Автор: Леонова Юлия Викторовна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Тамбов
Организация: филиал МБОУ "Ржаксинская СОШ№1им.Н.М.Фролова"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Сценарий занятия Деловая игра «Как открыть собственный бизнес!»

 

Сценарий занятия

Деловая игра  «Как открыть собственный бизнес!»

Цель:

Повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством закрепления базовых знаний и формирования умений в области создания собственного бизнеса.

Задачи:

 1. Закрепить знания базовых понятий: «бизнес», «банки», «процентная ставка», «малый бизнес», «бизнес план», «вклады (депозиты)».
2. Обобщить и закрепить представление о бизнесе и его планировании.
3. Научить осуществлять поиск и анализ актуальной информации в области создания бизнеса.
Предварительная работа: подготовка презентации совместно с обучающимися, подготовка необходимых материалов и оборудования при проведении мероприятия.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук, видеоматериалы, ТСО – калькулятор, раздаточный материал (маршрутные листы с практическими заданиями), магнитная доска.

Участники: педагог, обучающиеся 7 классов – участники мероприятия.

Ход внеклассного мероприятия

Участники игры рассаживаются по периметру класса, затем, всем предлагаются 2 варианта распределения: цветные жетоны (красный /синий/зеленый) или по желанию. Так учащиеся делятся и образуют 3  команды. Каждая команда назначает себе лидера и выбирает название.  Участники рассаживаются за столы для работы в командах. Затем ведущий представляет экспертный совет.

Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! В настоящее время развитие малого бизнеса – одно из ведущих направлений формирования экономических отношений в России. Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу.

Предлагаю посмотреть «сказку о деньгах».

Демонстрация видеофрагмента.

Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Для обоснованного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. Перспективные идеи и высокая квалификация могут гарантировать коммерческий успех. Подробнее об этом виде деятельности мы с вами и поговорим.

I. «Кроссворд»

Но сначала вспомним, какие профессии вы знаете, и заполним кроссворд. Команды приступают к работе.

   

По горизонтали:

1. Специалист по изучению спроса и предложения на товары и услуги, а также планированию мероприятий помогающих повысить доходность.

3. Профессия, содержание деятельности, которой является учёт основных средств, материальных ценностей, начисление заработной платы, налогов, расчёты с поставщиками и заказчиками.

5. Занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств.

6.  Осуществляет ремонт производственного оборудования. Выполняет такие виды  работ как: сборка, разметка, замена или реставрация механизмов, рубка металла, опиловка металла, гибка металла, нарезание резьбы, сборочные работы.

7. К этой профессии можно отнести:

· людей, получивших юридическое образование;

· правоведов, учёных, изучающих право;

· практикующих специалистов в области права.

8.  Специалист занимающейся  организацией работ по подготовке почвы к посеву и посадке,   разработкой мероприятий по приготовлению и внесению удобрений в почву. Осуществляет контроль за подготовкой семян и посадочного материала. Изучает и внедряет передовые  методы возделывания полевых, садовых, огородных культур.

По вертикали:

2. Специалист, занимающийся разработкой и проверкой программ.

4.  Специалист, который занимается разработкой планов зданий, их фасадов — в целом  в деталях, а также внутренних пространств.

9.  "Приходи к нему лечиться

и корова, и волчица".

10. Профессия, содержание деятельности, которой является изучение человеческого  организма, предупреждение болезни, ставит диагноз, назначение лечения.

Ответы:

 Молодцы! Экспертный совет подведет результаты.    

Ведущий: Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий востребованных в стране и мире. Но есть одна профессия, которая  является самой высокооплачиваемой, самой престижной и перспективной, которая в любые времена будет востребована, – это профессия ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.

Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль.

Если считать предпринимателями всех, кто получает выгоду, то этот вид деятельности возник в древние времена. Торговцы продавали заморским гостям всё, что можно было продать. Вначале продавали товары (скот, зерно, оливковое масло), потом приобрели актуальность услуги — почистить обувь, сшить костюм, сделать прическу. 

II. Примеры предпринимательской деятельности можно встретить даже в сказках.

Внимание на экран. Вспомните произведения и скажите, в чем выражалась предпринимательская деятельность героев?

Буратино – предприниматель:
         продал Азбуку (личное имущество) с целью получения прибыли

 «Вершки и корешки».
Мужик – предприниматель: вырастил корнеплоды, чтобы продать на        рынке (товар) и получить прибыль.

3)  «Теремок»

Мышка – предприниматель: сдавала жилые помещения в аренду с целью получения прибыли.

Молодцы!

Ведущий: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики. Каждая команда будет по очереди давать ответ, если не знают, то отвечает следующая команда. Победит та команда, у которой больше всего баллов. За каждый правильный ответ дается балл.

Экономические загадки-добавлялки

1. На товаре быть должна 
Обязательно... (цена).

2. Коль трудился круглый год, 
Будет кругленьким... (доход).

3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (налоги).

4. Как ребенка нет без мамы, 
Сбыта нету без... (рекламы).

5. Сколько купили вы колбасы, 
Стрелкой покажут вам точно... (весы).

6. Будут целыми, как в танке, 
Сбереженья ваши в... (банке).

7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).

8. Чтобы дом купить я смог, 
Взял кредит, внеся... (залог).

9. В море коварном товаров и цен 
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь... (товар).

11. В банке для всех вас висит прокламация: 
“Деньги в кубышках съедает... (инфляция)”.

12. И врачу, и акробату
Выдают за труд... (зарплату).

13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (ссуду).

14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода... (акция).

15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (договоры).

16. Очень вкусная витрина 
У овощного... (магазина).

17. На рубль - копейки, на доллары - центы, 
Бегут-набегают в банке... (проценты).

18. Приносить доходы стал 
В банке папин... (капитал).

19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (конкурент).

Ведущий: Все команды хорошо справились с поставленной задачей.

Очень многие становятся предпринимателями только потому, что так сложились жизненные обстоятельства, только такой выход они увидели. Но есть и другие. Есть те, у кого однажды возникла идея, которую они захотели воплотить в жизнь просто потому, что им было это интересно. Кто-то захотел шить самую удобную, на его взгляд, спецодежду, кто-то захотел, чтобы у него был самый необычный ресторан. Вот и вы попробуйте сейчас воплотить свою  идею.

III. Проведение игры «Как открыть собственный бизнес» (продолжительность 20 минут)

Цель игры - знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.

Ведущий: Предлагаю вам ознакомиться с видео «5 вещей, которые не нужно делать, начиная свой бизнес».

 Наблюдать за действиями участников и подводить итоги в конце игры мы предлагаем экспертному совету.

Раздаются карточки с идеями.

 Ведущий: Выберете из предлагаемых идей наиболее выгодные, с вашей точки зрения, для получения прибыли:

А)

Первой команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

· Открыть булочную

 · Открыть салон сотовой связи

· Открыть аптеку

· Магазин модной одежды

Второй команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

 · Оказывать услуги по доставке грузов

· Открыть салон по ремонту машин

· Открыть рекламное агентство

· Предложить услуги экскурсовода по городу

 Третьей команде:

Раздаточный материал- 4 карточки (по одной идее):

· Открыть ферму по разведению кроликов

· Открыть бюро для помощи домохозяевам

 · Открыть частный детский сад  

· Открыть брачное агентство

Каждая команда озвучивает свой ответ. Какой бизнес вам по душе.

Ребята отвечают на вопрос.

Ведущий: Следующая часть игры - работа с выбранной идеей. Возникает вопрос - где вы будете искать деньги? Чтобы вы выбрали из предлагаемого списка? (раздается список). Каждая команда обдумывает свой ответ, исходя из выбранной идеи, и пока не отвечает на поставленный вопрос, но ответ на него уже вы знаете. Вам отводится минута, чтобы посовещаться.

Б) Раздаточный материал

 · Взяли кредит в банке

· Выиграли грант (безвозмездную сумму на условиях договора) на развитие бизнеса

· Выиграли любой конкурс с выгодным денежным призом

· Заняли бы у родственников деньги

· Предложите свой ответ на этот вопрос

Ведущий: Отправьте записку экспертному совету с вашим решением, подписав название своей команды.

Ребята оформляют записки.

 Ведущий: Следующее вопрос: сколько бы вы взяли, заняли или постарались выиграть денежных средств?

В) 100 тысяч, 300 тысяч, 500 тысяч.

 (Ребята обдумывают вопрос, пишут ответ и отправляют экспертному совету)

Ведущий: Вопрос: на чтобы вы потратили деньги, которые вы назвали, открывая бизнес? Мы предлагаем карточки с подсказками каждой команде, они должны помочь вам сформулировать ваш ответ. Лидерам команд необходимо почти сразу ответить на этот вопрос через 3 минуты.

Г) Каждая команда обдумывает вопросы.

· Какое купили бы оборудование и сколько (конкретно назовите в соответствии с выбранной идеей вашего бизнеса – витрины, столы, стулья, инвентарь, посуда и т.п.)

 · Взяли бы вы рабочий персонал и сколько бы вы наняли? (Да или нет, обоснуйте почему столько людей, сколько бы вы платили-6000 руб., 7000 руб., 10 000 руб.)

· Какие бы вы расходные средства запланировали для ведения вашего бизнеса (горюче-смазочные материалы, офисная бумага или еще что либо)?

· Арендовали бы вы помещение, за какую сумму?

Ведущий: Задание командам ответьте на 5 вопросов.

Д)

1. Еще раз, какой вы решили открыть бизнес?

 2. Люди очень нуждаются в ваших услугах? приведите хотя бы два довода в пользу открытия вашего дела?

3. По вашему мнению, прибыль будет?

 4. Кто вам будет помогать вести бизнес?

 5. Вам хватит запланированных денег?

Итог игры (3 минут)

Ведущий: Теперь обратимся к экспертному совету. Прокомментируйте работу каждой команды. Насколько команды по заявленным деньгам справились с представлением своего бизнеса? Возможна ситуация, когда победителя не будет и все команды будут признаны успешными.

Рефлексия«Острова».
На каком острове вы себя ощущаете? Почему?

Ведущий: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:

“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.

Ведущий: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем. Удачи! 

Все троекратно пожимают друг друга со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”.

Примечание

Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.

Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли экспертного совета, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.

2 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий