Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом!
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель программы: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2021-2022 г.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
РППС:
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня.
Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
Участие в методической работе детского сада |
||
Дата |
Тема |
Форма участия |
Октябрь 2021 г. |
«Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы» |
Открытое занятие |
Январь 2022 г. |
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников» |
Буклет |
Апрель 2022 г. |
«Экономическое развитие дошкольников» |
Выступление на педсовете |
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Тема |
Содержание работы |
Наши потребности. |
Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского. Показ сказки «Как коза избушку построила». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Игра «Заветные желания». Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»; Развлечение «Путешествие» (потребности человека) |
Труд-продукт-товар. |
Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия. Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек; Знакомство детей с понятием «династия»; Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?» Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали»; Игра по картинкам «Назови профессию»; Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»; Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты» |
Почему все взрослые работают? |
Беседа о необходимости трудиться; Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции); Игра «Кто больше назовет профессий». |
Работа и заработок. |
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке; Выполнение заданий на листках «Профессии». Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы». |
Когда продукт труда превращается в товар. |
Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов; Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»; Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.); Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного. |
Ценность и украшение товара – его качество. |
Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества); Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях; Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?) |
В гостях у сказки. |
Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме |
Менеджер – интересная профессия. |
Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей; Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»; Вспоминаем поговорки и пословицы о труде |
Игровое занятие. |
Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека) |
Сколько заработал – столько купил. |
Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»; Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления) |
Игровое занятие. |
Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано |
Что такое реклама? |
Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций; Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить); Чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе; Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость. |
Кто делает рекламу? |
Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы; Чтение и инсценирование сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал»; Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов. |
Реклама в сказках. |
Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного. |
Если бы у меня было собственное дело. |
Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия); Придумываем рекламу своего предприятия; Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама», А.Беспаловой «Реклама» |
|
Новогодние каникулы |
Что такое деньги. |
Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег; Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»); Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм; |
Деньги счет любят. |
Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Выполнение детьми практических заданий по теме |
Как правильно распоряжаться деньгами. |
Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога; Выполнение детьми практических заданий по теме |
Игровые занятия. |
Игровое занятие «Где? Что? По чем?» Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки» |
Бюджет семьи.
|
Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел»; Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»
|
В гостях у сказки. |
Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы; Показ спектакля «Муха-Цокотуха» |
Подведение итогов. |
Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»; Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи; Игра «Семейный бюджет». |
Что такое экономика. |
Игра-беседа «Экономика и человек»; Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»; Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы» |
Бизнес и капитал. |
Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»; Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка» |
Игровые занятия. |
Игра-занятие «Экономическая рыбалка»; Экономическая игра «КВН» |
Игровые занятия. |
Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка) |
Что такое налоги и почему их надо платить. |
Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога; Выполнение практических занятий по теме |
Бартер. |
Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»; Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение; Игровая ситуация «Бартер»; Дидактическая игра «Бартер» |
Выгода и убыток. |
Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль; Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»; Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил» |
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход |
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи |
Благотворительная деятельность. Меценаты. |
Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;
|
Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду. |
Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога |
Благотворительность. Практические занятия. |
Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность» |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику» |
Список литературы
Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
«Путешествие в страну Экономику». Дополнительная образовательная программа экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Красноярский детский сад №141».