Изменения в социально-экономической жизни общества затрагивают все сферы деятельности, в том числе и дошкольную педагогику, ставя перед педагогами одну из важных задач – воспитание делового человека, способного жить и трудиться в условиях рыночных отношений.
Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Анализ детских игр, их вопросов свидетельствует об интересе детей к проблемам, связанных с экономикой.
Ещё до школы детей начинают интересовать товарно-денежные отношения: назначение денег, как товар попадает в магазины, сколько стоят игрушки, сладости. Дети, со свойственным им любопытством, пытаются найти ответы на все эти вопросы.
В настоящее время, вряд ли найдется дошкольник, который не держал в руках монетку. Современные дети рано встречаются с экономикой, даже если их этому не учат. Детей повсюду окружает реклама, они ходят с родителями в магазины; участвуют в купле – продаже; узнают, что такое «моё», «твоё», «наше»; а в их лексикон включается все больше финансово-экономических терминов: акция, дёшево, дорого, деньги, цена, заработать, банковская карта и т.д. Дети быстро впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
К сожалению, как показывает практика, большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Очень часто можно наблюдать, как дети по-разному относятся к личной и общественной собственности. Придя в детский сад со своей игрушкой (дорогой для него вещью), ребенок в течение дня озабочен тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал и не испортил. Однако по отношению к игрушкам и другим вещам детского сада (т.е. тому, что принадлежит всем и лично ему в том числе) подобной озабоченности нет и в помине. Часто дети безжалостно портят, ломают, выбрасывают игрушки и предметы, совершенно не испытывая при этом чувства вины или беспокойства. Личные потери более болезненны.
И дело не в сломанной игрушке – из этих поступков постепенно складываются привычные формы поведения, вырабатывается определенный стиль жизни, изменить который будет не просто. Дети не осознают связь между трудом и деньгами; зачастую они не знают, кем работают родители, но зато видят, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат), если туда вставить волшебную карточку. А ещё можно приложить эту волшебную карточку к терминалу в магазине — и купить всё, что захочешь. Настоящую причину, почему деньги выдаются, а продукты оплачиваются, они не знают.
Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» становится в наше время наиболее актуальной.
Детям необходимо объяснить, что всё это происходит потому, что мама и папа трудятся, а деньги – это, прежде всего, мера оценки труда.
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко писал: «Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, и каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира. А ведь чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
В свою очередь Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, важной частью которой является и экономическая культура.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Необходимо детям показать, что бережливый человек это тот, кто бережёт вещи, содержит их в чистоте, кто закрывает кран с водой после использования, а, уходя из помещения, гасит свет. Научить детей отличать жизненно важные потребности от мимолётных желаний, на которые деньги тратятся впустую, не принося никакой пользы, не завидовать приобретениям сверстников.
Важно осознавать, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка - вкладчики, заемщики, налогоплательщики.
Именно поэтому знакомить детей с азами финансовой грамотности целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, чтобы не упустить колоссальный потенциал в развитии ребёнка, помочь ему вырасти человеком, ведущим ответственный, активный и открытый образ жизни. Экономические качества, заложенные в детстве, дадут больше шансов воспитать успевающего в жизни человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями.
А как обстоят дела с нашей финансовой грамотностью?
И часто наша неграмотность в финансовых вопросах приводит к возникновению
«финансового мошенничества»
Существует целый ряд случаев недобросовестного выполнения или умышленного невыполнения взятых обязательств по представлению товара или услуг с целью овладеть средствами потребителей.
Определите признаки, за которыми могут скрываться компании-мошенники (поставьте галочки)
Лицензия на право деятельности отсутствует, а по настойчивой просьбе клиента была предъявлена лицензия, выданная другой фирме. |
|
Активно ведется распространение информации о компании, особенно через соц. сети |
|
Устав фирмы не размещен в интернете, а в офисе вам его не хотят показывать |
|
Информация о компании размещена на нескольких сайтах, которые пользуются популярностью |
|
Фирма обещает гарантированно высокие проценты |
|
Просьба клиента получить возможность предварительно ознакомиться с договором игнорируется |
|
Клиентам предлагается пройти обучение, посетить установочный семинар |
|
|
Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры.
Каким, по вашему мнению, должен быть финансово грамотный человек?
Финансово грамотный человек – это… человек, который исходя из своих жизненных целей:
… и, благодаря этому, является самодостаточным и защищённым от непредвиденных обстоятельств.
Сегодня мы убедились, что для принятия серьезных финансовых решений человеку в современном мире необходимо владеть финансовой грамотностью. Это поможет принимать продуманные финансовые решения, планировать свой бюджет, осуществлять долгосрочные сбережения (например, с целью приобретения жилья, обучения или обеспечения жизни в старости) .
Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство».
И я хочу вам пожелать храбрости, мудрости и виртуозного овладения этим искусством.
А на память о нашей встрече я хочу вам подарить памятку о том, какими качествами должен обладать финансово грамотный человек.
До новых встреч.
Использованная литература
-Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / Молодой
ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349-351
-Тимофеева, Н. Г. Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) / Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 153-154.
-Хаустова, В. Н. Экономическое образование и воспитание младших школьников / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 6-8.
-Хламова, Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада / Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 39-41.
-Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжановская «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». – М.: ВИТА- ПРЕСС, 2019.-32с.