В семье формируется экономическая культура; ребенок овладевает экономическими понятиями, познает экономические ценности, формирует собственный экономический опыт.
В детском саду мы воспитываем у дошкольников ценностное отношение к труду, к его результатам, знакомим детей с понятиями: деньги, труд, цена, экономика.
Поэтому работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. Только объединив две формы экономического воспитания – семью и детский сад – можно дать хороший результат в области экономического воспитания дошкольников.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством кейс-технологий.
Задачи:
- сформировать элементарные экономические знания у родителей;
- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности у детей и родителей через игровые средства обучения;
ХОД
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной, увлекательной и пройдет с пользой для вас.
Некоторые уроки, полученные в детстве, относятся к любви, работе, жизненным ценностям. Родители, как правило, учат ребенка тому, что важно для них. Ваша задача — дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными, а мы постараемся вам помочь.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это наука о деньгах. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не считают необходимостью воспитывать детей во взаимодействии с деньгами, то ли они не думают, что это важно.
Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже будучи взрослым. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
Как Вы думаете, что значит быть финансово грамотным?
Как научить ребенка быть финансово грамотным?
(Варианты ответов родителей).
Это значит научить ребенка:
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка в области финансовой грамотности, то он будет расти в уверенности о своем финансовом благополучии.
Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
Начнем путешествие с разминки вспомним о некоторых понятиях, связанных с финансами.
1 вариант.
Разминка: «Доскажи словечко»
Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
На товаре быть должна обязательно…..(цена)
Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)
Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой….(конкурент)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)
Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке…(проценты)
Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …..(ссуду)
Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…..(залог)
И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…..(договоры)
Воспитатель. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, связанные с финансовой грамотностью:
- с операциями купли-продажи;
- производства и сбыта готовой продукции и др.
Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Наш детский сад работает с технологией кейса, используя ее в разных образовательных областях. Применение кейс-технологий является одним из эффективных методов обучения детей финансовой грамотности. Позвольте напомнить, что такое кейс.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случаев. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Предлагаю вам выполнить задания по финансовой грамотности с помощью кейс-технологий.
«У друга Незнайки День рождения. Незнайка не знает, чем порадовать друга.
Вопрос. Как он может порадовать друга?
(Варианты ответов родителей, обсуждение всех «+» и «-» предложенных вариантов).
Подвести к тому, что необходимо подарить подарок.
Воспитатель: - А что Незнайка может подарить? Помогите ему в выборе подарка (ответы родителей).
Педагог подводит собеседников к тому, что подарок необходимо где-то взять.
Воспитатель: А где можно взять подарок? (Предположения родителей).
Воспитатель подводит к тому, что подарок лучше купить
Воспитатель: А что необходимо для того, чтобы приобрести необходимый товар? (Варианты ответов).
Воспитатель: Там, где живет Незнайка и его друзья, настоящие деньги не принимаются. Как быть? Как помочь Незнайке? (Варианты ответы родителей:
Воспитатель: Деньги есть, пора в магазин за подарком. Приходим в магазин (виртуальный магазин с изображением товар – цена) и видим, что данный товар имеет стоимость, превышающую сумму, которая имеется у вас. Как быть? (Варианты ответов родителей:
Продавец предлагает (рекомендует) вам другой товар, дешевле, но менее качественный. Как Вы думаете, что поможет Вам приобрести этот товар.
Воспитатель подводит к тому, что товар вам могут разрекламировать. (Предложить родителям роль продавца. Родители придумывают рекламу для товара).
Воспитатель: Как вы думаете, в каком виде должна быть представлена реклама? Какая реклама будет самой действенной?
(Предположения родителей:
Воспитатель: Напомню вам, что Незнайка спешит на День рождения.
Воспитатель подводит к тому, что слоган самый подходящий вариант.
(Родители придумывают рекламный слоган).
Воспитатель: Таким образом вы видите, что использование кейс-технологии в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста стимулирует детскую познавательную активность, способствует развитию всех мыслительных процессов: мышлению, воображению, памяти, а чтобы и вам запомнилось сегодняшнее мероприятие, предлагаю еще поупражняться и составить синквейн.
Синквейн - это стихотворение из пяти нерифмованных строк.
Правила для правильного написания синквейна:
Например:
Деньги – существительное.
Необходимые, незаменимые, долгожданные – прилагательное.
Помогают, отдают, хранят – глаголы.
Необходимы каждому человеку – значение, которое имеют деньги.
Зарплата.
Родителям предлагается составить синквейн к слову финансы.
(Родители составляют синквейн, воспитатель помогает, если возникают затруднения
Финансы.
Накопленные, подсчитанные.
Используют, откладывают, приумножают.
Помогают человеку существовать.
Сбережения.
Заключение
Подводя итог нашей встречи, хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного нашего взаимодействия. Совместная работа детского сада и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Приобщая ребенка к экономике, вы поможете стать ему самостоятельным, научите ценить чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.