Автор: Аракелян Юлия Сергеевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Искитим
Организация: МАОУ ДО ЦДО
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы»

 

 

Программа курса «Экономика 10-11 класс» в Региональной системе дистанционного обучения Новосибирской области https://rsdo.oblcit.ru/course/view.php?id=328

Раздел программы «Рынки факторов производства и распределение доходов»

Содержание раздела ориентировано на освоение обучающимися представления о рынках ресурсов и доходах, которые присваивают владельцы этих доходов посредством различных образовательных технологий. Практическая значимость состоит в понимании природы источников доходов семей, а на этой основе – нахождении путей увеличения этих доходов.

 

Тема урока: «Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы»

Урок №54 в курсе «Экономика 10 класс» (учитель Аракелян Ю.С.)

 

Краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей обучающихся: При организации занятия учитываются следующие психолого-физиологические особенности детей старшего школьного возраста, позволяющие педагогу работать значительно эффективнее: бурное психофизиологическое развитие, происходит развитие когнитивных и эмоциональных функций, формирование логического и системного мышления, воображения, мировоззрения и ценностных ориентаций, устойчивых познавательных и профессиональных интересов, развитие личностной рефлексии. Поэтому главная задача учителя на данном этапе - организовать урок в соответствии с возрастными особенностями и потребностями старшеклассника.

Цель: формирование и обобщение базовых знаний обучающихся старшего школьного возраста о профессиях на рынке труда, экономической сущности заработной платы и влияющих на нее факторов.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

- образовательные: познакомить обучающихся с такими терминами и понятиями, как «дифференциация заработной платы», «профессиограмма»; выяснить причины возникновения спроса и предложения на рынке труда; рассмотреть факторы, влияющие на дифференциацию заработной платы; узнать особенности регионального рынка труда;

- развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельного принятия экономи-ческих решений на практике (как гражданина, как работника, как работодателя); подготовиться к активному поведению в соответствии с основными правилами поиска работы и трудоустройства; способствовать развитию экономико-информационных навыков обучающихся через использование специальных средств информационных и Интернет ресурсов; способствовать осмыслению экономических процессов, происходящих в экономике на рынке труда г. Искитима и НСО;

- воспитательные: способствовать экономическому воспитанию обучающихся через привитие совершения грамотных экономических поступков, результат которых оказывает положи-тельное воздействие на его личное благополучие и его отношения с другими участниками рынка;

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • усвоят предметные понятия, характеризующие современный рынок труда;
  • будут способны  проводить сравнительный анализ между разными видами труда и его оплаты;
  • понимать социальные проблемы рынка труда, способны определять собственное отношение к ним;
  • смогут находить и анализировать ситуацию на региональном рынке профессий.

 

Личностные:

  • будут понимать важность трудовой деятельности для личности и общества;
  • проявят позицию активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
  • приобретут навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Метапредметные:

Познавательные:

  • проявят эмоционально-познавательную активность в ходе учебного занятия;
  • вербализируют эмоциональное впечатление;
  • будут способны работать с разными источниками информации.

Коммуникативные:

  • смогут использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебно-практических задач;
  • могут передать в связной, логически целесообразной форме речи результаты самостоятельно полученных знаний;
  • координируют свои действия с действиями сверстников при работе в группе.

Регулятивные:

  • будут способны принимать и сохранять учебную цель и задачи на протяжении всего учебного занятия;
  • научатся принимать самостоятельные творческие решения в стандартно заданной учебной ситуации;
  • будут способны объективно оценивать правильность выполнения своих действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Форма проведения урока: дистанционная синхронная.

 

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Педагогическая образовательная технология: ИКТ, методы формирования ЗУН на практике.

 

Методы:

  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике;
  • по характеру учебно-познавательной деятельности:  репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,  поисковый, исследовательский;
  • по степени активности учителя и обучающегося: активные и интерактивные;
  • по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные;
  • по источнику учебного материала: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, самостоятельной работы.

 

Основные термины и понятия: профессия, заработная плата, дифференциация заработной платы, профессиограмма.

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое: мобильный класс (компьютеры для каждого обучающегося с выделенным каналом выхода в Интернет и программным обеспечением); мультимедийная проекционная установка.

Дидактический материал: мультимедийная презентация «Спрос и предложение на рынке труда. Дифференциация заработной платы».

            Учебник с указанием номера в перечне:

             1.1.3.3.3.6.1 Основы экономической теории. Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. с углубленным изучением экономики: в 2 кн. / Под ред. С.И. Иванова. - М.: Вита-пресс, 2012. Кн. 1. Стр. 252-254 с.

            Дополнительная литература:

Иванов С.И. Практикум по экономике: учебное пособие для 10-11 классов. / С.И. Иванов, А.Я. Линьков, В.В. Шереметова. – М.: Вита-Пресс, 2012.          

            Электронные информационные и образовательные ресурсы:

Информация для анализа рынка труда: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries/,  https://novosibstat.gks.ru/folder/31734/, https://nszn.nso.ru/, http://czn-iskitim.ru/,

Исследовательский центр портала Superjob.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.superjob.ru/research/articles/112599/rynok-truda/

Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/01/19/reg-szfo/opredeleny-trendy-rynka-truda-2022.html

Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: https://new.atlas100.ru/

 

    Описание материалов урока № 54 в курсе «Экономика» в РСДО:

 Урок 54 в курсе был представлен теоретическим материалом и 1 практическим заданием, автор данной технологической карты, как сетевой учитель, в режиме редактирования курса, добавил свои материалы, задания, основанные на организации совместной деятельности обучающихся в интеграции очного и дистанционного обучения. Инструкция для обучающихся к уроку представлена в Приложении 1.

Список используемых источников:

  1. Боровиков Л. И. Искусство обучения. Новосибирск: НИПКиПРО. 2013. 115 с.
  2. Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе / Л.Л. Босова // Преподаватель ХХI век. − 2016. − №4. − С.108-116.
  3. Горева О.М. Дистанционное обучение: возможности и перспективы Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 655-659.
  4. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Коджаспиров А. Ю., Г. М. Коджаспирова. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 176 с.
  5. Лапёнок М.В. Подготовка учителей к созданию и использованию электронных ресурсов для информационной среды образовательного учреждения / М.В. Лапенёк // Педагогическое образование в России. − 2013. − №1. − С.36-41.
  6. Федосеев  А. А. Смешанное обучение: пристальный взгляд / А. А. Федосеев // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 10. – С. 115-125.

 

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Задачи

Время

Деятельность

учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

обучающихся

Результат

I  Организационный этап (2 минуты)

Организационный момент

Подготовка обучающихся к уроку и включение их в деловой ритм

2 минуты

Организует начало занятия, приветствует обучающихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание обучающихся.

 

Приветствуют, слушают учителя, заходят на курс под своими логинами и паролями.

Эмоционально-психологический настрой детей

II Мотивационно-ориентировочный этап (9 минут)

 

Актуализации знаний и мотивация предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Целеполагание

Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Обращение к личностному опыту обучающихся.

 

4 минуты

Организует повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения нового в форме Теста 54.

Устанавливает правильность и осознанность ранее изученного учебного материала.

Выявляет и устраняет в ходе актуализации обнаруженные проблемы.

Тест 54

(создан и добавлен в курс учителем)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=1529283

(см. комментарий для жюри Конкурса)

Выполняют Тест 54, по итогам выполнения выслушивают комментарий учителя.

 

 

Мотивационная целевая установка на предстоящую совместную

работу.

4 минуты

Проводит дискуссионно-мотивационную беседу «Люди, каких профессий нужны г. Искитиму?»

 

Участвуют в дискуссионно-мотивационной  беседе «Люди, каких профессий нужны г. Искитиму?»

1 минута

Обеспечивает самостоятельную формулировку цели урока, как собственной учебной задачи.

Сформулировать цель урока, как собственной учебной задачи.

Самостоятельно формулируют цель урока, как собственной учебной задачи.

III Организационно-деятельностный этап (30 минут)

Организация учебно-познавательной деятельности. Закрепление новых знаний, умений и способов деятельности

Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого материала.

Интенсивное погружение обучающихся в образовательное пространство учебного занятия.

Постановка и решение

продуктивно-познавательных вопросов и организация практической деятельности обучающихся.

Первичный контроль понимания учебного материала. Обеспечение глубины понимания и на уровне применения знаний и умений в разнообразных ситуациях

10 минут

Представляет учебный материал с использование мультимедийной презентации «Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы».

Организует вопросно-ответное общение.

Содержание учебного материала. Мультимедийная презентация (создана и добавлена в курс учителем, приложена к данному уроку)

Участвуют в обсуждении содержания учебного материала.

Анализируют статистическую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активный самостоятельный поиск новых знаний. Восприятие нового материала, его осознанное усвоение и использование в ходе самостоятельной

деятельности

7 минут

Формулирует задание.

Организует вопросно-ответное общение и выполнение практического задания.

 

Задание 54.1

(корректировка учителем представленного задания разработчиками курса, выполнение задания с помощью сетевого сервиса Linoit).

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=59421

Выполняют задание 54.1

При ответе используют, как материалы, которые они нашли самостоятельно в Интернете, так и, воспользовавшись ссылками, которые добавлены учителем.

 

5 минут

Представляет Атлас новых профессий (справочник по профессиям, созданный Московской школой управления «Сколково») https://new.atlas100.ru/.  Знакомит с понятием «профессиограмма». Организует вопросно-ответное общение.

Задает домашнее задание, обеспечи-вает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задание 54.2 в Google- документе (создано и добавлено в курс учителем)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=1529285

 

Открывают задание и смотрят. Задают вопросы.

 

3 минуты

Формулирует задание.

Организует вопросно-ответное общение и выполнение практического задания.

Задание 54.3 (корректировка учителем представленного задания разработчиками курса, выполнение задания с помощью Google-презентации)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=59424

Выполняют задание 54.3

 

5 минут

Формулирует задание.

Организует выполнение интерактивного задания.

 

Задание 54.4 (создано и добавлено в курс учителем с помощью LearningApps)

https://rsdo.oblcit.ru/mod/scorm/view.php?id=629801

Выполняют задание 54.4

 

IV Рефлексивно-оценочный этап (4 минуты)

Подведение итогов занятия. Итоговая рефлексия

Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний и умений обучающихся по теме урока.

Оценка успешности достижения поставленной цели

2 минуты

Обобщает реальный результат  учебного занятия. Озвучивает перспективы использования полученных знаний.

Вывод к проделанной работе.

Осознанно строят речевые высказывания.

 

Выражение собственной оценки полученных знаний

 

2 минуты

Проводит итоговую рефлексию.

Демонстрирует полученный результат.

 

«Оцени урок» (создан и добавлен учителем с помощью Microsoft Office 365)

https://forms.office.com/Pages/ResponsePage.aspx?id=U6YoTJCbaESSYgVP0WkG_5r3hpKNMdZOkVbbzPAJOltUOVlGVUYwMlZTRDM1MFc0NUFVRklXNUNTNi4u 

Оценивают урок.

Активно, искренне участвуют в рефлексии.

 

 

 

Приложение 1. Инструкция для обучающихся

Дорогие ребята, представляю инструкцию к уроку 54 «Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы» с синхронным использованием дистанционного обучения.

Следуйте инструкции, выполняйте все задания, шаг за шагом.

Прежде чем приступить к выполнению любого задания, внимательно ознакомьтесь с его условиями.

Не пропускайте задания и не выполняйте задания выборочно.

Перед началом тестирования обращайте внимание на количество попыток для его прохождения

Выполнив задание, знакомьтесь с оценками, которые выставляет учитель.

 

И так, приступаем:

 

1. Зайдите на курс ««Экономика 10 класс» в РСДО https://rsdo.oblcit.ru/course/view.php?id=328»

Тема 8. Рынки факторов производства и распределение доходов. Урок 54. Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы». Войдите в собрание https://bbb2.oblcit.ru/html5client/join?sessionToken=njadoque5urbyv6q

 

2. Ребята, на предыдущих занятиях мы познакомились с особенностями рынков факторов производства, рассмотрели основные черты рынка труда. Давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Выполните тест 54 https://rsdo.oblcit.ru/mod/quiz/view.php?id=1529313

 

3. Подумайте над вопросом «Люди каких профессий нужны городу Искитиму? А региональному рынку труда?», аргументируйте свою точку зрения.

 

4.  Сформулируйте цель урока, как собственной учебной задачи.

 

5. А теперь пора познакомится с материалом урока, мультимедийной презентацией «Профессии на рынке труда. Дифференциация заработной платы». Изучайте материал внимательно, я буду задавать вопросы по данной теме.

 

6. Выполните задание 54.1 на совместной доске Linoit https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=1529303. При ответе используйте различные источники информации.

 

7. Познакомьтесь с Атласом новых профессий (справочник по профессиям, созданный Московской школой управления «Сколково») https://rsdo.oblcit.ru/mod/url/view.php?id=1529327.  Изучите, какие профессии будут востребованы в будущем.

 

8.  В качестве домашнего задания, вам необходимо, выполнить задание 54.2 (откройте его) перейти по ссылке и выполнить свою часть задания в Google- документе. https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=1529305. Результаты вашей совместной работы мы с вами посмотрим на следующем уроке.

 

9. Выполните задание 54.3 https://rsdo.oblcit.ru/mod/assign/view.php?id=1529307 для этого перейдите по ссылке и выполнить свою часть задания в Google-презентации.

 

10. Выполните итоговое задание 54.4 в форме Висилица https://rsdo.oblcit.ru/mod/scorm/view.php?id=1529312 

Если возникают сложности, не забывайте обращаться к Глоссарию https://rsdo.oblcit.ru/mod/glossary/view.php?id=1529325

 

11. Ну а теперь, пора подвести итоги. И, конечно же, не забудем оценить данный урок, надеюсь, он вам понравился https://forms.office.com/Pages/ResponsePage.aspx?id=U6YoTJCbaESSYgVP0WkG_5r3hpKNMdZOkVbbzPAJOltUOVlGVUYwMlZTRDM1MFc0NUFVRklXNUNTNi4u

 

Желаю удачи!

1269 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий