Автор: Тупикина Татьяна Валерьевна
Страна: Российская Федерация
Город: п. Красногорьевский Богучанского района Красноярского края
Организация: МКОУ Красногорьевская школа
Проект: Вознесение

"Мы славяне - дети Земли"

 

 

Предметная область: родная русская литература.

Тема урока: «Мы славяне, дети Земли!»

Цель: опираясь на знакомство с культурным и историческим наследием России, Украины и Белоруссии, сформировать понимание единства общекультурного пространства народов этих стран.

Учебные задачи:

1. направленные на достижение личностных результатов:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к другой точке зрения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и принятые решения;

- развитие толерантности, этических чувств, эмоционально-нравственной ответственности.

2.направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с  различного вида информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, обобщения и т.д.;

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, грамотно выстраивать диалог, аргументировано излагать свою точку зрения;

- формирование осознанного выбора источников информации;

- формирование умения извлекать информацию из схем, карт и таблиц;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

3. направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие мышления, воображения, речи школьника, умения выбирать эффективные средства для реализации задуманного в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- ознакомление учащихся с новыми понятиями;

- формирование знаний о географическом положении Украины, Белоруссии, России;

- формирование умения правильной работы с информацией;

- формирование способности решать проблемы поискового характера.

Планируемый результат:

Сформировать у обучающихся понимание единства общекультурного пространства славянских народов.

Основные понятия:

Славяне, демилитаризация, НАТО, денацификация, дискриминация.

Межпредметные связи: литература, история, география.

Ресурсы (оборудование, наглядно-демонстрационный материал):  

- проектор;

- физическая карта Евразии, Украины, Белоруссии и России;

- национальные костюмы;

- книги советских писателей о ВОВ: В. Быков «Мужество», В. Быков «Дожить до рассвета», Ю.Бондарев «Горячий снег», Б. Васильев «А зори здесь тихте…»…

- аудиозапись «Триединство Славян» слова и музыка «Коловрат»;

- презентация к уроку,

- карточки «Славянские блюда».

Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Организация учебного пространства:

работа с классом, в малых группах, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Формируемые УУД

1

Организационный

Приветственное слово учителя: «Здравствуйте ребята…» (на фоне аудиозаписи «Триединство Славян» слова и музыка «Коловрат»). Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и взяться за руки. Затем взяться за руки с учениками, сидящими в другом ряду.

Ученики выполняют предложенные учителем действия, прослушивают аудиозапись.

3 мин

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание психологической комфортности, доброжелательности, мотивация на успех.

2

Актуализация

Учитель предлагает поразмышлять, что же символизируют протянутые  друг к другу руки. Наталкивает на вывод, что легко взять руку, сидящего рядом, а чтобы взять за руку, сидящего в другом ряду, необходимо приложить усилия.

Высказывают предположения, что речь идет о дружбе. Обсуждают, что дружить с человеком, который рядом просто, а с далеким сложнее, но возможно.

3 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3

Целеполагание и мотивирование. (Постановка темы и цели урока).

Учитель предлагает поразмышлять над прослушанной аудиозаписью и выполненных действиях, направляя учащихся.

«Какова тема урока? Цель? Почему вы так решили?»

Слайд 1 «Тема урока и цель».

Учащиеся формулируют тему урока и его цель.

3 мин

Регулятивные и коммуникативные УУД.

4

Ввод нового материала.

Учитель предлагает поразмышлять над понятием «славяне» и выводит на правильную формулировку.

Слайд 2 «Славяне»

 

Самостоятельно дают формулировку, затем сравнивают с верной на слайде.

3 мин

Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.

5

Введение в тему урока.

Слова учителя: «Ребята, каждый из вас осведомлен о происходящих сегодня событиях в стране и мире. Очень часто мы слышим мнение, что Россия, Украина и Белоруссия – совершенно разные, и даже чуждые страны, культуры и народы. Конечно, наши страны разделены границами, но связи между ними крепки. Наши родственники живут в разных уголках России, Украины и Белоруссии. Создавались и создаются многонациональные семьи. Осознание нашего общего происхождения, единых корней – одна из главных черт менталитета трех братских славянских народов.

Сегодня на уроке мы разберемся и убедимся, как близки наши народы. Порассуждаем о том, почему сегодня так важно оставаться единым народом, не поддаваться на провокации тех, кто пытается нас разделить и поставить по разные стороны баррикад.

Слушают учителя.

3 мин

Коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.

6

 

Учитель предлагает классу разбиться на три рабочие группы. Одна группа (условно) Белоруссия, другая Украина и третья Россия. Раздает флаги стран.

Слайд 3 «Флаги стран»

Разделяются на три рабочие группы.

2 мин

Коммуникативные, регулятивные.

7

Работа с картами

Учитель показывает физическую карту Евразии. Предлагает ученикам указать границы стран.

Для более точного выполнения задания выдает распечатанные карты Украины, Белоруссии и России. Предлагает обратить внимание на географические объекты и еще раз показать на общей карте границы стран. Наталкивает на вывод о выгоде добрососедских отношений.

Слайд 4 «Физическая карта Евразии».

Слайд 5 «Политическая карта».

Группами работают с картами.

Делают выводы:

- страны соседи;

- соседи должны быть друзьями;

- добрососедские отношения взаимовыгодны.

4 мин

Регулятивные, познавательные учебно-логические, учебно-информационные, коммуникативные,

8

Осуществление учебных действий на усвоение нового материала.

1. Слово учителя: «Мы выяснили, кто такие славяне, что мы внешне похожи, что наши страны являются соседями. А что же нас еще объединяет?».

Наталкивает и направляет на правильные ответы.

2. Слово учителя: «Есть ли у наших народов общие страницы истории?»

Слайд 6 «ВОВ».

3. Слова учителя: «Сегодня на Украине происходит специальная операция Российской армии. Задачи военной операции четко обозначил президент и главнокомандующий РФ В.Путин:

- демилитаризация Украины – закрепление статуса Украины как нейтрального государства, на территории которого не будут размещены ударные ракетные комплексы НАТО, направленные на Россию;

- Денацификация Украины – предание русому языку конституционного статуса второго государственного, отмена всех дискриминационных законов в отношении русскоязычного населения, отказ от культа и идеологии неонацистских движений.

Причины, которые побудили Россию начать специальную операции, глубоки: после государственного переворота в 2014 году на Украине государственную политику стали определять радикалы и неонацисты. Под удар попало все то, что нас объединяло. Россия сделала все, чтобы остановить братоубийство в Донецкой и Луганской области, были подписаны Минские соглашения, нацеленные на мирное урегулирование конфликта, но Украина отказалась выполнять эти соглашения».

Слайд 7 «Z».

4. Слово учителя: «Ребята, сегодня Запад проводит информационную войну, направленную на то, чтобы разобщить наши дружественные народы, сделать Россию источником зла в мире. Вы должны очень осторожно относиться к информации, находящейся в Интернете. А если у вас возникают вопросы, то вы всегда можете обратиться к родителям или к своим учителям». «Мы рассмотрели общие страницы истории наших стран».

Слайд 8 «Антифейк».

5. «А теперь давайте рассмотрим традиционные блюда славянской кухни. У вас лежат карточки с изображением национальных блюд. Ваша задача отобрать те блюда, которые вы считаете национальными блюдами страны, которую выбрала ваша группа».

«Ребята, а почему у вас оказались одинаковые карточки. Потому, что традиции национальной кухни очень тесно переплелись. И сейчас уже не возможно достоверно определить их национальную принадлежность. Давайте рассмотрим данное обстоятельство на примере борща. Как наш русский борщ превратить в украинский или белорусский?».

Слайд 9 «Славянская кухня».

6. «Ранее мы выделили, что наши народы объединяет общая победа в ВОВ и литература. Перед вами представлена выставка книг советских писателей о войне. Писатели украинцы, белорусы и русские наряду со всеми принимали участие в боевых действиях  в период ВОВ. Именно они – писатели и поэты фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей. И сегодня мы читаем произведения этих писателей с большим интересом, интерес к теме войны постоянно возрастает. Именно эти книги не дадут переписать нашу совместную историю и исказить исторические события».

Слайд 10 «Книги о войне».

Вступают в диалог с учителем.

1. Возможные ответы на вопрос учителя:

-родственные связи;

- культура;

- история;

-кухня и т.д.

2. Возможные ответы:

- Общая победа в ВОВ. Русские, украинцы и белорусские солдаты защищали нашу общую Родину от немецко-фашистких захватчиков, вместе воевали в партизанских отрядах, вместе работали на обеспечение фронта, вместе восстанавливали страну в послевоенные годы;

- Славянские племена были объединены одним древнерусским языком, властью династии Рюриковичей;

- После крещения Руси народы были объединены православной верой;

- В 1922 году был образован СССР со столицей Москвой, в состав которого вошли Белоруссия, Украина, РСФСР и др. республики;

- 8 декабря 1991 года состоялось подписание Беловежского соглашения о создании СНГ, в котором объявлялось, что СССР прекращает свое существование, после чего республики стали независимыми государствами.

5. Работа с карточками. Выбирают национальные блюда и объясняют свой выбор.

Пробуют найти отличия национального борща: украинский – со шкварками; белорусский – очень густой.

3 мин

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.

9

Закрепление пройденного материала.

Сегодня мы увидели, что история и культура России, Украины и Белоруссии, несмотря на уникальность каждой из них, не просто тесно переплелись в веках, но существенно дополняют и обогащают друг друга.

Как вы считаете, можем ли мы с вами что-то сделать, чтобы укрепить братство наших народов?

Конечно же, да! Мы не должны проявлять агрессию по отношению к людям другой национальности, не должны реагировать на провокации, должны научиться «фильтровать» информацию. Если мы будем помнить нашу общую историю, то не дадим ее переписать в угоду корыстных планов Запада, которые направлены на то, чтобы разделить вековое единство славянских народов.

Вступают в диалог, отвечают на вопрос учителя.

4 мин

Личностные, познавательные, регулятивные.

10

Рефлексия

В завершении урока прошу вас ответить на вопросы. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Будут ли вам полезны, полученные знания?

Слайд 11 «Спасибо за урок».

Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

 

3 мин

Регулятивные, коммуникативные.

21 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий