Формирование финансово – экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников:
I уровень – низкий: находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно – следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово – экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень – средний: этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно – следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово – экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий: для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно – следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика для определения начального уровня финансово – экономических знаний.
Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно – поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.
Диагностический лист.
Фамилия, имя ребенка.
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Задание № 1 |
|
|
|
Задание № 2 |
|
|
|
Задание № 3 |
|
|
|
Задание № 1: «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, рекламы и т.д.).
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
1 балл – правильно один или два ответа;
2 балла – правильно четыре ответа;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Задание № 2: «Найди лишнее».
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать, одним словом остальные три?».
1 балл – вес карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание № 3: «Продолжи предложение».
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картины.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре – пять ответов;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.
Задание № 1. Цель: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание № 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание № 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание № 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Диагностический лист
(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Потребности |
|
|
|
Ресурсы |
|
|
|
Деньги |
|
|
|
Реклама |
|
|
|
Задание № 1.
Там дешевле весь…(товар).
- Подумай и назови свои потребности, то, без чего ты не сможешь жить. (Пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).
Задание № 2.
В банк к себе вас ждет…(банкир).
В море коварном товаров и цен
Бизнес – корабль ведет…(бизнесмен).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…(продавцы).
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле).
- Люди, каких профессий, по – твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).
Задание № 3.
Обязательно…(цена)
Говорят про меня –
Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
Я – тяжелый, полновесный (рубль).
И врачу, и акробату
Выдают за труд…(зарплату).
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться).
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
Задание № 4.
Сбыта нету без…(рекламы).
Яркой краски привлекает,
Покупать нас заставляет. (рекламный плакат)
Прохожу мимо витрины,
И стоит там человек,
Говорит он так красиво,
Кто же этот человек? (рекламный агент).
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные).
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали).
Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Задания первой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?».
Задание № 3: Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда, игрушки и т.д.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, на которых изображены предметы, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание № 4: Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание № 5: Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание № 6: Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что ребенок хочет для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Задания второй серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно – денежных отношениях, процесс купли – продажи
Задания третьей серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товар?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товар?».
Задание № 4: Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по – разному: в одном месте дороже, в дорогом дешевле?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, то есть о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
Задания четвертой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать, то что лежит перед тобой?»).
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Можно ли и одних материалов изготовить другие?».
Задание № 4: Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание № 5: Педагог предлагает рассказать ребенку технологию приготовления пищи.
Задание № 6: Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, как из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
Задания пятой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».
Задание № 2: Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно – юридической сферы.
Задания шестой серии:
Задание № 1: Вопрос ребенку: «Что такое собственность?».
Задание № 2: Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем.
Задание № 3: Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание № 4: Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание № 5: Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Фёдору?».
Задание № 6: Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла – при ярко выраженном признаке;
2 балла – при его устойчивом проявлении;
1 балл – в случае слабого проявления признака;
0 баллов – при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) – количество баллов от 3 до 8;
II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;
III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.
Диагностический лист
(темы: Профессия, Орудия труда, Бюджет семьи, Доходы семьи, Товар и цена, Реклама).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Профессии |
|
|
|
Орудия труда |
|
|
|
Бюджет семьи |
|
|
|
Доход семьи |
|
|
|
Расход семьи |
|
|
|
Товар и цена |
|
|
|
Реклама |
|
|
|
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессией; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Диагностический лист
(тема: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль, Валюта, Бартер).
Фамилия, имя ребенка.
Темы/Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Деньги |
|
|
|
Сбережения |
|
|
|
Денежная прибыль |
|
|
|
Валюта |
|
|
|
Бартер |
|
|
|
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в простейших экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.
Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.