Введение
Методическая разработка урока по теме: «Пластиковые карты. Их виды. Пользование пластиковой карточкой» разработана на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы бюджетной грамотности». Использована в профессиональной подготовке по профессии 26527 «Социальный работник» для выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Урок подготовила и провела преподаватель учебной дисциплины Мизильская Наталья Николаевна в группе профессионального 26527 «Социальный работник».
Возрастная группа: учащиеся 15 – 20 лет.
Урок дан с помощью мультимедийной презентации на интерактивной доске. На уроке демонстрировались видео показы «Как изготавливают пластиковые карты» и «Правила безопасного использования банковских карт». В своей работе преподаватель использовала современные образовательные технологии:
- игровые технологии,
- информационно-коммуникативные технологии,
- групповые технологии,
- кейс-метод,
- практическое обучение,
- здоровьесберегающие технологии.
После проведения урока учащийся должен:
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- владеть информацией о банковских картах и видах карт.
Знать:
- правила безопасного использования банковских карт,
- последствия неуплаты израсходованных денежных средств с кредитных карт.
Наименование учреждения: Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением».
Контактные данные:
- рабочий телефон +7 (861-91) – 4-75-82
- эл. почта: shi_novoleush@mtsr.krasnodar.ru
Содержание мероприятия
Тема урока: Пластиковые карты. Их виды. Пользование пластиковой карточкой
Цель: расширение знаний учащихся о пластиковой карте, её видах, области применения.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Методы обучения:
Приемы эффективного урока:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, разновидности пластиковых карт.
Ход урока
Работа ведется с помощью презентации на интерактивной доске
- проверка явки учащихся, внешнего вида;
- проверка готовности обучающихся к занятиям;
- наличие тетрадей.
- Ребята, у меня в руках монетки и бумажные купюры номиналом 10 рублей. Я предлагаю вам взять на выбор монетку или бумажную купюру. Для чего вам эти монетки и купюры вы узнаете в течение урока.
Слайд 3. Этот урок я хочу начать с небольшой притчи: «Жили-были два человека, жили они очень бедно. А когда однажды им стало совсем худо, и нечего было есть, они обратились к Богу:
- Господи! Помоги нам.
На что он им ответил:
- Видите вон ту гору? Поднимитесь на ее вершину, а по мере того, как будете подниматься, собирайте все, что встретите на своем пути.
Слайд 4. И отправились они в путь. Трудно было им подниматься в гору, но на своем пути путники встречали много драгоценных камней и золота. Когда они добрались до середины пути, один из них сказал:
Слайд 5. - Я устал и не пойду дальше, мне хватит этого богатства.
И пошел обратно. Но как только он спустился вниз, все его драгоценности превратились в камни и булыжники.
Слайд 6. А второй, все-таки решил добраться до цели. Его мешок был уже полон и тяжел, но он продолжал свой путь.
Взобравшись на вершину, он собрал столько богатства, что его хватило ему до конца жизни».
- Вы спросите: к чему все это? Я вам отвечу.
Слайд 7. Вы тоже идете по «горному серпантину» к вершине горы под названием «Овладение знаниями», преодолевая препятствия на своем пути. Сегодня вам предстоит преодолеть еще одно из них.
Слайд 8. Предлагаю вам решить задачку, и вы узнаете тему нашего урока.
Слайд 9. Петя Васечкин в лотерею выиграл крупную сумму денег. Через определенное время его пригласили в банк для того, чтобы забрать выигрыш. Петя купил большую сумку, в которую планировал положить деньги. Выигрыш ему отдали, но с банка он вышел с пустой сумкой. Где же делись деньги?
- Петя вышел с банка с банковской картой, на которую был переведен выигрыш.
Слайд 10. - Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о пластиковых картах, их видах и о пользовании пластиковой карточкой.
Деловая игра «Ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «пластиковая карта»? (Возможные варианты: оплата в магазине, оплата через Интернет, зарплата на карту, кэшбэк).
Слайд 11. Каждый день люди сталкиваются со всевозможными денежными операциями. Кто-то берет кредиты, кто-то открывает в банке вклады, кто-то снимает денежные средства со сберегательной карты, а кто-то открывает счет или осуществляет денежные переводы, кто-то совершает платежи. Сейчас достижения научно-технического прогресса позволяют проводить многие финансовые операции, не покидая квартиры, без использования наличных денег (купюр, монет).
Слайд 12. Банковские карты являются неотъемлемой частью нашей современной жизни. Но раз мы не можем обойтись без банковских карт, необходимо научиться правильно ими пользоваться.
Слайд 13. Историю возникновения банковской карты нам расскажет Оля.
Слайд 14. Банковская платежная карта появилась в 50-х годах 20-го столетия и является одним из 10-ти самых весомых изобретений в сфере денег.
Сначала это был просто кусочек картона, затем он стал работать по принципу перфокарты, в начале 1970-х была разработана магнитная полоса, а в конце 1990-х в кредитные карты стали интегрироваться чипы. В это время карты начинают распространение в России. Широкое распространение получили только в последние годы.
- Спасибо, Оля.
- Ребята, давайте посмотрим видео о том, как сейчас изготавливают карты.
Слайд 15. Просмотр видео «Как изготавливают пластиковые карты». (https://cbkg.ru/articles/plastikovye_karty.html)
Продолжаем урок.
Слайд 16. Ребята, скажите для чего используют банковские карты? (Для снятия наличных, оплаты товаров и услуг).
Правильно, но чаще всего наше знакомство начинается с зарплатной карты.
Слайд 17. Такая карта называется дебетовая. Это банковская карта, позволяющая владельцу распоряжаться своими деньгами в пределах суммы, находящейся на его счете. На карте может быть несколько счетов.
Еще есть кредитная карта – это тоже банковская карта, но на ней находятся деньги банка. То есть владелец кредитной карты может распоряжаться этими деньгами, но на условиях платности и возвратности. То есть брать в долг на определенное время, но потом обязательно возвращать эти деньги.
Внешне эти карты ничем не отличаются. Но как же выглядят банковские карты?
Слайд 18. - Это прочный пластиковый прямоугольник. Ее обычный размер – 54 х 86 мм.
Слайд 19. На пластиковой карте может быть нанесена магнитная полоса или чип, либо их комбинация. Каждая карточка содержит записанную особым способом информацию.
Чтобы правильно обращаться с банковскими картами давайте на примере посмотрим, как они выглядят и что должно на них отображаться.
Лицевая сторона:
Оборотная сторона:
Пользоваться банковскими картами удобно, но помните, что за это взимается плата:
- выпуск (перевыпуск) карты;
- обслуживание карты;
- выдача наличных средств через банкоматы других банков;
- получение SMC-уведомлений.
Слайд 20. Дебаты «За» и «Против банковской карты»
- Ребята, в начале урока каждый из вас взял на выбор монетку или бумажную купюру. А нужны они нам для того, чтобы вы смогли разделиться на две группы: 1-я группа, у кого монетки, 2-я группа – бумажные купюры. Сейчас мы с вами проведем дебаты. 1-я группа должна нам доказать, что банковские карты нам нужны, а 2-я – что не нужны. На работу в группе вам отводится 5 минут.
По истечении времени предлагаю 1-ой группе объявить свои доказательства, а затем выслушать 2-ю группу. Выиграет та группа, у которой доказательств больше.
- Молодцы ребята.
- Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
Слайд 21. - Современному человеку необходима пластиковая карта, так как она обеспечивает мобильность, удобство использования, возможность совершать безналичные платежи.
Но… Соблюдайте правила безопасного использования банковских карт.
Вы уже знаете, что деньги на банковской карте находятся под паролем, и украсть их сложнее, но существует много форм мошенничества с банковскими картами.
- Ребята, давайте посмотрим видео «Правила безопасного использования банковских карт».
Слайд 22. Просмотр видео «Правила безопасного использования банковских карт».
- Ребята, а что делать, если с карты пропали деньги?
Слайд 23. Если со счета владельца карты произошло несанкционированное списание денежных средств, то следует незамедлительно (не позднее следующего дня) обратиться с заявлением в банк, в котором сообщить о пропаже денег и запросить распечатку движения денежных средств.
Одновременно следует подать заявление в полицию с просьбой провести проверку в порядке ст. 144 УПК РФ и решить вопрос о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств. В заявлении желательно отразить:
- передавалась ли карта посторонним лицам;
- где использовалась банковская карта (банкоматы, сервисы, интернет магазины и т. д.);
- при каких обстоятельствах было обнаружено хищение;
- иные сведения, которые связаны с хищением.
Слайд 24.
На интерактивной доске появляется задание.
Банковская карта, позволяющая владельцу распоряжаться своими деньгами в пределах суммы, находящейся на его счете. На карте может быть несколько счетов. |
Зарплатная |
Кредитная |
Банковская карта, но на ней находятся деньги банка. Владелец этой карты может распоряжаться этими деньгами, но на условиях платности и возвратности. |
Слайд 25.
Вспомните, какая информация должна быть на лицевой стороне карты.
Как вы думаете, что забыл указать банк?
- Не хватает Срока действия карты (месяц и год окончания срока действия карты).
Слайд 26. - А, что не хватает на оборотной стороне?
- Не хватает Кода проверки подлинности карты.
- Правильно. Молодцы!
- Назовите мне несколько советов по безопасному использованию банковской карты.
Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Я думаю, что вы теперь имеете представление, что такое банковская карта, чем отличается дебетовая карта от кредитной и знаете, что делать, если у вас пропали все деньги со счета карты.
А, чтобы не забыть правила безопасного использования карт, я вам подготовила памятку «10 правил безопасного использования карт»
Используемая литература
Интернет-ресурсы