Автор: Муравьева Мария Викторовна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: Детская библиотека МЦБС им. М.Ю. Лермонтова
Проект: "Чудо-дерево"

Мероприятие по сказке "Телефон"

 

Мероприятие по сказке К. Чуковского «Телефон»

Цель – сформировать у детей знания о сказке К. Чуковского «Телефон» и ее экранизации, научить выявлять сходства и различия в произведениях разных видов искусств (литературного и кинематографического).

Задачи:

  1. организовать деятельность обучающихся по изучению сказки К. Чуковского и ее экранизации;
  2. создать условия для развития умений сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов;
  3. пополнять словарный запас учащихся;
  4. создать условия для развития умений выдвигать гипотезы и предположения;
  5. способствовать развитию связной речи, памяти, внимания и воображения;
  6. воспитывать интерес к детской литературе и отечественному кинематографу.

Требования к результатам обучения:

предметные результаты:

  1. знают содержание сказки «Телефон», тему и жанр произведения;
  2. представляют сходство и различие литературы и других видов искусства (кино);
  3. отвечают на вопросы по содержанию текста;
  4. определяют персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
  5. характеризуют героев произведения;
  6. выявляют авторское отношение к герою;
  7. знают значение пословиц, сопоставляют их с содержанием художественного текста;

метапредметные результаты:

  1. принимают и сохраняют учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи
  2. анализируют с выделением существенных и несущественных признаков
  3. сравнивают  и классифицируют по заданным критериям
  4. устанавливают аналогии
  5. строят простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
  6. формулировать точку зрения
  7. аргументируют свою точку зрения (в речевой ситуации)

личностные результаты:

  1. формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. умеют осознавать трудности и стремятся к их преодолению;
  3. развивают умение выказывать своѐ отношение к проделанной работе;
  4. оценивают правильность выполнения своих действий в соответствии с определѐнной ситуацией;
  5. понимают эмоции других, сочувствуют и сопереживают.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Читательское назначение: учащиеся 1-2 класса (возрастная категория – 7-8 лет).

Техническое оборудование: учебная доска, интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, карточки с пословицами.

 

I. Организационный момент

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

 

II. Актуализация знаний

Предлагаю вам сыграть в известную игру – «Испорченный телефон». Для этого нужно сесть в ряд друг рядом с другом. Первому из вас я назову слово, которое нужно передать по цепочке. Старайтесь это сделать шепотом, не кричать.

 

(К последнему участнику) Итак, какое же слово ты услышал? Как вы думаете, какое слово было первым? (после ответов назвать загаданное слово) Похоже оно на исходное или нет? Чем похоже/не похоже? Как менялось это слово в процессе передачи?

Как вы думаете, почему у нас в итоге получилось совсем другое? Что пошло не так? Ответы детей: Мы тихо называли, неразборчиво, не прислушивались.

Какое вы знаете произведение, где герои тоже не могут договориться и прийти к общему решению по телефону? Кто его написал?

Это «Телефон» К. Чуковского.

Что это за произведение?

Сказка.

Почему?

Там разговаривают животные.

В чем особенность сказки?

Она написана в стихах.

На какие группы делятся сказки?

Авторские и народные.

Телефон – это народная или авторская сказка?

Авторская, потому что ее написал конкретный поэт.

III. Постановка учебной задачи

Сегодня у нас необычное занятие. Вы уже читали сказку К.Чуковского, а теперь мы посмотрим мультфильм, основанный на этом произведении.

Перед просмотром предлагаю вспомнить незнакомые слова (на карточках или на экране).

Пуд – русская мера веса

Калоши

Газели

Дюжина

Дребедень

 

IV. Изучение новых знаний и способов деятельности. Решение учебной задачи

Просмотр мультфильма (приложение 1) и его обсуждение по вопросам.

В чем особенность мультфильма? Он черно-белый. Почему? Очень старый, раньше все фильмы были черно-белыми.

 

В чем еще его особенность? Здесь есть не только рисованные фрагменты, но и настоящий фильм.

 

Вы узнали человека из фильма? Это сам К. Чуковский.

 

Что вам напоминает речь зверей, например, крокодила или мартышек? Они не просто говорят и просят, а поют песенки.

Как за счет этого меняется настроение произведения? Оно становится более веселым, смешным.

 

Какие события добавили создатели мультфильма? Они показали, как звери звонят по телефону, доставку калош крокодилу и их пир, медвежонка и зайчика на качелях, спасение бегемота.

 

Какой еще герой добирался в Африку на самолете, как и К. Чуковский в мультфильме? Это герой его сказки доктор Айболит.

 

Как охарактеризуете животных? Кто из них: упрямый, глупый, жалостливый, испуганный, назойливый? Газели – глупые, цапли жалуются, носорог – испуганный, газели назойливые, медведь упрямый.

 

Сравните, как общается К. Чуковский с разными животными? С кем он: дружелюбный, испуганный, встревоженный, раздраженный и злой, взволнованный. Как меняется его настроение?

Со слонами он веселый и дружелюбный, с крокодилами – удивленный, на газелей злится, с медведем испуганный и понимающий, с носорогом – взволнованный. К концу мультфильма он очень устает от общения с животными.

 

Как вы думаете, почему Чуковский устал после телефонных разговоров? Потому что ему звонили целый день разные животные, все о чем-то просили, он очень отзывчивый и всем помогал, не все животные умеют общаться.

 

Физминутка – правила общения по телефону

А вы знаете, как правильно общаться по телефону? Давайте проверим! А заодно встанем и разомнемся. Я буду называть вам правила общения по телефону. Если оно верное – хлопайте в ладоши.

  1. Можно звонить в любое время дня и ночи. - НЕТ
  2. Нужно всегда здороваться, представляться и спрашивать у собеседника удобно ли ему сейчас поговорить. - ДА
  3. Если ошиблись номером, извинитесь и повесьте трубку. - ДА
  4. В конце разговора можно просто кинуть трубку или отключиться, не утруждаясь прощаниями. - НЕТ

 

V. Первичное закрепление

А чтобы проверить, как вы запомнили и сказку, и фильм, предлагаю вам сыграть в несколько игр. Первая из них называется «Откуда эти звери?» (приложение 2). На экране вы видите фото животных. Какие из них были придуманы создателями мультфильма, а какие уже встречались в стихотворении?

Были в сказке

Появились в мультфильме

Бегемот

Олень

Тюлень

Кенгуру

Жираф

Страус

Пантера

Пеликан

Лиса

Какие еще герои были в мультфильме, но их не было в сказке? Из тех, чьих изображений нет на экране? Дятел, птицы, осел, свинья, козел, зебра, зубр, альпака, павлин, черепаха.

Сложная ли была игра? Почему играть было легко (сложно)? Мы внимательно читали и смотрели фильм, все запомнили.

 

Ну а раз вы справились с этой игрой, давайте перейдем к следующей. Она называется «Кто о чем просил?» (приложение 3). Здесь нужно составить пары: о чем просил, например, крокодил? Или мартышки? Вперед!

Животные

Просьбы

Слон

Крокодил

Зайчатки

Мартышки

Цапли

Газели

Кенгуру

Носорог

Шоколад

Калоши

Перчатки

Книжки

Капли

Про карусели

Про Мойдодыра

Спасти бегемота

 

Эта игра тоже была достаточно легкой. Скажите, почему еще вам было ее легко выполнять? Потому что многие просьбы и сами животные рифмуются, как цапли и капли, газели и карусели.

 

VII. Рефлексия

Изменилось бы что-нибудь, если у Чуковского был мобильный телефон, а не обычный? Мобильный мог бы разрядиться, тогда бы носорог не смог дозвониться и бегемота не спасли.

Вы отлично поработали на нашем занятии! А теперь обратите внимание на карточки у вас на столах. На них напечатаны пословицы. Давайте прочитаем и обсудим каждую.

 

От одного слова да на век ссора.

Говорить — не устать, было бы что сказать.

Дед говорит про курицу, а бабка про утку.

 

Какой общей темой объединены все эти пословицы? Они рассказывают о речи и общении.

Как вы думаете, какая из них подходит к сказке «Телефон»? Какой фрагмент произведения она иллюстрирует? Лучше всего к сказке подходит последняя пословица. Например, так звонили поэту газели, которые не слышали его слова о том, что с каруселью все в порядке, и продолжали переспрашивать, не сгорели ли они.

 

VIII. Подведение итогов

Наше занятие заканчивается, но, надеюсь, ваша дружба с К. Чуковским и его героями будет вечна. Ведь он был не только детский поэт, но и известный критик, исследователь. Посмотрите, как много книг Чуковского есть в нашей библиотеке! Все они согреты добром и юмором.

Кому захотелось прочитать другое произведение автора? И посмотреть еще один фильм по мотивам его сказок?

Молодцы! Вы хорошо потрудились сегодня на занятии. Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Мультфильм «Телефон» (1944 г., реж. М. Цехановский, «Союзмультфильм»)

Приложение 2

Игра «Откуда эти звери?»

 

Приложение 3

Игра «Кто о чем просил?»

 

Приложение 4

Игра «Почти К. Чуковский!»

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий