Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Согласно ФЗ РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 пп. 1-2, родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...», в то время как «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Таким образом, именно родители являются первыми педагогами для своих детей, и с них не снимается ответственность за формирование личностных качеств ребенка.
Конечно, взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребёнку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Эти трудности связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т.д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты - педагоги дошкольных учреждений, с активным использованием информационно-коммуникационных технологий.
В современном «цифровом обществе» рождается новое поколение детей. Они вносят изменения в традиционную систему воспитания и обучения. Информационно-коммуникативная деятельность для них – естественная среда обитания. Они – поколение технологической акселерации, Интернета и социальных сетей. Вырастая в таком окружении, они думают и обрабатывают информацию совершенно другим способом, нежели предыдущие поколения: изменились алгоритмы мышления. Они являются «носителями» цифрового языка. Это настолько кардинальное изменение, что в результате возникает проблема: между поколениями существует огромные различия. Предшествующее поколение не может понять современных детей цифрового общества, они сталкиваются с трудностями в процессе общения, сотрудничества и, конечно, в воспитании и обучении этого поколения.
Актуальность
Новым в реализации методических материалов является использование информационно-коммуникационных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса с целью выявления личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Воспитанник будет осваивать содержание новых профессий с использованием новых средств коммуникации, которые позволят получить новые знания о мире профессий более высокого уровня, а также помогут овладеть такими способами деятельности с ИКТ, которые будут применимы в его профессиональной деятельности в будущем. Знакомство детей с профессией – это неотъемлемая часть формирования финансовой и экономической грамотности. Очень важно научить детей осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно так, чтобы в будущем жить в достатке.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что современное высокоорганизованное, социально-ориентированное общество предъявляет
повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию. Для того чтобы сформировать экономически образованного человека, процесс целесообразного воспитания и образования следует начинать уже в дошкольном возрасте. Окружающий мир, повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях дошкольной образовательной организации формирует тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по ранней профориентации и экономического воспитания. Теоретическую основу составляют концептуальные основы экономического воспитания в России, труды зарубежных и отечественных педагогов, посвященные вопросам экономического воспитания (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); исследования по теории и методике экономического образования и воспитания детей школьного возраста (Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Г.Х. Гебеков, А.П. Казаков, В.Л. Каряев, A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, Л.Ю. Слепцова); Уже в дошкольном возрасте педагоги воспитывают культуру труда, формируют интерес и уважение к людям труда и самому процессу труда. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – сформировать разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей.
Цель: повысить информационную начальную компетенцию всех участников образовательного процесса и показать значимость информационно-коммуникационных технологий в формировании у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к труду, трудолюбия, уважительного отношения к человеку труда и результатам его профессиональной деятельности как компонента финансовой грамотности.
Задачи:
- улучшить качество воспитательного процесса в семье путем эффективного применения возможностей ИКТ.
- повысить педагогическую просвещенность родителей (законных представителей) дошкольников в области ранней профориентации и формирования у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о финансовой грамотности;
- сформировать умение у дошкольников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Через игру дошкольник осваивает и познает мир. Она является тем механизмом, который превращает требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Во время игры дошкольник подражает формы общественных отношений людей, постепенно осваивает моральные нормы поведения и начинает руководствоваться ими в своих отношениях со взрослыми и другими детьми. Во время различных игр дети обмениваются игрушками и другими предметами, продают их, покупают, работают с ними, тем самым обогащая собственный экономический опыт. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
С целью формирования элементарных экономических знаний и финансовой грамотности дошкольников разработаны и внедрены мультимедийные дидактические игры по ранней профориентации, по формированию финансовой грамотности и элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Мультимедийные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности дети также воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие ФГОС ДО.
Они с воодушевлением реагируют на бурные аплодисменты, расстраиваются, когда звучит барабанная дробь или взрыв, что означает неправильный ответ.
Вашему вниманию представлена мультимедийная дидактическая игра по финансовой грамотности старших дошкольников «Семейный бюджет».
Мультимедийная игра «Семейный бюджет».
Задачи:
- расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
- познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
- развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
- воспитывать у дошкольников уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
№ слайда |
Действия и возможный вариант пояснений педагога |
№1
|
Мультимедийная игра «Семейный бюджет».
|
№ 2
|
Дети нажимают левой кнопкой мыши на значок , звучит краткое описание. Ребенок слушает |
№3
|
Дети нажимают левой кнопкой мыши на значок и слушают.
Нажимает переход к следующему слайду. |
№4
|
Дети нажимают левой кнопкой мыши на значок и слушают. Заработная плата – это вознаграждение, получаемое работником за его труд или другими словами, цена его труда. Нажимает переход к следующему слайду |
№5
|
Игра «Найди основной доход семьи». Ребенок рассматривает изображение на слайде. Ребёнку необходимо найти и выбрать картину, которая не относится к заработной плате Наводит курсор мыши на необходимую картинку, нажимает левой кнопкой мыши на нее. При правильном нажатии на картинку, звучат аплодисменты, если ребёнок ошибается, картинка исчезает. |
№6 |
Игра «Что важнее?» Из предложенных картинок ребенок выбирает, что не относится к постоянным расходам семьи. Объясняет свой выбор. Затем наводит курсор мыши на красный прямоугольник, который перемещается и закрывает правильную картинку. |
№7
|
Игра «Поход в магазин». Ване мама дала 10 рублей, и мальчик оправился в магазин. Ребенку необходимо посчитать сколько стоят продукты. Затем выбрать товар, который сможет купить мальчик Ваня без сдачи, т.е. за 10 рублей. |
№8
|
Игра «Поход в магазин». Пете мама дала 5 рублей, и мальчик оправился в магазин. Ребенку необходимо посчитать сколько стоят продукты. Затем выбрать товар, который сможет купить мальчик Петя без сдачи, т.е. за 5 рублей. |
№9
|
Игра «Где нужно хранить деньги?» На слайде представлены изображения предметов и зданий, где можно безопасно хранить деньги. При нажатии левой кнопкой мыши на нужную картинку, звучат аплодисменты. |
№10
|
Игра «Найди отличия». На слайде представлены две купюры номиналом 500 рублей, купюра в верхнем левом углу фальшивая. Ребёнку необходимо найти 7 отличий на купюре в левом верхнем углу от купюры в правом нижнем углу. При нажатии на купюру, появляется красный овал. |
Заключение
Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.
В ходе реализации моего проекта «Мы граждане цифрового мира», были разработаны и внедрены в образовательный процесс авторские дидактические пособия: виртуальные экскурсии, видеоролики, семейные фотоальбомы, мультимедийные дидактические игры и презентации к конспектам образовательной деятельности.
На сайте структурного подразделения «Детский сад №19 «Ласточка» ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный создана личная страница воспитателя, на которой я могу поделиться опытом своей работы http://dou19.yartel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=40&catid=26&Itemid=134
Серия авторских мультимедийных дидактических игр по формированию финансовой грамотности https://cloud.mail.ru/public/dChd/7LP3dgGK6
Список литературы: