Предметная область: родная русская литература.
Тема урока: «Мы славяне, дети Земли!»
Цель: опираясь на знакомство с культурным и историческим наследием России, Украины и Белоруссии, сформировать понимание единства общекультурного пространства народов этих стран.
Учебные задачи:
1. направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к другой точке зрения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;
- развитие толерантности, этических чувств, эмоционально-нравственной ответственности.
2.направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с различного вида информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т.д.;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, грамотно выстраивать диалог, аргументировано излагать свою точку зрения;
- формирование осознанного выбора источников информации;
- формирование умения извлекать информацию из схем, карт и таблиц;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
3. направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие мышления, воображения, речи школьника, умения выбирать эффективные средства для реализации задуманного в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- ознакомление учащихся с новыми понятиями;
- формирование знаний о географическом положении Украины, Белоруссии, России;
- формирование умения правильной работы с информацией;
- формирование способности решать проблемы поискового характера.
Планируемый результат:
Сформировать у обучающихся понимание единства общекультурного пространства славянских народов.
Основные понятия:
Славяне, демилитаризация, НАТО, денацификация, дискриминация.
Межпредметные связи: литература, история, география.
Ресурсы (оборудование, наглядно-демонстрационный материал):
- проектор;
- физическая карта Евразии, Украины, Белоруссии и России;
- национальные костюмы;
- книги советских писателей о ВОВ: В. Быков «Мужество», В. Быков «Дожить до рассвета», Ю.Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихте…»…
- аудиозапись «Триединство Славян» слова и музыка «Коловрат»;
- презентация к уроку,
- карточки «Славянские блюда».
Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Организация учебного пространства:
работа с классом, в малых группах, индивидуальная.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный |
Приветственное слово учителя: «Здравствуйте ребята…» (на фоне аудиозаписи «Триединство Славян» слова и музыка «Коловрат»). Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и взяться за руки. Затем взяться за руки с учениками, сидящими в другом ряду. |
Ученики выполняют предложенные учителем действия, прослушивают аудиозапись. |
3 мин |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание психологической комфортности, доброжелательности, мотивация на успех. |
2 |
Актуализация |
Учитель предлагает поразмышлять, что же символизируют протянутые друг к другу руки. Наталкивает на вывод, что легко взять руку, сидящего рядом, а чтобы взять за руку, сидящего в другом ряду, необходимо приложить усилия. |
Высказывают предположения, что речь идет о дружбе. Обсуждают, что дружить с человеком, который рядом просто, а с далеким сложнее, но возможно. |
3 мин |
Принцип целостности. УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3 |
Целеполагание и мотивирование. (Постановка темы и цели урока). |
Учитель предлагает поразмышлять над прослушанной аудиозаписью и выполненных действиях, направляя учащихся. «Какова тема урока? Цель? Почему вы так решили?» Слайд 1 «Тема урока и цель». |
Учащиеся формулируют тему урока и его цель. |
3 мин |
Регулятивные и коммуникативные УУД. |
4 |
Ввод нового материала. |
Учитель предлагает поразмышлять над понятием «славяне» и выводит на правильную формулировку. Слайд 2 «Славяне»
|
Самостоятельно дают формулировку, затем сравнивают с верной на слайде. |
3 мин |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. |
5 |
Введение в тему урока. |
Слова учителя: «Ребята, каждый из вас осведомлен о происходящих сегодня событиях в стране и мире. Очень часто мы слышим мнение, что Россия, Украина и Белоруссия – совершенно разные, и даже чуждые страны, культуры и народы. Конечно, наши страны разделены границами, но связи между ними крепки. Наши родственники живут в разных уголках России, Украины и Белоруссии. Создавались и создаются многонациональные семьи. Осознание нашего общего происхождения, единых корней – одна из главных черт менталитета трех братских славянских народов. Сегодня на уроке мы разберемся и убедимся, как близки наши народы. Порассуждаем о том, почему сегодня так важно оставаться единым народом, не поддаваться на провокации тех, кто пытается нас разделить и поставить по разные стороны баррикад. |
Слушают учителя. |
3 мин |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД. |
6 |
|
Учитель предлагает классу разбиться на три рабочие группы. Одна группа (условно) Белоруссия, другая Украина и третья Россия. Раздает флаги стран. Слайд 3 «Флаги стран» |
Разделяются на три рабочие группы. |
2 мин |
Коммуникативные, регулятивные. |
7 |
Работа с картами |
Учитель показывает физическую карту Евразии. Предлагает ученикам указать границы стран. Для более точного выполнения задания выдает распечатанные карты Украины, Белоруссии и России. Предлагает обратить внимание на географические объекты и еще раз показать на общей карте границы стран. Наталкивает на вывод о выгоде добрососедских отношений. Слайд 4 «Физическая карта Евразии». Слайд 5 «Политическая карта». |
Группами работают с картами. Делают выводы: - страны соседи; - соседи должны быть друзьями; - добрососедские отношения взаимовыгодны. |
4 мин |
Регулятивные, познавательные учебно-логические, учебно-информационные, коммуникативные, |
8 |
Осуществление учебных действий на усвоение нового материала. |
1. Слово учителя: «Мы выяснили, кто такие славяне, что мы внешне похожи, что наши страны являются соседями. А что же нас еще объединяет?». Наталкивает и направляет на правильные ответы. 2. Слово учителя: «Есть ли у наших народов общие страницы истории?» Слайд 6 «ВОВ». 3. Слова учителя: «Сегодня на Украине происходит специальная операция Российской армии. Задачи военной операции четко обозначил президент и главнокомандующий РФ В.Путин: - демилитаризация Украины – закрепление статуса Украины как нейтрального государства, на территории которого не будут размещены ударные ракетные комплексы НАТО, направленные на Россию; - Денацификация Украины – предание русому языку конституционного статуса второго государственного, отмена всех дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения, отказ от культа и идеологии неонацистских движений. Причины, которые побудили Россию начать специальную операции, глубоки: после государственного переворота в 2014 году на Украине государственную политику стали определять радикалы и неонацисты. Под удар попало все то, что нас объединяло. Россия сделала все, чтобы остановить братоубийство в Донецкой и Луганской области, были подписаны Минские соглашения, нацеленные на мирное урегулирование конфликта, но Украина отказалась выполнять эти соглашения». Слайд 7 «Z». 4. Слово учителя: «Ребята, сегодня Запад проводит информационную войну, направленную на то, чтобы разобщить наши дружественные народы, сделать Россию источником зла в мире. Вы должны очень осторожно относиться к информации, находящейся в Интернете. А если у вас возникают вопросы, то вы всегда можете обратиться к родителям или к своим учителям». «Мы рассмотрели общие страницы истории наших стран». Слайд 8 «Антифейк». 5. «А теперь давайте рассмотрим традиционные блюда славянской кухни. У вас лежат карточки с изображением национальных блюд. Ваша задача отобрать те блюда, которые вы считаете национальными блюдами страны, которую выбрала ваша группа». «Ребята, а почему у вас оказались одинаковые карточки. Потому, что традиции национальной кухни очень тесно переплелись. И сейчас уже не возможно достоверно определить их национальную принадлежность. Давайте рассмотрим данное обстоятельство на примере борща. Как наш русский борщ превратить в украинский или белорусский?». Слайд 9 «Славянская кухня». 6. «Ранее мы выделили, что наши народы объединяет общая победа в ВОВ и литература. Перед вами представлена выставка книг советских писателей о войне. Писатели украинцы, белорусы и русские наряду со всеми принимали участие в боевых действиях в период ВОВ. Именно они – писатели и поэты фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей. И сегодня мы читаем произведения этих писателей с большим интересом, интерес к теме войны постоянно возрастает. Именно эти книги не дадут переписать нашу совместную историю и исказить исторические события». Слайд 10 «Книги о войне». |
Вступают в диалог с учителем. 1. Возможные ответы на вопрос учителя: -родственные связи; - культура; - история; -кухня и т.д. 2. Возможные ответы: - Общая победа в ВОВ. Русские, украинцы и белорусские солдаты защищали нашу общую Родину от немецко-фашистких захватчиков, вместе воевали в партизанских отрядах, вместе работали на обеспечение фронта, вместе восстанавливали страну в послевоенные годы; - Славянские племена были объединены одним древнерусским языком, властью династии Рюриковичей; - После крещения Руси народы были объединены православной верой; - В 1922 году был образован СССР со столицей Москвой, в состав которого вошли Белоруссия, Украина, РСФСР и др. республики; - 8 декабря 1991 года состоялось подписание Беловежского соглашения о создании СНГ, в котором объявлялось, что СССР прекращает свое существование, после чего республики стали независимыми государствами. 5. Работа с карточками. Выбирают национальные блюда и объясняют свой выбор. Пробуют найти отличия национального борща: украинский – со шкварками; белорусский – очень густой. |
3 мин
3 мин
3 мин
1 мин
5 мин
3 мин |
Познавательные, коммуникативные, регулятивные. |
9 |
Закрепление пройденного материала. |
Сегодня мы увидели, что история и культура России, Украины и Белоруссии, несмотря на уникальность каждой из них, не просто тесно переплелись в веках, но существенно дополняют и обогащают друг друга. Как вы считаете, можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы укрепить братство наших народов? Конечно же, да! Мы не должны проявлять агрессию по отношению к людям другой национальности, не должны реагировать на провокации, должны научиться «фильтровать» информацию. Если мы будем помнить нашу общую историю, то не дадим ее переписать в угоду корыстных планов Запада, которые направлены на то, чтобы разделить вековое единство славянских народов. |
Вступают в диалог, отвечают на вопрос учителя. |
4 мин |
Личностные, познавательные, регулятивные. |
10 |
Рефлексия |
В завершении урока прошу вас ответить на вопросы. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Будут ли вам полезны, полученные знания? Слайд 11 «Спасибо за урок». |
Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.
|
3 мин |
Регулятивные, коммуникативные. |