Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обозначить положительное влияние раннего финансового просвещения детей дошкольного возраста на дальнейшее становление их личности;
- продемонстрировать на практическом примере варианты игровых упражнений с детьми в рамках формирования основ финансовой грамотности;
- способствовать сплочению коллектива родителей.
Материалы и оборудование: карточки синего и красного цвета по количеству родителей, материал для игры «Закончи предложение».
Ход мастер – класса
(Родители входят в музыкальный зал ДОУ, получая входные билеты-карточки синего и красного цвета).
Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада встрече с вами. Сегодня перед нашей встречей я зашла в магазин, где стала свидетелем одной, достаточно часто встречающейся, ситуации. Мама тащила своего ребенка за руку через весь торговый зал, а он упирался и требовал купить дорогостоящую игрушку. Знакомая ситуация?
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую одежду и игрушки, лучшую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы грамотно распоряжаться деньгами? К сожалению, не всегда. Иначе, нам бы очень редко встречались подобные проблемы с детьми в магазине.
Каким бы ни было наше материальное состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, избегая при этом лишних трат.
И для этого учиться надо начинать еще в детстве. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в покупке товаров, овладевая первичными экономическими знаниями пока еще на житейском уровне. И важно научить ребенка распределять средства финансово грамотно.
Это значит, что ребенок должен стать осведомленным в финансовых вопросах, научиться ценить деньги, заработанные родителями и, в дальнейшем, научиться зарабатывать и управлять деньгами.
И вот тут-то мы должны стать для ребенка авторитетными людьми, наставниками, которые помогут правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. А сделать это легче через то, что ближе и понятнее детям:
- загадки;
- пословицы;
- сказки;
- игры.
Главное при этом - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. И сегодня, уважаемые родители, я предлагаю вам немного поиграть. А играть мы будем не в обычные игры, а в игры финансовые. И так, начнём с разминки, которая называется «Закончи предложение». Вам нужно составить целое предложение, соединив его начало и конец.
Люди ходят на базар велосипед экономит деньги.
Мотоцикл экономит время, а взял кредит, внеся залог.
За сметану, хлеб и сыр, брали для этого в банке мы ссуду
И врачу, и акробату обязательно цена.
Чтобы партнёров не мучили споры, там дешевле весь товар.
Чтобы дом купить я смог, в кассе чек пробил кассир.
Мебель купили, одежду, посуду выдают за труд зарплату.
На товаре быть должна пишут юристы для них договоры.
Воспитатель: Вы убедились, что тема финансов достаточно сложная. Но сегодня я расскажу вам секреты, как обучают детей финансовой грамотности в детском саду, и как вы можете научить их этому дома.
Конечно, вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки. А знаете ли вы, что с помощью загадок детей можно знакомить с финансовыми терминами? Сейчас мы в этом убедимся.
Предлагаю вам загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… (проценты)
6. Всё, что в жизни продаётся, одинаково зовётся: И крупа, и самовар, называются…(товар)
7.Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
8.И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату).
9. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата…… (банкомат)
10.Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (рекламы)
Воспитатель: С помощью таких загадок ваш ребенок не только усвоит экономические термины, но и научится рифмовать слова.
Воспитатель: Как же мы забыли про сказки! Ведь практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? («Колобок»)
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? («Репка»)
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. («Кот в сапогах»)
Воспитатель: Молодцы. Уважаемые родители, помните, сказка поможет развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Воспитатель: В детском саду даже для отдыха во время занятий есть физкультминутки экономического содержания. Предлагаю отдохнуть!
Физкультминутка «Покупка» (воспитатель показывает движения и предлагает их повторить).
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щеки ладонями и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам)
Станем денежки считать! (потереть большим пальцем другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пятку ногу поочерёдно).
Воспитатель: Уважаемые родители! Все дети любят решать интересные задачи. И один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ. Давайте проверим вашу сообразительность?
1. Когда лыжи стоят дороже: летом или зимой? Почему?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? С помощью чего мы можем продать и подгнившие яблоки по той же цене?
3.Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него? Какие продукты делают из молока?
4. В двух магазинах продают помидоры: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг, а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят помидоры быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали капусту по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: листья подсохли, подгнили. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать зайцам?
Воспитатель: Но самое любимое занятие детей - это игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир. Я предлагаю вам игру. Конечно, вам знакомы такие понятия как товары и услуги? Что же такое товар? (ответы родителей).
Для того чтобы удовлетворить все свои потребности, мы покупаем разные вещи в магазине или на рынке. Все эти вещи и называются товаром. Товары бывают разные: дорогие и дешевые по цене, большие и маленькие, съедобные и несъедобные. Но не все потребности можно удовлетворить, купив какой-либо товар. Все мы пользуемся различными услугами. Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. У каждого из вас сейчас в руках карточки красного и синего цвета, которые вы получили при входе в зал. Вы должны поднять красные карточки, если я называю товар, а если речь пойдет об услуге – синие.
Игрушки – Т.
Парикмахерская – У
Одежда – Т.
Почта – У
Кукла – Т.
Мастерская – У
Книга – Т.
Фломастеры – Т
Фитнес-зал - У
Шоколад «Алёнка» - Т
Бассейн «Ангара» - У
Сосиски «Боярские» - Т
Медицинский центр «Планета здоровья» - У.
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы убедились, что обучение ребенка азам финансовой грамотности - сложное занятие, и начинать это обучение необходимо как можно раньше. И тогда ребёнок постигнет важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей), и что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении, научится ценить ваш труд и заработанные вами деньги. А я желаю вам в этом успехов.
Воспитатель предлагает памятки родителям о финансовой грамоте для детей, благодарит за общение, прощается.