Образовательные задачи: закрепить представление детей о том, для чего нужны деньги, что можно и что нельзя на них купить; уточнить и расширить представление детей о том, за какую работу платят зарплату, а за какую нет; обобщить знания детей о монете и банкноте.
Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные задачи: воспитывать у детей культуру сотрудничества со сверстниками, познавательный интерес.
Словарная работа: активизировать словарь: «деньги», «монета», «банкнота», «зарплата», «труд».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч, копилка с набором разных монет и банкнот, карточки для игры «За что получают зарплату», карточки для игры «Что можно купить и что нельзя купить за деньги»,лист ватмана, цветные карандаши, маркер.
Предварительная работа: познавательные беседы с детьми о деньгах, профессиях родителей, труде, чтение сказки «Деньги», экскурсия на Юго-Западный рынок, загадывание загадок, просмотр презентации « Что такое деньги».
Методы и приемы:
Ход занятия:
(.Воспитатель включает фрагмент мультфильма «Фиксики. Копилка» до вопроса : «А что тебе Симка не рассказывала что такое копилка?»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое копилка? Зачем она нужна?
Предполагаемые ответы детей: Деньги хранить (копить),это приспособление такое.
Воспитатель: Правильно, копилка- это ёмкость или специальное приспособление для хранения и накопления денег. Есть у копилки небольшая прорезь, в которую опускают деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги. Для чего нам нужны деньги?
(Игра «Для чего людям нужны деньги?»)
Воспитатель:Предлагаю вам встать в круг. Я бросаю вам мяч и буду спрашивать, для чего нам нужны деньги, а вы отвечайте. Итак, деньги нам нужны:
Предполагаемые ответы детей: Для покупки продуктов питания, для оплаты за стрижку в парикмахерской, для оплаты за садик, для оплаты проезда на транспорте,
для покупки подарков, для оказания помощи бедным (воспитатель спрашивает , как называется это новое для ребят слово(предварительно были ознакомлены), дети говорят – благотворительность).
Воспитатель: Здорово, сколько всего вы знаете! Ребята, у меня тоже есть копилка. Предлагаю вам к ней пройти. Вам интересно узнать, что лежит в копилке? Какие деньги там есть?
Предполагаемые ответы детей: Да. Интересно. Хотим посмотреть.
Воспитатель: Открываем. Достаём. (рассматриваем сначала монеты)
Это что такое?
Предполагаемые ответы детей:Монеты.
Воспитатель: Правильно, монеты. Посмотрите, потрогайте их. А здесь ещё что-то осталось. Как можно назвать эти деньги?
Предполагаемые ответы детей: Банкноты. Купюры. Бумажные деньги.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем определить отличительные признаки монеты от банкноты. А поможет нам морфологическая таблица. По горизонтали-признаки (размер, форма, рельеф, материал, звук, температура, цвет), по вертикали – монета и банкнота.
(Дети выходят к доске по одному и заполняют морфологическую таблицу)
Воспитатель: Кто хочет рассказать, что у вас получилось? Охарактеризуйте, какая
монета? А банкнота?
(два ребёнка выступают, характеризуют деньги: монеты, банкноты по признакам)
Предполагаемые ответы детей: Монета маленькая по сравнению с банкнотой,
круглая, шероховатая, железная (металлическая),звенит, холодная
(тёплая) , одноцветная. Банкнота большая по сравнению с монетой, прямоугольная,
гладкая, бумажная, шуршит, прохладная (комнатной температуры),цветная.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где берут люди деньги? Откуда они у них?
Предполагаемые ответы детей: Получают зарплату, пенсию, стипендию, премию.
Воспитатель:А за что платят зарплату?
Предполагаемые ответы детей: За труд, за работу.
Воспитатель: Сейчас присаживайтесь за столы. Перед вами карточки. Необходимо
сопоставить картинки, выбрать, за какую деятельность людям платят зарплату, за
какую - нет.
(Индивидуальная работа по карточкам «За что платят зарплату?»)
Воспитатель: Кто хочет нам рассказать, что у него получилось? Остальные смотрят
на свои карточки, а потом скажут нам, согласны они или нет.
( Желающие дети отвечают, когда закончат работу на листочках)
Воспитатель: Люди трудятся и дома и на работе. Но труд дома- это обязанности, за
этот труд зарплату не платят.
В современном мире деньги нужны человеку, без них прожить невозможно. Ребята, я
предлагаю вам поиграть в игру «Что можно, а что нельзя купить?» Перед вами
картинки. Отберите из них те, на которых изображено то, что можно купить за деньги
и поместите к карточке, на которой нарисован кошелёк с деньгами. А к
перечёркнутому кошельку поместите картинки, на которых изображено то, что за
деньги не продаётся.
( Дети берут со стола перевёрнутую обратной стороной карточку и прикрепляют
её к магнитной доске. Когда все карточки закрепили, дети проверяют, что у них
получилось. Два-три ребёнка делают вывод)
Предполагаемые ответы детей: За деньги можно купить машину, ёлку, книги,
игрушки и т.д. За деньги не купишь радугу, любовь, солнце, семью, улыбку и т.д.
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Предполагаемые ответы детей: Нисколько. Она бесценна.
Воспитатель: Верно. Дружба бесценна. Молодцы, ребята, мне нравится, как вы рассуждаете. Скажите, понравилась вам наша работа сегодня? Что интересного вы узнали? Что запомнилось вам? Кто хочет высказаться? Благодарю вас за хорошую работу.