Автор: Зеленецкая Светлана Валерьевна
Страна: Российская Федерация
Город: Санкт-Петербург
Организация: СОШ №249 Кировского Санкт-Петербурга
Проект: "ФинБанкси" (2022)

«Диагностический инструментарий»

 

 

Формирование финансово – экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.

В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:

I уровень – низкий: находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

II уровень – средний: этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку.  Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.

III уровень – высокий: для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав.

 

Диагностика для определения начального уровня финансово – экономических знаний.

Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно – поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.

 

Диагностический лист.

Фамилия, имя ребенка.

 

1 балл

2 балла

3 балла

Задание № 1

 

 

 

Задание № 2

 

 

 

Задание № 3

 

 

 

 

Задание № 1: «Выбери верное предложение».

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, рекламы и т.д.).

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже цена товара.

1 балл – правильно один или два ответа;

2 балла – правильно четыре ответа;

3 балла – правильно больше пяти ответов.

 

Задание № 2: «Найди лишнее».

Материал: 6 карточек, на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать, одним словом остальные три?».

1 балл – вес карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно.

 

Задание № 3: «Продолжи предложение».

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картины.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит…(пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд…(зарплату), бабушка получает…(пенсию), а брат учится в институте и получает…(стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если…(вести дополнительное хозяйство; кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это …(профессии).
  5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется…(банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна…(реклама).

1 балл – правильно два ответа;

2 балла – правильно четыре – пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов.

 

Диагностика для определения уровней  экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.

Задание № 1. Цель: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание № 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание № 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание № 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.

 

Диагностический лист

(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама).

Фамилия, имя ребенка.

Темы/Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Потребности

 

 

 

Ресурсы

 

 

 

Деньги

 

 

 

Реклама

 

 

 

 

Задание № 1.

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…(товар).

  1. Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).

- Подумай и назови свои потребности, то, без чего ты не сможешь жить. (Пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).

  1. Проследи, какие изменения происходят с растениями или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

 

Задание № 2.

  1. Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждет…(банкир).

 

В море коварном товаров и цен

Бизнес – корабль ведет…(бизнесмен).

 

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…(продавцы).

  1. - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).

- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле).

- Люди, каких профессий, по – твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).

- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).

  1. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?

 

Задание № 3.

 

  1. На товаре быть должна

Обязательно…(цена)

 

Говорят про меня –

Деревянный я.

Но неправда, я – железный,

Я – тяжелый, полновесный (рубль).

 

И врачу, и акробату

Выдают за труд…(зарплату).

 

  1. – На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).

- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться).

- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).

  1. Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай, почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).

 

Задание № 4.

 

  1. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без…(рекламы).

 

Яркой краски привлекает,

Покупать нас заставляет. (рекламный плакат)

 

Прохожу мимо витрины,

И стоит там человек,

Говорит он так красиво,

Кто же этот человек? (рекламный агент).

  1. – Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)

- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные).

- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали).

  1. Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.

Диагностика для определения уровней  экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:

  1. Знания в области социально – экономической сферы;
  2. Знания в области товарно – денежных отношений;
  3. Знания в области производства и связанных с ним вопросов;
  4. Знания в области информационно – организаторской сферы;
  5. Знания в области нравственно – этической сферы;
  6. Знания в области государственно – юридической сферы.

Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.

Задания первой серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?».

Задание № 2: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?».

Задание № 3: Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и т.д.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.

Задание № 4: Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.

Задание № 5: Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.

Задание № 6: Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребенок хочет для ребят из детского сада.

Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.

Задания второй серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».

Задание № 2: Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».

Задание № 3: Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».

Задание № 4: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).

Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?».

Задание № 6: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».

Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно – денежных отношениях, процесс купли – продажи

Задания третьей серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?».

Задание № 2: Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товар?».

Задание № 3: Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товар?».

Задание № 4: Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».

Задание № 5: Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по – разному: в одном месте дороже, в дорогом дешевле?».

Задание № 6: Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».

Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, то есть о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.

Задания четвертой серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать, то что лежит перед тобой?»).

Задание № 2: Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».

Задание № 3: Вопрос ребенку: «Можно ли и одних материалов изготовить другие?».

Задание № 4: Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.

Задание № 5: Педагог предлагает рассказать ребенку технологию приготовления пищи.

Задание № 6: Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).

Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.

Задания пятой серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».

Задание № 2: Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».

Задание № 3: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».

Задание № 4: Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».

Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».

Задание № 6: Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».

Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно – юридической сферы.

Задания шестой серии:

Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое собственность?».

Задание № 2: Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем.

Задание № 3: Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».

Задание № 4: Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».

Задание № 5: Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Фёдору?».

Задание № 6: Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».

Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:

3 балла – при ярко выраженном признаке;

2 балла – при его устойчивом проявлении;

1 балл – в случае слабого проявления признака;

0 баллов – при его отсутствии.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

I уровень (низкий) – количество баллов от 3 до 8;

II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;

III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.

 

Диагностический лист

(темы: Профессия, Орудия труда, Бюджет семьи, Доходы семьи, Товар и цена, Реклама).

Фамилия, имя ребенка.

Темы/Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Профессии

 

 

 

Орудия труда

 

 

 

Бюджет семьи

 

 

 

Доход семьи

 

 

 

Расход семьи

 

 

 

Товар и цена

 

 

 

Реклама

 

 

 

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессией; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.

Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.

 

Диагностический лист

(тема: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль, Валюта, Бартер).

Фамилия, имя ребенка.

Темы/Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Деньги

 

 

 

Сбережения

 

 

 

Денежная прибыль

 

 

 

Валюта

 

 

 

Бартер

 

 

 

Освоение программы:

Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в простейших экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.

Высокий -  ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.

 

 

18 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий