Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «деньги»
Задачи:
Образовательная:
Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.
Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
Развивающая:
Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.
Воспитательная:
Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Материал и оборудование: мяч, деньги, монеты, банкноты, пластиковая карта, банкомат «Алма», музей «Денег прошлого и настоящего»
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Воспитатель:
Воспитатель демонстрирует кошелек. Спрашивает, что это такое и для чего он нужен.
Ответы детей.
Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям деньги?
2. Основная часть
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.
Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций:
Если мы едим на автобусе, мы платим?
Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.
Теперь давайте посмотрим, какие деньги находятся в кошельке?
Дети: Бумажные и железные.
Воспитатель: А каким номиналом?
Дети: 100, 200, 500, 1 тыс., 2 тыс., 5 тыс. - бумажные
1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб., - железные
А почему среди денег оказалась ракушка? Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно, почему ракушка здесь?
Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем, откуда появились деньги.
Прошлое денег началось с древнего мира.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу.
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки.
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.
Затем появились деньги, похожие на современные. После металлических появились бумажные деньги.
Так какие были у древних людей деньги? (кости, брусочки, ракушки).
А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке оказалась ракушка? (Да. Это древняя денежка).
Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена.
Ребята, а как вы думаете, какие деньги удобнее в обращении монеты или купюры? (Ответы детей).
Подумайте? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. И я предлагаю с вами туда отправиться.
Воспитатель: Правило для всех – вести себя спокойно. Пройдемте за столы, присаживайтесь. Мы с вами пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать на доске.
Для начала давайте определимся, из чего сделаны денежные купюры и монеты.
Ответы детей
1 эксперимент:
Возьмем бумажную купюру и попробуем ее смять. Мнется? Попробуйте порвать, рвется? А теперь все то же самое сделайте с монетой. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Монета лучше, она не мнется и не рвется. (Вывод делают дети).
Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
Ответы детей
Воспитатель: На против монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества. (Воспитатель делает отметку на доске).
2 эксперимент:
Нужно намочить бумажную купюру, что происходит? (Она намокает). А теперь проверим монету. Что произойдет? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
Какой вывод сделаем? Кто выигрывает в этом эксперименте?
Вывод: Купюра намокнет и развалится, а монета нет.
3 эксперимент:
Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Возьмите на ладошки монету и купюру, что тяжелее? Может быть, подуем? Что происходит? Что легче? Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте?
Какой вывод сделаем? Ответы детей.
Вывод: Купюра легче. А значит, ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она не такая тяжелая. Делаем отметку, ставим плюсик бумажной купюре.
4 эксперимент: Воспитатель: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Ответы детей.
Воспитатель: Какой предмет показал лучшие качества в эксперименте? Ответы детей.
Вывод: Удобнее хранить купюру.
Воспитатель: Посмотрите, кто выигрывает? (Ничья)
Совершенно верно, по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Значит, нам нужны и монеты и купюры.
Физминутка: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Ребята, а что же такое деньги? Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Деньги - это такой предмет, за который можно все купить. Например, хлеб можно купить за несколько монет, например куртку можно купить за несколько банкнот.
Я вам сейчас предлагаю поиграть в игру, мы с вами монеты будем складывать в копилку, а банкноты в кошелек. (игра на банкомате «Алма»)
Гимнастика для глаз (стоя)
Буратино потянулся, Встают на носочки, смотрят на кончики пальцев.
поднимают руки и
Вправо- влево повернулся,
Вниз- вверх посмотрел
И на место тихо сел.
Не поворачивая головы,
смотрят вверх- вниз,
вправо- влево.
Ребята, а что еще можно использовать при оплате кроме денег? (Ответы детей) (Банковская карта). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль) Мы сейчас с вами отправимся в банк, где нам нужно получить свою пластиковую карту, придумать свой пин код, и тогда мы с вами сможем ложить и снимать деньги с карты. (Игра на банкомате «Алма»)
3.Рефлексия.
Ребята скажите мне пожалуйста вам понравилось сегодняшнее занятие?
А что вам запомнилось больше всего?
Что для вас было интересно?
Что нового вы узнали?
Ребята давайте я вам сформулирую правило, а вы его запомните на всю жизнь. «Деньгами нужно распоряжаться экономно, и бережно.
Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить». Запомнили?
Молодцы, на этом сегодня наше занятие закончилось. Мне тоже очень вы понравились, будем дальше мы знакомиться с финансовой грамотностью.