По книге Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»
Ход мероприятия:
( Приложение №2)
а) Учащиеся рассажены в круг, на столе разложены карточки с надписями:
Милосердие, Грусть, Горечь, Испуг, Ужас, Бесстрашие, Надежда, Храбрость
Изолированность, Злость, Доброта, Жалость, Героизм, Обида, Напряжение
Преданность, Беспокойство, Глупость, Раскаянье
б) Учащимся читается отрывок из книги:
«…..Живяков помолчал и вдруг, понизив голос, сказал:
— Коверский за жратвой собирается, когда стемнеет. Пойдешь с ним?
— Куда?
— Туда, — кивнул он головой вперед. — Куда еще?
Вася сразу догадался, что имеет в виду Живяков. Он и сам много раз подумывал, что в рюкзаках у убитых егерей наверняка есть харчи и неплохо бы добраться до них. Но как? …….
— Ну как, Чуткин? Пойдешь?
— Нога у меня…
— Что нога? Бегать не придется. По-пластунски надо. А мы огоньком прикроем. Я сюда пулемет выдвину, соседей попрошу поддержать. Жрать-то, поди, хочется?
— Будет приказ — пойду…
— Приказа не будет. Кто ж в таком деле приказывать станет? Тут дело добровольное. Коверский вон сам попросился.
— Ладно, — сказал Вася и тут же пожалел, что согласился.
— Готовься. Свой мешок здесь оставь. Я скажу, когда начинать. Может, тебе автомат лучше взять? Хотя не надо, у Коверского автомат…………
Со скалы его заметили.
— Чуткин, ты? — услышал он голос Живякова.
— Я, — слабо отозвался Вася.
Двое спустились вниз, подхватили плащ-палатку, ползком быстро утянули ее, а Вася, как бы не веря, что все кончилось, продолжал лежать, и мелкий дождь приятно смывал с лица едкий пот.
— Чуткин, где ты? Скорей! — встревоженно позвал сверху Живяков.
И тут Вася не выдержал, поднялся в рост и зашагал, хромая и пошатываясь, к скале.
— Полежи, отдохни пока, — мягко и сочувственно сказал Живяков, опускаясь рядом. — Значит, так и не добрались до харчей?
— Почему не добрались? Добрались… Один рюкзак сняли……..
Пришлось рассказывать. Живяков слушал, кивал головой, а сам хмурился, сопел и безотрывно смотрел на Чуткина.
— Вот уж воистину говорят, — тяжело вздохнул он, — заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет… А я все ждал, когда же ты, Чуткин, поумнеешь?
— Чё я опять не так сделал? Ты скажи!
— Тебя, Чуткин, я ведь за делом посылал. Не для того, чтоб лишним куском брюхо набить. Это ты хоть взял ли в толк? Ты хоть видел ли, куда Коверского ранили?
— Чё, я слепой, чё ли?
— А ты знаешь, что с такой раной человек уже не жилец? Вот так-то… О живых ты и не думал! Тащил себе мертвеца, и наплевать тебе, что без жратвы завтра все живые не подымутся.
— Бросить надо было, чё ли?
— Зачем бросать? — Живяков помедлил и нашелся: — А вот скажи, парень, как бы ты поступил… Вот если бы вас не за жратвой, а, допустим, мост взрывать отправили, и Коверского так же ранили. Ты что же — тоже на задание бы плюнул и потащил бы его назад?
— Сравнил — мост и жратву…
— Какая разница? Задание есть задание. А для нас, может, жратва теперь поважнее любого моста… Попали в такой переплет, что дай бог хоть кому-нибудь в живых остаться. Сам рассуди: выходит, Коверский зря погиб, без пользы, и все из-за того, что ты слюнтяем оказался.
Вася никак не хотел соглашаться с Живяковым: было в рассуждениях отделенного что-то такое, что противно было его представлениям о войне, о долге и товариществе, однако найти какой-то довод и возразить он не мог и оттого чувствовал себя все более виноватым. Вылазка за продуктами стала казаться ему позором…»
в) Учащимся предлагается выбрать карточки из предложенных, которые, по их мнению, более четко характеризуют поведение героев прочтенного отрывка, с последующей аргументацией, почему они так решили.
( акцент делаем на слове МИЛОСЕРДИЕ)
г) Учитель говорит, что данный отрывок взят из книги Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»; учащимся задается вопрос: Что такое милосердие? Как они понимают, кто такой милосердный человек? (выслушиваем мнение учащихся)
д) Учитель дает определение, что такое милосердие из большого толкового словаря (Слайд № 2)
2. Основная часть:
а) Биография Д.Я. Гусарова (Слайд №3)
Уроженец деревни Тулубьево, что под Великими Луками Псковской области.
Главный его роман, сделавший автора известным на всю страну «За чертой милосердия» вышел в 1977 году. Получил Государственную премию Карелии. ( Слайд №4)
в) Рассказ учителя о жанре книги
Роман- хроника
(греч. chronika летопись), литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в ихвременно́й последовательности. В отличие от дневника или исторического романа хроника изображает самход времени, а не переживания и конфликты людей. Сюжетообразующую роль играет само время, повествование строится как смена эпизодов, картин действительности. ( Слайд №5)
г) Рассказ учителя о сюжете романа – хроники:
В книге Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия» рассказывается об истории похода 593 партизан ( 1 партизанская бригада Карельского фронта – Слайд № 8 ) в тыл противника. События разворачиваются в лесах Медвежьегорского района Республики Карелия, оккупированных финнами. С Карельского фронта Ставка вынуждена была забрать 3 дивизии, стаявшие на обороне.
Была поставлена задача: ни в коем случае не допустить, чтобы противник, воспользовавшийся этим, мог снять с Карельского фронта часть для перегруппировки и переброски. Партизанская бригада должна была, не обнаруживая себя преждевременными действиями напасть на штаб противника в Поросозере, захватить пленных и штабные документы, уничтожить живую силу.
Из приказа Штаба партизанского движения при Военном Совете Карельского фронта от 13 июня 1942 года город Беломорск (Слайд № 6)
Командование рассчитывало, что противник отвлечет большие силы на преследование, а партизаны, после выполнения задания скрытно, лесами, вернутся к своим. Гусаров считает, что замысел бригадного похода был серьезной тактической ошибкой неопытных штабистов, но героизм, преданность долгу и стойкость партизан, позволили исправить этот просчет.
Большая группа партизан (1- партизанская бригада Карельского фронта) под командованием уроженца карельского села Паданы Медвежьегорского района КАССР Ивана Григорьева (Слайд №7) была отправлена на секретное задание, прошла 500 верст невыносимо тяжкого пути, в условиях постоянного преследования (Слайд № 9); провела 26 больших и малых боев, совершила 5 прорывов через вражеское окружение. Партизаны пробирались по лесам и болотам, несли весь запас на своих плечах (Слайд № 11, 10,13,14,16). Финнам боеприпасы и продукты питания подвозили на грузовиках по лесным дорогам.
Самый жестокий бой произошел на лесистой горе, на высоте 264,9 , где отряд партизан укрылся для ночлега и отдыха. Враг прижимал их к земле огнем сотен автоматов и пулеметов. От мин нельзя было спрятаться за камнями, они падали сверху и разбрасывая свои смертоносные осколки. Самый драматичный момент- переправа партизан через узкое лесное озеро - на скоро сколоченных плотах партизаны стали живыми мишенями для финских самолетов. ( Слайд № 15) . Партизаны ценою жизней своих товарищей вырвались из смертельно опасного круга. Потери были велики 119 израненных, голодных, обессиливших бойцов выжили и прорвались к своим. Бригада совершила невозможное, выдержав напор превосходивших сил противника (593 партизана и 2500 финнов).
Напрасно, ли были жертвы? Конечно, нет! Отряд изматывал врага. Летом 1942 года финны были отвлечены от главного объекта Карельского фронта - железной дороги.
д) Рассказ учителя о месте следования партизанской бригады и показ по физической карте Карелии мест, где проходили бои – Западно – Карельская возвышенность
е) Чтение учителем отрывков из романа Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия»:
1. Описание Западно- Карельской возвышенности
«…..Двигаться становилось труднее. Путь медленно и почти незаметно шел все вверх и вверх; спереди, справа и слева виднелись высокие каменистые увалы- бригада уже втянулась в широкую полосу, которая на географических картах значилась как Западно- Карельская возвышенность. В другое время на это никто не обратил бы внимания : обычная гряда холмов с редкими высотами, чаще всего плоскими, с нагромождениями камней и со светлыми сосновыми борами, - но теперь каждый шаг давался с таким трудом, что подъемы и спуски были мукой…….»
2. Описание высоты 264,9м – где произошел самый жестокий бой
«…..Высота 264,9 м — это широкое, вытянутое овалом плато с каменистым обрывом с севера и с пологими, мягкими спусками в другие стороны. С края обрыва открывается просторный вид на озера и болота внизу, на небольшую речку Тяжу, протекавшую слева, на соседние горы, темневшие на горизонте, — место чистое и светлое, где даже легкий ветерок сдувает мошкару и комаров, а огромные обомшелые валуны могут служить удобным укрытием при обороне…..»
Вывод: Путь партизанской бригады был тяжелый. В таких жестких условиях эти люди проявили стойкость, терпение, мужество, человеколюбие и каких усилий этого стоило - и физических и нравственных.
ж) Работа учащихся в группах (чтение отрывков из романа Д.Я. Гусарова « За чертой милосердия» с последующими ответами на вопросы)
1. Прочитать и пересказать предложенный отрывок из книги.
2. Обсудить в группе, о чем этот текст.
3. Попробуйте дать оценку поступкам и поведению героев.
4.Можно ли считать их поступки милосердными?
( Приложение №1)
з) Учитель читает отрывок из романа Гусарова « За чертой милосердия»
«……..Этот его смех Вася даже теперь не мог с вспоминать без обиды. Да, не повезло ему с командиром отделения. Другой бы на месте Живякова радовался, что боец с больной ногой сам идет, другой, может, похвалил бы, подбодрил, поддержал, а этот будто боится, что у него помощи попросят, заранее рычит, чуть не силой подгоняет.
Вася попробовал представить себе, какая у него была бы жизнь, если бы на месте Живякова оказался другой человек, вспомнил все свои многочисленные стычки с отделением, и вдруг совершенно неожиданная мысль пришла ему в голову: а может, как раз наоборот, ему повезло с командиром.
Если бы не Живяков, он, может, давно бы уже и раскис - еще там, на нейтральной полосе, когда попал в « доходяги», или теперь, когда подвернул проклятую стопу. Может, в боевой обстановке так и надо - быть беспощадным, и к себе, и к другим. Недаром в отделении у Живякова нет ни случаев голодной смерти, ни « доходяг», которых надо тащить. Все идут, все держатся……
Вывод: Милосердие и доброта на войне оказывается за чертой, необходимыми качествами для каждого. Делясь последними крохами, можно выжить, сохранив человеческое достоинство. Григорьев действует не для себя, чести и слова, а для дорогих и близких, веривших ему людей, которых сюда на эту каменистую, обильно политую кровью высоту привел он.
Роман Д.Я. Гусарова о высшей правде - о совести и нравственном выборе. По словам автора, многие поступки на войне были за чертой милосердия, но этого требовали обстоятельства.
3.Заключение
В настоящее время ведутся поисковые работы по пути следования 1-й партизанской бригады Григорьева, предлагаем Вам просмотреть видео об этой работе ( Приложение №3)
На месте партизанских боев люди установили памятные знаки- это Мемориал - Памятник воинам 1-й партизанской бригады ( на высоте 264,9м) и Памятник на месте боя партизанского отряда село Паданы Медвежьегорского района ( Слайд №23).
4.Минута Памяти
5.Рефлексия
Ответы на вопросы ( Слайд №24)
1.. Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
2. Что оставило наибольшее впечатление?
3. Хотели бы Вы прочитать Д.Я. Гусарова
« За чертой милосердия»?