Автор: Елена
Страна: Российская Федерация
Город: Саранск
Организация: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32"
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Декада "История развития финансов в России"

 

План проведения мероприятия

Декада «История развития финансов в России»

ведение

Вопрос уровня финансовой грамотности населения нашей страны является сейчас актуальным, так как он не высокий. На данный момент в Российской Федерации реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности населения. Это направление коснулось и образовательных организаций. Наша школа является «опорной» по реализации проекта преподавания ОФГ (основы финансовой грамотности) в образовательных организациях. Курс Основы финансовой грамотности преподается в 10-х и 11 –х классах. Кроме преподавания ОФГ школа участвует в различных мероприятиях в этом направлении.

Финансовая грамотность - это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования  в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла.

Мало просто проводить уроки финансовой грамотности, важно, чтобы детям они были интересны, тогда информация будет усваиваться лучше. Для того чтобы поднять интерес учеников к финансовой грамотности было решено провести мероприятие, посвященный этому направлению.

С 1 по 25 февраля 2020 года в МОУ «Средняя школа №32» проходила декада «История развития финансов в России», главной целью которой являлось повышение интереса учащихся к финансовой грамотности.

Задачи мероприятия: расширение кругозора учащихся; способствование развитию детей; развитие  интерес к финансовой грамотности, как неотъемлемой части современного мира.

На предмет «Финансовая грамотность» ребята посмотрели в историческом разрезе. Они узнали, как зародились финансы, как стали проявлять различные направления этой системы, познакомились с историей денежной системы в нашей стране.

Методы решения задач имели несколько направлений: сбор материала для оформления музейной экспозиции, проведение экскурсии «Монеты в истории России», оформление стенда с еженедельно обновляющейся информацией, выступление радио ведущих с информацией о предстоящих событиях в начале каждой недели декады, проведение финансовой викторины в соцсети VK, проведение тематических уроков в рамках курса «Основы финансовой грамотности» для учеников 10-х классов. Кроме того, классы подключались к онлайн-урокам финансовой грамотности (https://dni-fg.ru/).

Помощь в проведении мероприятия оказал Центральный банк Республики Мордовия, предоставив дополнительный экспозиционный материал. В подготовке мероприятия были задействованы ученики 8Б, 10А, 10Б классов.

Использование различных методов представления информации о декаде позволило дать более полные представления о развитие финансовой системы нашей страны через воздействие на такие виды мышления как наглядно-образное и словесно-логическое.

В работе представлены:

- план проведения мероприятия,

- описание различных направлений мероприятия,

- текст экскурсии «Монеты в истории России»,

- фотографии.

1. План подготовки и проведения мероприятия

1.1  Декада «История развития финансов в России»

1.2  Организатором декады является учитель истории Смирнова Е.А.

1.3 В подготовке материалов, разработке вопросов для викторины, записи радиовыступлений и оформлении стенда участвовали ученики 8Б, 10А и 10Б классов.

2. Цель

повышение интереса учащихся к финансовой грамотности.

3. Задачи

- расширение кругозора учащихся;

- способствование развитию детей;

- развитие  интереса к финансовой грамотности, как неотъемлемой части современного мира

4.Сроки и место проведения:

1.02-26.02.2021,  школьный музей, фойе первого этажа

5. Аудитория: учащиеся МОУ «Средняя школа №32».

6. Программа подготовки недели ВФМС

 

Неделя

Дата

Мероприятие

Ответственный

Подготовительная

1.02

Работа музейного совета: прием экспозиционного материала от ЦБ, расстановка экспонатов, репетиция экскурсий. Оформление информационного стенда

Смирнова Е.А.

2.02

Анонс мероприятий на неделю через школьное радио. Проведение входного опроса учащихся разных параллелей на знание основ финансовой грамотности и истории финансов нашей страны

Смирнова Е.А.

3.02

 

 


Подведение итогов опроса, выявление тем, малознакомых для учащихся, для включения их в текст экскурсий, уроков и лекций
 

Смирнова Е.А.

 

5.02

Проведение экскурсии «Монеты в истории России»

 для младшей школы

Смирнова Е.А.

Основная

8.02

Анонс мероприятий на неделю через школьное радио Обновление информационного стенда. Тематический урок финансовой грамотности в 10Б

Смирнова Е.А.

9.02

Работа музея (5-е классы)

Смирнова Е.А.

10.02

Работа музея (5-е классы) Тематический урок финансовой грамотности в 10А

Смирнова Е.А.

11.02

Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы

Смирнова Е.А.

12.02

 Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы

Смирнова Е.А.

Основная

15.02

Анонс мероприятий на неделю через школьное радио Обновление информационного стенда. Тематический урок финансовой грамотности в 10Б

Смирнова Е.А.

16.02

Работа музея (6-е классы)

Смирнова Е.А.

17.02

Работа музея (6-е классы) Тематический урок финансовой грамотности в 10А

Смирнова Е.А.

18.02

Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы

Смирнова Е.А.

19.02

Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы

Смирнова Е.А.

Заключительная

22.02

Анонс мероприятий на неделю через школьное радио

Обновление информационного стенда. Тематический урок финансовой грамотности в 10Б

Смирнова Е.А.

24.02

Работа музея (7-е классы) Тематический урок финансовой грамотности в 10А

 

Смирнова Е.А.

25.02

Проведение итогового опроса среди учеников разных параллелей для выявления уровня, приобретенных во время месячника знаний. Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы.

Проведение интерактивной игры среди учеников старших классов.

Смирнова Е.А.

26.02

Проведение экскурсии «Монеты в истории России» для младшей школы.

Подведение итогов месячника

Смирнова Е.А.

2. Описание различных направлений декады

Особенностью проведения мероприятия стали условия, а именно отсутствие возможности собирать учеников для совместных викторин, экскурсий, конкурсов и т.д. Поэтому одной из задач было минимизировать общение учеников из разных классов. Для этого были задействованы: радио, информационный стенд, социальная сеть ВКонтакте (группа МОУ "Средняя школа 32" г.о.Саранск). Экскурсии проводились для каждого класса отдельно.

Радио.

Декада «История развития финансов в России» проходила в течении всего февраля. В начале каждой недели радиоведущие ученицы 10 Б класса Иркаева Елена и Юрташкина Мария записывали выступление с информацией о предстоящих событиях. Редактировала запись Чугунова Карина. Речь записывалась на телефон, затем отправлялась на почту организатору. Файл с записью пускался в радиоэфир.

Ниже представлен текст последней радозаписи, и фотография, на которой ученицы 10Б работают над записью.

«1.Добрый день, дорогие ребята, с вами школьное радио его радиоведущие Юрташкина Мария и Иркаева Елена

2.Февраль подходит к концу, но для нас это был необычный месяц.

1. В течении этого времени мы знакомились с историей развития финансов в России.

2. Пора подводить итоги.

1. В течение месяца вы посетили музей и ознакомитесь с экспозицией «Монеты в истории России». Рассмотрели выставочные стенды «Время и деньги», предоставленные Центральным банком.

2. Каждую неделю обновлялся информационный стенд в фойе первого этажа. И был собран целый календарь событий, связанных с историей финансов.

1. В старших классах были проведены тематические уроки по истории развития финансовой системы в нашей стране.

2. Вы смогли проверить свои знания и поучаствовали в финансовой викторине в школьной группе в контакте.

1. Победителем викторины стала ученица 5 Г класса Курошина Вероника, а самым активным стал 6 Г класс. Поздравляем!

2. Итак, декада Истории развития финансов в России завершается. Желаем вам успехов в этом направлении. Знания, приобретенные во время этого мероприятия, обязательно вам пригодятся!»

Работа музея.

Самым ярким событием для музейного совета оказался сбор экспозиционного материала. Учениками нашей школы были предоставлены монеты и купюры разных периодов истории России. Но самым интересным элементом экспозиции была огромная коллекция юбилейных монет современной России. Весь собранный материал был распределен по 4 стеллажам.

На первом стеллаже расположились монеты и купюры советского и начального этапа постсоветского периодов. В этом же стенде были представлены ассигнация и марки конца XIX - начала ХХ века.

Второй стеллаж был посвящен юбилейным монетам «Древние города России», «Министерства», «Субъекты РФ». Здесь же выставлялись монеты «Мультики» и «Врачам».

Монеты, посвященные спортивной тематике, были представлены на третьем стеллаже. Тематика экспозиционного материала: «Олимпиада в Сочи-2014», «ЧМ по футболу-2018», Последний стенд имел 

военную тематику.

Также ученики члены музейного совета составили текст экскурсии и презентацию к ней.

Частью экскурсии было ознакомление со стендами, предоставленными  нашей школе Отделением - Национальный Банк Республика Мордовия.

Оформление стенда.

В течение декады на школьном стенде появлялась информация о выдающихся деятелях финансовой сферы нашей страны, а так же обновлялся календарь, в котором рассказывалось о событиях финансового мира, произошедших в этот день в прошлом. Ребята старших класс искали информацию, отмечали самые интересные события и мероприятия и распечатывали  информационный листок для стенда. Таким образом, каждый день добавлялась новая информация.

Финансовая викторина.

В нашей школьной группе в ВК проводилась финансовая викторина. Подготовкой вопросов для викторины занимались ученики 10А класса Милешкин Кирилл и Денисенко Татьяна. По условиям викторины нужно было выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных вариантов, продублировать его в комментариях и указать класс.

В последний день декады призеры и победители викторины были награждены. Грамоту получил и самый активный класс.

2. Экскурсия «Монеты в истории России

Экскурсия состоит из трех частей:

- демонстрация презентации «Монеты в истории России» и ее сопровождение экскурсоводами,

- проведение экскурсий  с рассмотрением материала, предоставленного ЦБ «Время и деньги»,

- ознакомление с экспозицией «Монеты в истории России».

В соответствие с этим,  класс, пришедший на экскурсию, будет делиться на две группы. На первом этапе ученики вместе знакомятся с презентацией.

Презентация разделена на четыре блока. Что бы перейти в следующий блок, посетители музея должны ответить на вопрос экскурсовода.

Текст экскурсоводов:

«Настя. Мы приветствуем вас в стенах музея им. П.И. Ботина. Сегодня мы расскажем вам историю одной вещи, которая сопровождает нас всегда и практически везде, и мы уверены, что вы сможете найти ее у себя в кармане или кошелке – это монета.

Кирилл. Мы все примерно представляем, для чего она служит. Монеты, как и деньги вообще, – средство обмена.

Настя. Однако в нашей стране монеты появились далеко не сразу, и вначале на Руси заменой им служили товарные деньги – скот или ценная пушнина, например, шкура белки, соболя или куницы.  Руси были знакомы и раковины каури. Их на нашу землю завезли заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века, их называли «змеиными головками». С развитием торговли на Руси появились металлические деньги – крупные серебряные дирхемы, которыми расплачивались арабские купцы. У нас эти монеты стали называть кунами. 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна? В древнеславянском языке так называли шею или загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье.  Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра и т.д.

Кирилл. В конце X века на Руси началась чеканка монет. О них ученые узнали из найденных кладов IX—XII столетия. В те времена было мало известных месторождений золота и серебра, чеканка велась c использованием привозного металла.

Первые русские монеты назывались златниками и сребрениками. Эти названия сохранились в некоторых пословицах, таких, как «Мал золотник да дорог». На них часто встречается родовой знак потомков легендарного князя Рюрика – трезубец, который после перешел в герб Киевской Руси. До наших дней дошли монеты Владимира Святославовича, Святополка, Ярослава Мудрого и других.

Вопрос. В Сибири эти раковины использовались в качестве денег до XIX века, их называли «змеиными головками». О каких раковинах идёт речь?

Настя. В XIII веке наша страна переживала тяжелые времена. После нашествия татаро-монголов начались столетия выплат огромной дани, в упадок пришло ремесло, заглохла торговля. Вспомнили о раковинах каури и стали использовать их для мелких расчетов, а для крупных – тяжелые серебряные слитки, именовавшиеся уже знакомыми нам гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Их масса составляла около 200 граммов. Новгородская гривна со временем стала называться рублем, тогда же появилась полтина — половина рубля.

А как их изготовляли — рубли и полтины? Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой, что позволяло ему довольно точно выдерживать массу рублей и полтин. Постепенно эти новгородские монеты распространились по всем русским княжествам.

Кирилл. Наряду с Новгородом активная чеканка также началась в Москве. Первые московские монеты появились при великом князе Дмитрии Донском. Его серебряная монета называлась денгой (без мягкого знака), что в переводе с татарского означало «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и массы. Кусочки эти расплющивались, а затем мастер ударял по заготовкам специальным молотком – чеканом. И монеты с нужными надписями и изображениями были готовы.

Настя. Вслед за Дмитрием денгу стали чеканить почти все русские князья, на выпускавшихся монетах, менявших свой облик от княжества к княжеству, были имена как великих, так и удельных князей. Такая пестрота и такой разнобой во внешнем виде (да и в массе) монет здорово затрудняли торговлю. А потому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном, фактическая правительница страны, Елена Глинская, основала первый монетный двор в Москве и ввела общегосударственную монету – копейку. Название этой денежной единицы связано с изображением всадника –он держал в руках  копье.

Наверное, где-то в это же время появилась поговорка «копейка рубль бережет», отражавшая ее стоимость. Сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын. Такими русские деньги оставались до конца XVII века, до времен Петра I.

Вопрос. Первые московские монеты появились при великом князе Дмитрии Донском. Его серебряная монета называлась денгой. Что в переводе с татарского означало это слово?

 Кирилл. Первый русский император реформировал денежную систему государства и ввел новые монеты для мелкой торговли: медную денгу, полушку и полуполушку. Вскоре были выпущены серебряные полтинники, полуполтинники, гривенники и десять денег

При Петре началась чеканка серебряного рубля, переделанного из иностранного талера, так как своего серебра в Московском государстве все еще не добывали. И именно Петр I решил эту проблему. При нем были открыты месторождения серебра и золота, и с тех пор появилась возможность чеканить монеты на собственном сырье.

Их чеканили уже не из проволоки, а на монетных заготовках правильной круглой формы и одинаковой толщины. На них - профиль Петра I и надпись «монета».

Также на петровских монетах можно увидеть выпуклые точки. На пятаке — пять, на алтыне (равном трем копейкам) — три, на гроше (равном двум копейкам) — две точки.  Это было сделано специально для неграмотной части населения. Далеко не всем удавалось опознать цифру, а сосчитать точки мог каждый.

Настя. При Петре I в России окончательно утвердилась удобная десятичная денежная система, малоизвестная тогда даже Европе. Десять копеек составили гривенник, десять гривенников — рубль. Монеты приобрели более привычный для нас с вами облик. А вот вес их совершенно отличался.

В XVIII веке стоимость монеты определялась стоимостью куска металла, из которого была сделана. Можно себе только представить, какую тогда массу имели монеты. Есть легенда, гласящая, что Елизавета Петровна, дочь императора-реформатора, наградила Ломоносова за написанную им оду на день ее восшествия на престол премией в 2000 рублей. Цифры Премия оказалась так тяжела, что Михаилу Васильевичу пришлось нанять несколько телег, чтобы ее увезти.

Вопрос. При Петре I  началась чеканка серебряного рубля, но месторождения серебра и золота были открыты чуть позже. Так из какого серебра чеканили монеты?

Кирилл. В конце XVIII века на помощь монетам пришли ассигнации, введенные Екатериной II. Используются они и по сей день. Здесь перед вами примеры ассигнаций конца XIX – XX века. Здесь же вы видите большую массивную монету 1763 года достоинством лишь в 2 копейки. Чеканилась она также в эпоху Екатерины II.

Обратите внимание, на старых медных монетах видны следы патины – налета. Она наслаивается десятилетиями, гарантирует подлинность монеты и предохраняет ее от повреждений. И если патина скорее друг металлическим деньгам, то окислы – их самый главный враг. Окислы буквально разъедают монету и крайне трудно удаляются. Взгляните на ту же денгу. Вся она – сплошные окислы.

В начале XIX века, при императоре Александре I изменился тип всех монет. С них были удалены указания на личность государя, на золотых и серебряных деньгах стала помещаться надпись: «Государственная российская монета».

Настя. Давайте рассмотрим монеты XIX века, их внешний вид наиболее близок к современному:

Лицевая часть – та, на которой изображен вензель, первые буквы (инициалы) императора или императрицы, называется аверсом. Со времен Александра I на аверсе изображался двуглавый орел – герб России.

Обратная сторона, где показан номинал – это реверс.

На ребро монеты с помощью машины или станка наносится узор – гурт. Его появление стало результатом попыток защитить деньги от порчи, когда края драгоценных металлов подпиливались с целью подделать монету. Выделяют и еще одно понятие – буртик («приподнятый» край монеты). Историей монетной чеканки и денежного обращения занимается отдельная историческая дисциплина – нумизматика.

Вопрос. В XIX веке для защиты денег от порчи и подделок, на ребро монеты с помощью машины или станка стали наносить узор. Как назывался этот узор?

Кирилл. В XX веке образовалось новое государство – СССР. И началась чеканка новой монеты. С 1926 года медь стали заменять алюминиевой бронзой (сплавом желтого цвета, состоящим на 95% из меди и на 5% из алюминия), поскольку она была устойчива к истиранию.

Настя. Взгляните на монеты того времени.

На аверсе вы видите герб новой страны. Его обвивает лента, причем количество витков этой ленты на монетах разных годов разное. Число витков символизировало число республик, входивших в СССР. Поэтому на аверсах монет 20-ых годов витков всего 7, а на монетах более поздних – 15

Для нашей страны весь XX век был насыщен историческими событиями, по случаю которых выпускался и до сих пор выпускается специальный вид монет, который повествует нам о памятных датах в истории Отечества. Например, в мае 1965 года в честь 20-летия Победы над фашизмом впервые в СССР был выпущен юбилейный рубль. Он также присутствует в нашей коллекции.

В 1991 году СССР перестал существовать. На монетах современной России опять появился старинный русский герб – двуглавый орел. А на копейки вернулся Георгий Победоносец.

Кирилл. А в нашей коллекции есть уникальные монеты. Давайте рассмотрим их ближе.

Вот так в старину монеты заменили шкуры животных и раковины каури. Но недалек тот день, когда и самим монетам придется уступить свое место пластиковым картам – будущему денег. А мы надеемся, что нам удалось показать вам, что в маленькой монете, как в зеркале, отражается история нашей страны».

После демонстрации презентации, класс делится на две группы: первая группа знакомится с экспозицией, вторая с информационными стендами в сопровождении экскурсоводов. Затем группы меняются.

 

Заключение

На сегодняшний день быть финансово грамотным очень важно, так как огромное количество времени взрослы человек посвящает деньгам, планированию своего бюджета, рассмотрению различных финансовых услуг, самая популярная из которых - кредит. Конечно, навыки работы с финансовыми инструментами важно прививать с детства. Однако ребят сложно заинтересовать такими вещами как бюджет, доходы, расходы и т.д. Именно для привлечения интереса учеников к финансовой грамотности была организована декада «История развития финансов России».

В условиях пандемии и соблюдения санитарных норм, провести подобное мероприятие – трудная задача. Однако, было найдено решение и задействованы различные инструмент, во избежание близкого контактирования ребят из разных классов.

Во время декады ребята узнали много информации о денежной системе нашей страны, познакомились с видными деятелями финансовой сферы, смогли проверить свои знания с помощью викторины.

В последний день декады была проведена заключительная экскурсия для учеников 4 Г класса. Перед экскурсией были подведены итоги викторины, отличившиеся ребята получили дипломы.

 

Источники

  1. Гречанников С. Н. Некоторые принципы пространственной организации экспозиции // Художественные музеи и эстетическое воспитание трудящихся. М., 1974.
  2. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1989.
  3. Шитов В.Н. История финансов России. М.: КНОРУС МОСКВА, 2016.
  4. https://www.calend.ru/events/ - Знаменательные события и памятные даты.
  5. https://dni-fg.ru/ - Онлайн-уроки финансовой грамотности.

 

19 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий