Автор: Зеленецкая Светлана Валерьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: СОШ №249 Кировского Санкт-Петербурга
Проект: "ФинБанкси" (2022)

Диагностика

 

 

Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.

Форма проведения: индивидуально или в микро-группах (по 2-3 человека).

Диагностические средства: беседа, работа с карточками, игровое упражнение.

Оборудование:

– карточки с изображением потребностей;

– картинки с изображением представителей различных профессий;

– мешочек с деньгами (монеты и банкноты);

– карточки с изображением предметов и денежных знаков;

– маркеры.

Организация детской деятельности

Воспитатель  организует беседу по вопросам.

I-й блок «Потребности»

II-й блок «Труд»

III-й блок «Товар»

IV-й блок «Деньги»

V-й блок «Семейный бюджет»

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 1).

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.

Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

 

 

Приложение № 1

 

Протокол входной диагностики по базовому модулю «Финансовая азбука»

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Категории

I блок

Потребности

II блок

Труд

III

блок

Товар

IV блок

Деньги

V блок

Семейный бюджет

Итого (количество верно выполненных заданий,

от 0-до 10)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1.  

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

  1.  

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий) –

 

 

Цель: провести диагностику уровня освоения детьми экономических категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный бюджет».

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, составление рассказа.

Оборудование:

– карточки с изображением потребностей;

– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;

– карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир);

– карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.);

- картинки с изображением семьи в различных ситуациях;

- карточки с изображением игрушек;

- карточки с изображением качественных и некачественных товаров;

- карточки с изображением геометрических фигур;

– картинки для раскрашивания;

– бумага;

– карандаши.

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 2).

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

 

Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий):  дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

 

Протокол диагностики по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука»

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Номер задания

Итого (количество верно выполненных заданий,

от 0-до 10)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1.  

Азаренкова Марьяна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий) –

 

Цели: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры по итогам освоения образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»; определить степень использования полученной при изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной жизни.

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.

Оборудование:

  • карточки для задания «Третий лишний»;
  • мяч;
  • цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных профессий;
  • набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги);
  • карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
  • карточки для проблемной ситуации «Семейный бюджет»;

Организация детской деятельности

– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительное занятие. Как всегда, нас ждет множество интересных приключений, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.

1.

 «Третий лишний»

Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка № 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, кирпич; карточка № 3: такси, морковь, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, мяч, одежда) (электронная папка), ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать свой выбор.

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно обозначает предметы, которые можно объединить одним признаком, может исключить лишний предмет и обосновать свой выбор).

 

2.

Воспитатель обращается к группе.

– Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги.

  • Товар;
  • здоровье;
  • услуги;
  • дружба;
  • образование;
  • дом;
  • уважение людей;
  • талант.

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет то, что можно и что нельзя купить за деньги).

 

3.

«Расколдуй слово»

Воспитатель обращается к группе.

– Ребята! Гуляя ночью в лесу, кот Белобок встретил ведьму, он стал рассказывать ей о том, что нельзя быть такой злой, а нужно помогать людям, но старуха только посмеялась над ним и решила пошутить. Она заколдовала некоторые слова, с которыми вы уже знакомы. Давайте поможем Белобоку расколдовать их.

Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.

Скажи, ну кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды.

(Повар.)

 

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он – … (артист).

 

Ежедневно в нетерпенье

Ждем его мы сообщенья

Прямо с самого утра.

Ну когда же, ну когда же

Он по радио нам скажет:

«Завтра целый день жара»?

(Диктор.)

 

Если где случилось что-то,

Он об этом должен знать.

Написать, добавить фото,

И в газету отослать.

Полететь за новостями

Может он на край земли,

Для того, чтобы мы с вами

Эти новости прочли.

Про тайфун, про наводненье,

Кто в футболе чемпион,

Про рекорд, землетрясенье

Раньше всех напишет он.

(Журналист.)

 

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку.

(Водитель.)

 

У него серьезный вид,

Всеми он руководит,

Раздает он порученья,

Проверяет выполненье.

(Менеджер.)

 

При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке.

Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что объединяет все эти слова.

(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание профессий, верно отгадывает загадки).

 

 

4.

Дидактическая игра «Назови профессии».

Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

 

(Задание считается выполненным, если ребенок может определить профессию по результатам труда человека).

 

5.

Проблемная ситуация  «Где продается товар?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

– Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы; тетушка Сова – книгу; Лиса – конфеты.

Детям предлагается ответить на вопрос.

– В каких магазинах друзья купили свои подарки?

(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание названий магазинов различного преднозначения, может их отличить).

 

6.

 

Проблемная ситуация «Какие бывают товары?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

– Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название.

– На первой улице жили: столы, стулья, диваны…

– На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…

– На третьей: туфли, сапоги, ботинки…

Детям предлагается ответить на вопрос.

– Как можно назвать каждую из этих улиц?

Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между товарами, воспитатель задает вопрос.

– Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй…

Исходя из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о разнообразии товаров.

(Задание считается выполненным, если ребенок может правильно определит существе6нное различие между товарами, может назвать слово, объединяющее эти товары).

 

7.

Проблемная ситуация  «Как поступить?»

Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.

– В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д. Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.

Детям предлагается ответить на вопрос.

– Как ты поступишь?

    1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
    2. Молча уйдешь в другой магазин.
    3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники.

Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то другим покупателям будет удобно совершать покупки.

(Задание считается выполненным, если ребенок при ответе на вопрос может объяснить преимущество выбранного варианта ответа).

 

8.

Проблемная ситуация «Семейный бюджет»

Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в первую очередь тратятся деньги семьи:

– покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.);

– покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);

– оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат и т. д.);

– оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг, кинотеатр и т. д.);

– оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и т. д.);

– оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты, мази, микстуры и т. д.);

– оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);

– покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки, машинки, куклы, конструкторы и т. д.);

– оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);

– покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги, газеты, журналы);

– покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной упаковке и т. д.).

Воспитатель организует обсуждение.

– А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых мы можем обойтись).

– Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например: покупка дома и покупка билета на транспорт.

– Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи.

(Задание считается выполненным, если покупательное поведение ребенка адекватно предлагаемым условиям, он выбирает картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости, проявляет бережливость, рациональность, участвует в обсуждении, вместе с воспитателем делает выводы о необходимости рационального распределения семейного бюджета, бережливости).

 

9.

«Какое слово лишнее?»

Воспитатель предлагает детям четыре картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо, солнце; 3) магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар, деньги, кот. Объясняет задание.

– Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.

(Задание считается выполненным, если ребенок объединяет предметы по одному признаку и исключает лишний, обосновывает свой выбор).

10.

Игра «Магазин игрушек».

Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки игрушек и выдает игровые деньги.

– Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.); место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным, гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и купить игрушку.

По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

Воспитатель предлагает детям выполнить занимательные задания.

 (Задание считается выполненным, если ребенок принимает правила игры, может определить материал, из которого сделана понравившаяся вещь, где и кем она изготовлена, выясняет цену товара и правильно выбирает монеты для покупки).

 

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе (Приложение № 3).

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.

 

Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий):  дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

 Приложение № 3

 

Протокол выходной диагностики по итогам изучения образовательного курса
 

 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Номер задания

Итого (количество верно выполненных заданий,

от 0-до 10)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий) –

 

 

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий