Цели:
Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.
Задачи:
Научить понимать назначение денег.
Развивать воображение, логическое мышление, любознательность, внимание.
Закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические;
Воспитывать бережное правильное отношение к деньгам, интерес к истории.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, на адрес нашей группы пришло письмо адрес отправителя очень странный «Остров одинокого принца» никогда о таком не слышала, а вы ребята? Давайте почитаем что нам пишут. (Достает и зачитывает письмо)
Приветствую вас юные друзья, я принц маленького острова, в сказочной стране, у меня есть корова, которая дает молоко, на моем острове есть пальмы на которых растут бананы, в океане вокруг острова водится много рыбы, все прекрасно, но живу я совершенно один, ни поговорить ни с кем, ни поиграть.
Совершенно недавно на мой остров залетал настоящий говорящий попугай и рассказал, что в мире много интересного и увлекательного и, что я мог бы отправиться в путешествие. Для этого мне нужно сесть на большой корабль и отправиться в путешествие, но мне нужны деньги на билет. Помогите мне пожалуйста, что такое деньги?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое деньги? (Ответы детей)
Деньги - это бумажки или монеты, которые выполняют роль общего обмена. Например, за деньги можно купить что угодно в магазине или сходить в кино. А как вы думаете деньги всегда были такими какими мы привыкли их видеть? (Ответы детей)
(рассказ сопровождается показом слайдов или картинок по теме)
Воспитатель: Много лет на зад бумажных и металлических денег не было, первобытный человек в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто - то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки.
Например, меняли одного быка на мешок зерна или риса, или даже на рубашку. Как вы думаете равноценный это был обмен? Представьте вы идете в магазин, что ни -будь купить и вам с собой надо взять быка или мешок зерна? Это не удобно так как занимает много места, их нельзя положить в карман. Поэтому люди придумали деньги, но это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки. Затем люди придумали деньги.
Физминутка: «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой) Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Ребята как вы думаете почему Российские деньги называются рубль и копейка? (Ответы детей).
На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали часть. Получился рубль. На старых монетах есть изображение святого Георгия Победоносца с копьем. От слова копье произошло слово копейка.
Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно. Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае. В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине II, назывались они «катеньки». На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи.
Воспитатель: Ребята посмотри, что у меня в руке? (Ответы детей)
Правильно это монета. Какая монета? (Ответы детей)
Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак)
Показать купюру
Воспитатель: Ребята как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Игра «Дополни»
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).
Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Воспитатель: Теперь мы знаем, что такое деньги и какие они бывают. Ребята, вернемся к письму от принца, скажите пожалуйста, а как принц может получить деньги? (Ответы детей)
он может что - то продать и за это получить деньги.
Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги).
Ребята, я предлагаю придумать и нарисовать деньги для принца и отправить ему письмом. Вам нужно придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно пользоваться в сказочной стране.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют) результаты работы, рассказывая об этом по плану.
Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Что и почему на ней изображено?
Как она называется?
- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).
Молодцы ребята, сегодня же отправлю письмо принцу.