Автор: Бурдаева Наталия Титовна
Страна: Российская Федерация
Город: Пыть-Ях
Организация: МДОАУ црр -д/с "Аленький цветочек"
Проект: Вне проекта

Школа пешехода

 

Выходя на улицу, 
Приготовь  заранее, 
Вежливость и сдержанность, 
А  главное, внимание!

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются  прочные  основы  опыта  жизнедеятельности,  здорового  образа жизни. Ребенок  по  своим  физиологическим  особенностям  не  может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на родителей и педагогов возложена миссия по обеспечению безопасности жизни детей дошкольного возраста.  
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. По статистике основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий.  Около  80%  всех  ДТП  происходит  из-за  нарушений  водителями правил дорожного движения, как по незнанию этих правил, так и по нежеланию их  выполнять.  Каждой  десятой  жертвой  в  них  становится  ребенок.  У дошкольников  отсутствует  защитная  реакция  на  дорожную  обстановку, свойственная  взрослым.  Жажда  знаний,  желание  постоянно  открывать  что-то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями. 
Именно  поэтому  детей,  начиная  с  дошкольного  возраста,  необходимо   обучить  правилам  дорожного  движения,  и  привить  им  устойчивые навыки  безопасного  поведения  в  любой  дорожной  ситуации.
П. Лич и П. Статмэн в своих  исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников  в  обучении  персональной  безопасности  состоит  в  том,  что  они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. 
Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах  в  отечественной  педагогической  науке  отдельно  не  исследовались,  но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. 
Как  же  добиться  усвоения  ребенком  соответствующих  норм  и  правил дорожного движения? Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая  о  безопасности,  нельзя.  
Рабочая программа  по кружковой работе «Зеленый огонёк» – это возможность  доступно  разъяснить правила  ребенку,  донести  до  него  смысл опасности  несоблюдения  правил,  научить  навыкам  безопасного  общения  со сложным миром  улиц и дорог. Рабочая программа  разработана на основе образовательной программы ДОУ, парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. и авторской  разработки  Е.И.  Шаламовой  «Правила  и  безопасность дорожного движения». 
Рабочая программа  по кружковой работе «Зеленый огонёк» разработана в соответствии с федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного образования  (далее – ФГОС  ДО)  приказ  №  1155  от  17  октября  2013  года  с  учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»  под  редакцией  Н.Е.  Вераксы,  Т.  С.  Комаровой,  М.А.  Васильевой.  Соответствует  требованиям  СанПиН  2.4.1.  3049-13  и обеспечивает обучение детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных  и  индивидуальных  особенностей  правилам  дорожного  движения,  формирования  устойчивых навыков  безопасного  поведения  в  любой  дорожной  ситуации.

Цель  программы.
Формирование элементарных  представлений  о  правилах безопасного поведения на дороге;  воспитание  осознанного  отношения  к необходимости выполнения этих правил. 
Задачи: 
1.  Формирование у дошкольников знаний и представлений об основных правилах дорожного движения.
2.  Формирование устойчивых навыков правильного поведения на улице и в общественном транспорте. 
3.  Воспитание  у  дошкольников  ответственности  за  свою  безопасность,  осознанного желания соблюдать правила дорожного движения. 
4.  Формирование  у  родителей  воспитанников  устойчивого  интереса к  проблеме  безопасности  детей – как участников  дорожного  движения, привлечение родительского сообщества к  непосредственному и активному участию в процессе реализации данной программы. 

Срок реализации Рабочей программы: 01.09.2019 – 31.05.2020 года.

Рабочая программа предполагает  систематическую  разноплановую  работу, использование творческих методов и приемов обучения, и воспитания детей, а также  активные  формы  организации  просвещения  родителей  по  данной проблеме.  Комплексное  решение  вопросов,  сотрудничество  с  ОГИБДД ОМВД  г. Пыть-Ях,    в  ходе реализации  программы  позволит  создать  условия  для  привития  детям  устойчивых  навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения. Используемые в ходе работы ситуационные формы  обучения,  максимальное  разнообразие  приемов  и  средств,    творческий поиск позволят: 
-  ребенку научиться осознанному отношению к личной безопасности и безопасности окружающих на дороге
-  привлекать  родителей  к  осуществлению  взаимодействия  с  дошкольным образовательным учреждением по вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.

Ожидаемые результаты  реализации Рабочей программы: 

Ребенок овладеет базовыми правилами поведения на дороге: 
     - умением  предвидеть  возможную  опасность на дороге,  правильно её оценивать, находить  способы избежать ее; 
     - умением  выбирать  адекватную  модель  поведения  в  дорожных ситуациях; 
     - действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге; 
     - представлением  о  возможных  негативных  последствиях  для  других людей своими неосторожными действиями; 
     - проявлением дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения на дороге. 


Учебный план

Рабочая программа «Зелёный огонёк» включает в себя  перспективно-тематический  план по обучению безопасному поведению детей на дороге. Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет. 
Организация  кружковой  деятельности  по  обучению  детей  основам безопасного поведения на дороге осуществляется 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.


1. Принципы Рабочей программы «Зелёный огонёк»

Жизненная  среда  может  и  должна  развивать  ребенка,  служить  фоном  и посредником  в  личностно-развивающем  взаимодействии  с  взрослыми  и другими  детьми.  Тактика  построения  развивающей  среды  определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Вся программа в силу ее особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов: 
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем. 
Принцип  наглядности  –  дети  должны  сами  все  увидеть,  услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. 
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую  деятельность  с  целью  стимулирования  активной  жизненной позиции. 
Принцип  сезонности.  Если  в  зимний  период  педагоги  часто ограничиваются методическими пособиями, то в остальные времена года организовывают  экскурсии  к  проезжей  части,  игры по ПДД на прогулке, в «Городке ПДД».  
Принцип  интеграции.  Задачи Рабочей программы «Зелёный огонёк»  включаются  в  тематику других занятий: изобразительная деятельность, конструирование и т.п.
Принцип преемственности построен на взаимодействии с воспитанниками в условиях образовательного  учреждения  и  семьи.  Основные  разделы  программы являются достоянием родителей, которые не только продолжают беседы с ребенком  на  конкретные  предложенные  педагогом  темы,  но  и выступают активными участниками педагогического процесса.   

2.  Содержание Программы

2.1.  Перспективно-тематическое планирование

Перспективный  план  составлен  с  учетом  возрастных  особенностей,  материально-технической  базы  ДОУ  и    интеграции образовательных областей (Приложение 1). 
Примерами интеграции образовательных областей служат: 
 -  информирование  о  правилах  безопасности  жизнедеятельности  с  целью избежания  несчастного  случая  на  дороге,  способного  повлечь  за  собой травмирование организма, организация подвижных и спортивных игр по ПДД, обучение катанию на велосипеде («Физическое развитие») 
 -  организация  дидактических,  развивающих  игр  по  ПДД,  формирование навыков  общения  с  окружающими  как  участникам  дорожного  движения (сверстниками,  взрослыми);  организация  встреч  с  сотрудниками ОГИБДД («Социально-коммуникативное развитие»); 
- активизация мышления при использовании «мозгового штурма», других методов моделирования ситуаций на дороге, просмотр и обсуждение познавательных книг,  фильмов  о правилах  поведения  на  улице,  дороге;  использование обучающих  игр  по  ПДД;  («Познавательное развитие»); 
 - составление рассказов о правилах поведения на дороге, использование в работе  литературно-художественных  произведений  и  текстов  о  безопасном поведении  детей на дороге,  организация  игр  на  основе  литературно-художественных произведений («Речевое развитие»)
- привлечение внимания к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ (выставки),  художественно-творческая  деятельность  по  теме, использование музыкального сопровождения при организации деятельности по формированию знаний по ПДД («Художественно-эстетическое развитие»).


3.  Условия реализации Программы

3.1.  Методическое обеспечение
Своевременная  и  качественная  подготовка ребенка  к  условиям  безопасного  дорожного  движения имеет существенное значение для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения  дорожно-транспортных  происшествий  с  их  участием. Работа  по  обучению правилам  дорожного  движения  осуществляется  как  в  ходе  специально организованной  кружковой  деятельности,  так  и  в  ходе  режимных моментов. 
Содержание  кружковой  деятельности  по  формированию  основ безопасного поведения на дорогах у детей строится с  использованием  разнообразных методов и приемов.
Ведущими, среди которых являются: 
- Метод  наблюдения  и  беседы  –  это специально  организованное восприятие  исследуемого  объекта,  процесса  или  явления  в естественных  условиях  с  последующим  обсуждением интересующих  вопросов.  Он  носит  разъяснительный, познавательный и определяющий характер. 
- Игровой  метод  –  предполагает  использование  различных  компонентов игровой  деятельности  в  сочетании  с  другими  приёмами:  показом, пояснениями,  указаниями,  вопросами.  Ведущая  роль  принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей. 
- Наглядный  метод  –  это  форма  усвоения  знаний,  умений  и  навыков  в зависимости    от  применяемых  при  обучении  наглядных  пособий  и технических средств обучения. 
- Практические  упражнения  –  это  систематическая  отработка  умения  и навыка  путем  ритмично  повторяющихся  умственных  действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога  и  воспитанника  или  в ходе    специально  организованной индивидуальной  деятельности.  Функция  метода  направлена  как  на приобретение  знаний,  так  и  на  перевод  их  в  плоскость  учебных  и практических  умений  и навыков  с  последующим  совершенствованием  до репродуктивного и творческого уровня. 
- Метод  моделирования  опасных  и  безопасных  дорожных  ситуаций. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и  дорожно-транспортных  ситуаций,  в результате  которых  произошли или могут произойти ДТП. 

3.2 Взаимодействие с родителями воспитанников

Согласно ФГОС ДО части 3.1. пункта 8 – работа с родителями (законными  представителями)  должна  учитывать  современные подходы к  взаимодействию педагога с семьями воспитанников ДОУ.  
Именно  поэтому  одной  из  приоритетных  задач  программы  является создание условий для активного участия родителей по вопросам приобщения детей к этике дорожно-транспортного поведения.  
Деятельность  по  воспитанию  культуры  дорожного  движения  и предупреждения  детского  дорожно-транспортного  травматизма  носит разноплановый  характер  и  не  ограничивается  рамками  детского  сада.  Используются  различные  формы  взаимодействия  с  родителями воспитанников. 

3.3 Взаимодействие с педагогами

Запланированы   различные  мероприятия  по расширению  знаний воспитателей о формах  и  методах  работы  с  детьми,  организации  различных  видов деятельности по ПДД.

3.4 Взаимодействие с социальными партнерами

Успешной  работе  по  обучению  детей  безопасному  поведению  на  дороге способствует  взаимодействие  с  инспекцией  ОГИБДД ОМВД г. Пыть-Ях.
По  всем  возникающим  вопросам  педагогов и родителей  консультируют  работники инспекции ОГИБДД ОМВД г. Пыть-Ях – так повышается уровень образования воспитателей, педагогической компетентности родителей в данном вопросе. (Приложение 4).

4.  Создание предметно-развивающей среды

Успешная реализация Рабочей программы «Зеленый огонек» возможна при условии создания соответствующей  развивающей среды. Один из основных компонентов развивающей среды в группах являются уголки дорожной безопасности.
При  организации  уголка  дорожной  безопасности     учитывался  ряд требований: 
- безопасность  –  все  оборудование,  дидактический  материал,  пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности; 
- доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности; 
- педагогическая  целесообразность  –  наполнение  уголка  должно  быть простым  и  понятным  для  дошкольника  и  отражать  реальную  картину  мира, меняться в соответствии с планом работы. 
- насыщенность  среды  (соответствие  возрастным  возможностям  детей  и содержанию  Программы)  -  представлена  в  виде  дидактических,  сюжетно - ролевых игр, пособий; 
- трансформируемость  (возможность  изменений  ППС  в  зависимости  от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.; 
- полифункциональность  (возможность  разнообразного  использования)  - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет,  форма,  величина,  представление  о  пространственных  изменениях), речевое развитие. 
- вариативность  (разнообразие,  периодическая  сменяемость  игрового материала)  -  например,  повторяются  правила  поведения  на  дороге  в  разное время года, идет сравнение. 

Примерный перечень оборудования уголка дорожной безопасности:
- наглядно-иллюстрированный материал; 
- настольно-печатные игры; 
- передвижной модуль, изображающий схему города с элементами зданий и автотранспорта; 
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; 
- детская художественная литература по тематике дорожного движения;
- конструкторы; 
- пособия и игры по обучению детей ПДД; 
- безопасные маршруты «Дом – детский сад», разработанные для каждого ребенка;
- действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
- картотека  «опасных  ситуаций;     
- альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия); 
- аудио- и видео-технические средства. 
Для моделирования ситуаций по правилам дорожного движения во дворе ДОУ обустроен игровой комплекс «Автоплощадка», где  обозначены разметкой проезжая часть, тротуар и пешеходный переход. Приобретены атрибуты для его оборудования: мобильный действующий светофор, дорожные знаки на штативах, велосипеды, самокаты. 
Развивающая среда для развития детей дошкольного возраста создана согласно временным требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении и в соответствии современными санитарно-эпидемиологическими нормами.

5. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Рабочей программы «Зелёный  огонёк»

 Выявление  уровня  усвоения  воспитанниками  знаний  о  правилах дорожного  движения  и  умения  их  практического  применения  основано на использовании  диагностической  методики,  предложенной Е.И.  Шаламовой. Методика  носит  тестовый  характер,  процедура  ее  проведения  и  система бальной  оценки  стандартизированы,  что  позволяет  наглядно  представить уровень  сформированности  у  детей  знаний,  умений  и  навыков  по  ПДД.  Для систематизации работы по обучению детей ПДД выделено 5 блоков: 
Улица  –  знакомство  с  элементами  улицы,  дороги,  безопасными местами для игр, дорожной разметкой, дорожными знаками, работой светофора. 
Водители  –  знакомство  с  правилами  поведения  водителей, дорожными знаками для водителей. 
Пешеходы – обучение правилам перехода через дорогу, знакомство с обязанностями пешеходов. 
Пассажиры  –  обучение  правилам  посадки,  высадки  и  движения  вразличных видах транспорта, элементарными правилами поведения в общественном транспорте, знакомство с обязанностями пассажиров. 
Инспектор  ГИБДД  –  знакомство  с  трудом  сотрудников  ГИБДД,  в том числе регулировщика. 
Определены  уровни  усвоения  знаний  и  умений  по  ПДД  для  старшего дошкольного возраста

Уровни усвоения ребенком знаний и умений по ПДД 

Знает: 
- Правила безопасности поведения на улице, дороге, в транспорте в различных погодных условиях. 
- Значение дорожной разметки; сигналов транспортного светофора-регулировщика; световых и звуковых сигналов автомобилей. 
- Участников дорожного движения, их обязанности. 
- Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов. 
- Виды автотранспорта. 
- Что такое пассажирский транспорт; где его ожидают люди; как называют людей, едущих в пассажирском транспорте; правила посадки и высадки из общественного транспорта. 
- Опознавательные знаки транспортных средств. 
- Что делают водитель, сотрудник ГИБДД. 
- Названия и назначение дорожных знаков. 
- Разновидности дорожных знаков: информационно-указательные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, знаки приоритета, знаки особых предписаний. 
- Средства регулирования дорожного движения. 
- Правила перехода через дорогу. 
- Что такое перекресток, зебра. 
- Как определить, куда поворачивает автомобиль. 
Умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада на улицах города. 
Освоил культуру поведения на улице (в автобусе). 

Шкала оценки знаний ребенком ПДД по блокам  

Блоки    
Уровни освоения


Улица    3 балла: ориентируется в пространстве; знает цвета, элементы дороги, улицы; свободно ориентируется на местности вокруг детского сада, относительно дорог и транспортных средств. 
2 балла: показывая и называя элементы дороги, улицы, допускает незначительные ошибки; путает понятия «слева - справа»; ориентируется на местности вокруг детского сада с помощью воспитателя. 
1 балл: не различает левую и правую стороны; путает названия элементов дороги; затрудняется в ориентировке на местности вокруг детского сада


Водитель    3 балла: знает дорожные знаки, объясняет их значение; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; безошибочно показывает и называет виды транспорта, части машин, классифицирует транспорт по назначению, знает значение предупредительных сигналов автомобилей. 
2 балла: знает значение сигналов светофора, дорожных знаков, но допускает ошибки в их классификации; умеет рассказать о работе сотрудников ГИБДД; допускает незначительные ошибки в различении видов транспорта, его классификации, в объяснении значений предупредительных 
сигналов автомобиля. 
1 балл: знает значение сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ГИБДД; затрудняется в различении видов транспорта, его классификации, не знает значения предупредительных сигналов автомобиля

Пешеходы     3 балла: знает правила безопасного поведения на улице. 
2 балла: допускает неточности в объяснении последовательности правил перехода через дорогу; знает, где можно и где нельзя играть, особенности поведения в различных погодных условиях. 
1 балл: рассказывает о правилах безопасного поведения на улице только с помощью воспитателя


Пассажиры    3 балла: знает правила поведения в общественном транспорте. 
2 балла: допускает неточности в объяснении правил поведения в общественном транспорте. 
1 балл: рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте только с помощью воспитателя  

Инспектор ОГИБДД ОМВД    3 балла: умеет различать группы дорожных знаков, знает дорожную разметку, средства регулирования может рассказать о работе сотрудников ОГИБДД. 
2 балла: допускает неточности в объяснении правил, ошибки в классификации дорожных знаков; умеет рассказать о работе сотрудников ОГИБДД. 
1 балл: знает значения сигналов светофора, но путает названия дорожных знаков, не классифицирует их, имеет представление о работе сотрудников ОГИБДД 
 Подведение итогов: 
Старший дошкольный возраст (6-7 лет):  0 – 5 балла – низкий уровень, 6 – 10 баллов – средний уровень, 11 – 15  баллов – высокий уровень.
  
Список литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л,Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам  безопасности  жизнедеятельности  детей  старшего  дошкольного возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1998г. 
2.  Авдеева  Н.Н.,  Князева  О.Л,  Стеркина  Р.Б.  Безопасность  на  улице  и  на дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.- М: АСТ-ЛТД, 1997г. 
3. Денисова Д. Как перейти дорогу. М: «Мозайка-синтез» 2004г. 
4. Добрушин А. Как беречь детей.- Таллин: Валгус 1976г. 
5.  ДобрушинА.Для  родителей.  Как  научить  ребенка  не  попадать  в  типичные дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г. 
6. «Дошкольное воспитание»№7.2007г. 
7. Майорова Ф.С.Изучаем дорожную азбуку- М: «Скрипторий 2003г»,2008г. 
8.  Николаева С.О. Занятия по культуре поведения. М: «Владос»2002г. 
9. Правила дорожного движения. М: Питер 2008г. 
10. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г. 
11.  Скоролупова  О.А.  Комплекс  наглядных  пособий  по  теме  правила  и безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г. 
12.  Е.И.  Шаламова  «Правила  и  безопасность  дорожного  движения» Москва «Скрипторий 2003» 2013г.  

4 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий