходимости решения следующей проблемы: с одной стороны, объективная необходимость формирования экономической грамотности обучающихся, с другой стороны отсутствие возможности у образовательных организаций города формировать экономическую грамотность посредством преподавания отдельного курса экономики, с учетом современных требований, таких как внедрение ИКТ и навыков исследовательской деятельности, обусловленных потребностями и интересами общества.
Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что в некоторых общеобразовательных школах г. Искитима преподается экономика, но школьный курс не предусматривает изучение регионального компонента, а темпы развития г. Искитима имеют свои особенности в силу менее развитой инфраструктуры и преобладанием промышленного производства. Поэтому, в современных условиях особенно важным становится развитие системы дополнительного экономического образования и воспитания, выступающей тем звеном, которое поможет узнать механизмы и законы мира экономики, в том числе экономики города Искитима и Новосибирской области.
Программа педагогически целесообразна, так как она учитывает социально-психологические особенности детей 12-13 лет, способствует организованному процессу их социальной адаптации, реализуясь на местном материале с применением дистанционных технологий, образовательных Интернет-ресурсов. С помощью современных технологий, ребенок начинает видеть свои возможности и достоинства, а также интерес к себе со стороны сверстников. Значительным преимуществом образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является то, что он построен с учетом индивидуальных потребностей и психологических особенностей детей этого возраста. При использовании элементов дистанционных образовательных технологий педагог может оперативно реагировать на запросы детей, эффективно реализовывать индивидуальный подход и личностную ориентацию содержания обучения, способствовать созданию собственных ресурсов, участвуя в сетевом взаимодействии.
Зачастую при личностном общении обучающегося и педагога они не успевают решить и обсудить все интересующие ребенка вопросы. Поэтому дистанционные образовательные технологии позволяют решать возникающие вопросы опосредованно. Дистанционные средства позволяют не только передавать экономические знания, но и позволяют ребенку получать навыки, которые помогают приобретать знания самостоятельно и правильно применять их в необходимой ситуации.
Используемые в программе педагогические приемы были сформулированы с учётом личного практического опыта работы в области экономического образования и воспитания. При использовании элементов дистанционных образовательных технологий педагог имеет возможность оперативно реагировать на запросы детей, эффективно реализовывать индивидуальный подход и личностную ориентацию содержания обучения, способствовать созданию собственных ресурсов, участвуя в сетевом взаимодействии. Дистанционные средства позволяют не только передавать экономические знания, но и позволяют ребенку получать навыки, которые помогают приобретать знания самостоятельно и правильно применять их в необходимой ситуации
Однако не каждый педагог сможет полноценно реализовать данную программу, современный педагог дополнительного образования должен обладать достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области экономического образования, владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми, должен уметь применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, использующий информационные источники, следить за последними открытиями и новостями в области экономики, в том числе экономики г. Искитима и Новосибирской области. Еще одним условием успешной реализации программ дополнительного образования является организация сотрудничества с предприятиями и организациями города Искитима. Привлекая к ее реализации специалистов различных областей и ведомств, мы тем самым обеспечиваем возможность получения консультационной и информационной поддержки со стороны специалистов различных областей хозяйственной деятельности, встречи с местными индивидуальными предпринимателями, тематических и комплексных экскурсий на предприятия и организации города.
При реализации программы используются различные инструментальные средства дистанционных технологий обучения:
1. Электронная почта
Позволяет оперативно обмениваться информацией, отправлять индивидуальные задания, используется не часто, так как не всегда является удобным инструментарием для проведения обучения в виду ограниченности возможностей.
2. Социальные сети
Социальная сеть ВКонтакте является областью проведения общих дискуссий, обмена информацией, видео звонков. Транслирует лекции педагог на сайте VK с помощью бесплатной программы OBS (Open Broadcaster Software).
3. Индивидуальный чат или групповой видеочат в Skype
Используется как средство живого диалога, дискуссии, обсуждения вопросов, обмена мнениями в режиме онлайн. С помощью групповой демонстрации экрана можно показывать всем участникам слайды PowerPoint, видеозаписи и многое другое. Также может быть организован индивидуальный чат для конкретного обучающегося, нуждающегося в консультации педагога. Для данной программы создан плагин IDroo – виртуальная маркерная доска, с помощью которой педагог, виртуально общаясь с обучающимися, вместе чертит схемы, решает задачи, исправляет ошибки. Одновременно можно работать на нескольких виртуальных досках с разными пользователями. Данная программа хорошо адаптировалась для проведения видеоконференций, но бесплатная версия ограничена по количеству одновременных подключений пользователей.
4. Онлайн видеоконференции с использованием платформы Zoom
Используется для индивидуальных и групповых занятий. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку (идентификатор конференции). Мероприятие планируется заранее, но есть возможность сделать повторяющуюся ссылку. Сервис позволяет выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у вех участников. Можно делиться экраном со звуком. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску. В чате пишутся сообщения, передаются файлы всем или конкретным обучающимся. Можно производить запись урока, как на ПК, так и на облако, настраивать автовключение записи, ставить ее на паузу. При организации занятий педагог не редко делит обучающихся на пары или группы и дает отдельные задания, распределив их в отдельные комнаты – сессионные залы, где они общаются только друг с другом. Педагог ходит по комнатам, проверяет выполнение заданий, может поместить участников из одной комнаты в другую. Сервис позволяет передать управление своей мышью и клавиатурой обучающемуся, вовремя демонстрации экрана с помощью инструмента «Комментировать», можно выделять, стирать. рисовать и др.
5. Интерактивные задания, созданные автором программы в различных сервисах: в сервисе LearningApps, с помощью интерактивного ресурса «Фабрика кроссвордов» с помощью портала Банк Тестов и др.
6. Задания, созданные с помощью различных сетевых сервисов, на примере изучения «Мира труда и профессий»:
1) Google презентация
2) Сетевой сервис Linoit
3) Google документ
4) Google-формы
5) на доске Miro
Педагог имеет возможность использовать варианты организации образовательного процесса с разным соотношением дистанционной и очной частей образовательной программы: в режиме online, когда учебные мероприятия и взаимодействие с педагогом проводится в режиме реального времени с использованием ИКТ и в режиме отложенного времени, который предоставляет ребенку возможность освоения материала в удобное для него время. Обучающиеся получают возможность взаимодействовать с удалённой от них информацией, различными образовательными объектами, с обучающимися из других школ, со специалистами в изучаемых областях. Для этого используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Использование средств электронного контроля знаний повышает объективность и независимость оценок. Наряду с обучением происходит дополнительное углубленное освоение персонального компьютера и средств коммуникаций.
Создание дистанционной программы - и до пандемии, и особенно во время ее, то есть в экстренном порядке, - довольно серьезный профессиональный вызов для педагога дополнительного образования. Рост дистанционного обучения требует еще более масштабного предложения сервисов методической поддержки, повышения квалификации педагога и методического сопровождения.