Автор: Иванова Светлана Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: Пыть-Ях
Организация: МДОАУ црр-дс "Аленький цветочек"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Семинар для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников» Доклад: «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

 

 

«Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Ход семинара - практикума: 

Воспитатель: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.

- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Какое животное всегда при деньгах?

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

- Молодцы!

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игры и материал для уголка финансовой грамотности:

1.Энциклопедия для малышей «Откуда берутся деньги?»

На примере поучительных историй  о зайце, который  организовал производство морковки, ребенок получит первые знания об экономике. А с помощью практических заданий  он освоит навыки ведения бизнеса.

2.Настольный макет «Мой магазин», «Мини магазин»

3.  Альбом на липучках «Юный финансист»

Цель: дать базовые знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег; расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди; формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости.

  4.  д/и «В магазин за покупками»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять.

Формирование представлений детей о профессии продавца магазина; расширять знания детей о разновидностях магазинов и товаров, приобретаемых в них.

5. д/и «Что можно, а что нельзя купить»

Цель: дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги.

6. д/и «Назови монетку»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

7.д/и «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).

 8. д/и «Копилка»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств. 

9.д/и «Где что продается»

Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

10.д/и «Банк»

Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.

11.д/и «Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

12.д/и «Дешевле – дороже»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.

13.д/и «Положи монеты в банк, копилку, кошелек»»

Цель: Формировать умение детей считать монеты. Дать понятие о накоплении денежных средств.

14. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет: «Кто кем работает», «Разложи товар», Умелые руки», «Не ошибитесь», « Мы художники», «Что важнее», «Школа банкиров», «Магазин», «Размен», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», « Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Какие бывают доходы», «Товарный поезд», «Что и когда лучше продавать», «Домино», «Что дешевле», Назови монету», «Кому что подарим», «Какое слово лишнее», «Наоборот», «Продолжи предложение»

15. Консультация для родителей «Экономика в жизни дошкольников»

16. Картотека  «Сказки по экономическому воспитанию»
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития».

Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Игра с педагогами «Яблоко-груша»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда

рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и

попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и

если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

распланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

15 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий