Автор: Голубкова Ирина Константиновна, Сакович София Юрьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: ГБДОУ детский сад № 35 Колпинского района Санкт-Петербурга
Проект: Начало Империи

"Флоту быть"

 

Цель: расширение и закрепление знаний об основании города  Санкт-Петербурга  Петром первым и создании  русского флота.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с легендами об основании Санкт-Петербурга

- познакомить детей с историей возникновения города

- закрепить знания о его достопримечательностях

- способствовать формированию представления о том, что флот является основой могущества государства

Развивающие:

- способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации

- развивать представления детей о малой родине и Отечестве

- расширять словарный запас детей ( ботик, флот, легенда, адмиралтейство, флюгер, шпиль, шторм, рубка, ростр, )

- упражнять в подборе прилагательных к существительным

- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми

- развивать пространственную ориентацию, пользуясь картой

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде

- способствовать  формированию  гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские  духовные ценности

- воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу, ответственности, трудолюбия, сознания собственной востребованности в родной стране

- воспитывать культуру поведения настоящего петербуржца

Предварительная работа.

Чтение рассказов о Петре первом из книги С.Алексеева «Рассказы о русской истории», книги  В.Воскобойникова  «Жизнь замечательных детей « («Когда царь Петр Великий был маленьким»),  книги Л.Шиф «Путешествия по Петербургу с Аликом и Гусариком», рассматривание иллюстраций с изображением  достопримечательностей  города, рассматривание плана-карты Санкт-Петербурга, экскурсия к памятнику А.Меншикову, прогулка по Адмиралтейской улице, беседа у книжной полки «300 лет городу Колпино», знакомство с выставкой книг «Мой Санкт-Петербург», разучивание песен и стихотворений о Петербурге.

Материалы и оборудование:

Портрет Петра первого, цветные иллюстрации с изображением здания главного управления  Ижорского завода,. Петропавловской крепости, адмиралтейства, корабля петровской эпохи, мягкие блоки, «мачта с парусом» для строительства корабля, резиновые коврики для передвижения «по болоту», цветной план-карта Санкт-Петербурга,  бумага для оригами.

 

Ход проведения.

Библиотекарь спрашивает детей, как называется улица, на которой расположен наш детский сад. Дети отвечают, что это улица Адмиралтейская.

На экране появляется изображение здания главного управления Ижорского завода.

Почему она получила такое название? – спрашивает библиотекарь, и ребята должны ответить, что на нашей улице находился знаменитый Ижорский завод, на котором изготавливалось все необходимое для строительства кораблей.

- Совершенно верно, - говорит библиотекарь, а строительством кораблей занималось адмиралтейское ведомство. На заводе изготавливали для кораблей из металла гвозди, скобы, цепи, пластины, якоря. А наш город Колпино был основан 300 лет назад по указу Петра первого как поселение при Ижорском заводе.

На экране появляется портрет  императора Петра первого.

- Ребята, а вы узнали этого человека? Чей это портрет?

Дети отвечают, что это портрет Петра первого, и что он основал город Санкт-Петербург.

Библиотекарь: Правильно, ребята. Петр первый основал Санкт-Петербург и наш город Колпино. Но это случилось не сразу, потому что в начале его прав- ления земли эти были захвачены шведами. Их еще предстояло вернуть рос-  сийскому государству.

Библиотекарь обращает внимание детей на план-карту Санкт-Петербурга, объясняет, что голубым цветом на карте обозначена река Нева, а зеленым – острова  Адмиралтейский, Васильевский, Заячий, Городской, Аптекарский и др. На этих землях господствовали шведы. А молодой царь Петр жил тогда в Москве. Но однажды случилось вот что. Послушайте удивительную легенду. Царь Петр со своими друзьями любил играть в войну. И как-то однажды во время игры они оказались в старом сарае, где нашли ботик (лодочку), который мог идти по воде против ветра.

Появляется изображение ботика.

- Ребята, догадайтесь, как лодка плавала без весел?

Дети должны догадаться и сказать, что она передвигалась при помощи паруса.

- Юный Петр плавал по реке Яузе и мечтал о морских просторах. Так началось увлечение будущего Петра Великого морским делом. Пройдет время и он поедет за границу , чтобы научиться строить океанские парусные корабли.

Дети подходят к изображению военного корабля и рассматривают его части: палуба, мачта, парус, рубка, штурвал.

Ребята, а вы бы хотели вместе с Петром первым построить военный корабль и отправиться на нем в путешествие?

- Да!

- Повертелись, покрутились, в петровском времени очутились!

- Больше дела, меньше слов, чтоб корабль был готов!

Дети строят корабль из мягких блоков, стульчиков, кубиков, канатов.

Детям выдаются карточки для распределения обязанностей: левый и правый борт, ростр, сиденья, установка мачты, штурвала, паруса, Андреевского флага, названия корабля. Корабль готов. Звучит команда «Поднять якорь».

- Есть поднять якорь!

Включается музыка  - шум ветра и плеск волн.

Проводится игра «Поможем нашим парусам подняться».

- Вы должны сделать вдох через нос, задержать дыхание на секунду и выдохнуть с силой , чтобы поднялись воображаемые паруса.

Библиотекарь показывает на карте направление движения корабля по реке Неве , корабль подходит к заячьему острову.

На экране появляется портрет Петра первого, включается аудиозапись.

«Хорошее, красивое место. Зайцы на острове живут. А местность болотистая.

Когда я первый раз высадился здесь, случилось такое происшествие. Пошел я по острову, болото кругом, вода, сапоги проваливаются. Весна, лед тает, вода прибывает. Смотрю, сидит на пеньке маленький зайчишка. Увидел меня, обрадовался, да как прыгнет мне прямо в сапог! Вот так и  спас свою заячью жизнь! И решил я остров в честь его назвать Заячьим да крепость мощную на нем поставить, «назло надменному соседу». Так сему и быть!

Это событие произошло 27 мая 1703 года и считается днем рождения нашего города.

Библиотекарь: Ребята, я предлагаю вам высадиться на Заячьем острове и осмотреть его.  Проводится физкультминутка «По болоту Петр шел».

По болоту Петр шел,

Остров Заячий нашел.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.

Крепость новая стоит,

Пушками врагу грозит.

Бам, бам, бам, бам!

Не осталось зайцев там.

Водящий:   Зайцы пушек испугались,

                    По кустам все разбежались.

                    Я по острову пойду,

                    Шевельнется кто, найду!

Дети замирают. Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые пошевелились.

Проводится игра  «Перейди болото» при помощи резиновых ковриков.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите в свои бинокли. Что вы видите вокруг?

- Острова ( показываем на карте).

- Их захватили враги. Они господствуют  на море. Как вы думаете, что надо сделать для того, чтобы их победить?

Дети должны догадаться и сказать, что нужно построить много военных кораблей.

- Каким словом мы можем назвать большое количество кораблей?

Дети должны догадаться и назвать слово – флот.

На экране появляется изображение Адмиралтейства.

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном

Маленький кораблик высоко плывет –

Это символ города, здесь рождался флот.

Адмиралтейство – это одна из первых петровских построек в нашем городе.

Библиотекарь:  Ребята, а вы хотите помочь Петру первому построить флот, чтобы одержать победу над врагами?

- Да, хотим.

Тогда предлагаем вам отправиться в адмиралтейство, где мы с вами создадим флот в технике оригами.

Дети изготавливают кораблики, а затем размещают их на плане-карте акватории Невы. Закрепляется понятие  «флот».

Библиотекарь благодарит детей за участие в игре и предлагает устроить  в своей группе испытание «Какой корабль проплывет быстрее?». Дети должны установить свои кораблики на водной поверхности и дуть на парус.

 

Литература.

В.Н. Авсеенко «История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках», 1993г

В.М.Воскобойников «Жизнь замечательных детей», 2007г.

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий