В данной статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию финансовой культуры. Финансовая грамотность активно включилась в систему образования. Не только школы, но и детские сады становятся активными площадками по формированию финансовой культуры и обучению финансовой грамотности. Ведь формирование полезных финансовых привычек еще в дошкольном возрасте, поможет избежать ошибок по мере взросления.
Формирование финансовой культуры дошкольников.
Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями пока еще на начальном уровне. Поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
В целях распространения успешных педагогических практик по воспитанию финансовой грамотности у обучающихся, нашему детскому саду присвоен статус пилотной площадки по реализации федерального проекта: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». По организации работы в режиме пилотной площадки в детском саду разработано положение о пилотной площадке по формированию финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.
Актуальность формирования финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.
Свою работу мы построили в следующих направлениях: воспитанники и их родители. В первую очередь в группе была поставлена цель – создать условия, организовать предметно- развивающую среду, влияющую на формирование у детей финансовой культуры и мотивирующего интереса. Мониторинг центров активности детской деятельности показал, что все центры активности группы можно использовать в рамках данного направления с детьми, в создании отдельного центра необходимости нет. Следующий шаг - была закуплена методическая литература (серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников», авторы Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская и рабочие тетради на каждого воспитанника), подготовлены дидактические игры, созданы индивидуальные финансовые портфолио воспитанников. В свои портфолио дети могли положить свои рисунки, заметки, исследовательские работы, фотографии, грамоты. дипломы и т.д. Опыт показал, что воспитанникам группы понравилось пополнять свои портфолио как самостоятельно, так и вместе с родителями. В течение трех лет работы по реализации проекта развивающая среда группы пополнилась экономическими играми, наглядными пособиями, альбомами, атрибутами к сюжетно- ролевым играм, художественной литературой по данной теме.
Благотворно повлияли на развитие личностных качеств, приобретению полезных привычек ежедневно проходящие в группе утренние и вечерние круги, во время которых дети делились новостями, обменивались идеями, задавали вопросы, могли планировать собственную деятельность, формировали свою уверенность и компетентность наравне со взрослыми.
Основной формой детской деятельности стала проектная деятельность. Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Дети с самого начала проекта и на всех его этапах имеют право голоса, так что их участию придается большое значение. За прошедшее время детьми были исследованы такие темы: «Трудиться полезно и почётно», «Моя копилка», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Хочу всё купить» и др.
Отличным помощником в систематизации и обработки полученной информации являются технологии ОТСМ - РТВ-ТРИЗ. Системный оператор стал незаменимым при разборе темы проекта «Хочу все купить». В результате были сделаны такие экономические выводы: можно ли все купить, зависимость покупок от жизненноважной необходимости, причины отказа от покупок, варианты решения проблемы. Также с помощью такого приема как морфотаблица, воспитанники разобрали тему «Деньги» и смогли узнать, какие бывают деньги, как они выглядят и чем отличаются; что такое «необходимые покупки» и «желаемые покупки»; что такое карманные деньги, как планировать свои расходы; познакомились с банковской пластиковой картой, техникой безопасного использования банковских карт и другое.
Мы убедились, что проектная деятельность является универсальной формой совместной и самостоятельной детской деятельности, отвечающая принципам ФГОС ДО.
Отметим, что в работе с родителями в начале работы экспериментальной группы, было проведено анкетирование с целью определения, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности, и оценить степень готовности родителей к участию в формировании у детей азов финансовой культуры. Со временем наблюдения показывают, что активность родителей с каждым разом возрастала, заинтересованность проявлялась в высказываниях, их желании помочь. Так, при изучении темы «Деньги» папа воспитанницы принес несколько альбомов с монетами из своей коллекции и рассказал детям, как можно стать обладателем таких монет и зачем их коллекционировать.
В целях ознакомления дошкольников с профессиями, формирования у них чувства уважения к людям разных профессий, в целях закрепления и осознания ценности труда человека, его зарплаты совместно с родителями были организованы экскурсии на мусороперерабатывающую станцию, в Сбербанк, в аптеку, на рынок, на почту.
Показателем результативности проводимой работы является участие и победа детей в городских и республиканских конкурсах по финансовой грамотности, проходимых Центром финансовой грамотности при Чувашском республиканском институте образования. Два года подряд наши воспитанники занимали первое место в Республиканском творческом конкурсе «Мой взгляд на мир финансов» в номинации «Конкурс рисунков». В этом году наш воспитанник занял третье место в республиканском конкурсе рисунков «В Новый 2022 год с финансами». Педагоги вместе с детьми принимают участие во Всероссийских мероприятиях и проектах: фестиваль My Money Fest, конкурс рисунков на самый оригинальный дизайн и название валюты для героев мультфильма «Смешарики», «ДОЛ- игра. Игры по финансовой грамотности» от Банка России. Игра «Шаги к успеху» для детей 5-7 лет.
Опыт, полученный в результате реализации федерального проекта: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в работе со старшими дошкольниками, неоднократно представлялся на профессиональных сообществах педагогов города и Республики. В рамках данных мероприятий педагоги и руководитель дошкольного учреждения выступили с докладами об актуальности экономического воспитания дошкольников, были представлены открытые показы организованной образовательной ситуации.
Таким образом, работа по реализации проекта позволила нам наработать ценный опыт внедрения современных образовательных технологий и форм детской деятельности по обучению финансовой грамотности современных дошкольников.
Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способам их заработка, с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.